Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2020 (№ 3-16)

Котяхова А.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание: Котяхова А.В. Психолого-педагогические условия организации учебного сотрудничества в начальной школе // Современная начальная школа. 2020. № 3. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/03.pdf.

На сегодняшний день создано немало теорий и концепций, авторы которых исследовали социальную, культурную и психолого-педагоги-ческую действительность в организации работы начальной школы. Тема «Психолого-педагогические условия организации учебного сотрудничества в начальной школе» актуальна и сегодня, так как данные условия способствуют созданию благоприятной и комфортной атмосфере при взаимодействии обучающихся и учителя на уроке. С ростом внимания педагогов и психологов к психическому развитию детей, раскрытию их способностей и формированию личности обучающихся возрастает роль определения способов создания психолого-педагогических условий организации учебного сотрудничества младших школьников.

Сотрудничество строится на межличностном взаимодействии, очень важно, чтобы учитель обладал приемами создания психологически комфортной обстановки на занятии. На уроках важно устанавливать правила общения, которые изначально предлагает учитель, а затем обучающиеся в процессе занятия могут их дополнять. Например, правило, что точку зрения другого не следует критиковать, осуждать, а следует ее обсудить. На занятиях учитель может равноправно участвовать в играх, быть личностно открытым для детей. Важно развивать мышление обучающихся соответственно их возрасту. Для младших школьников от наглядно-действенно-го и предметно-образного видов мышления к абстрактному. На каждый вид деятельности на уроке педагог увеличивает время работы постепенно. Это требует от обучающихся проявления не только непроизвольного, но и произвольного внимания. Необходимы и важны одобрение и похвала со стороны учителя, что позволит младшему школьнику почувствовать свою успешность. Для создания благоприятной обстановки на уроке, а также, чтобы обучающиеся не уставали, необходимо чередовать различные виды деятельности: дети слушают, читают, обсуждают прочитанное, разгадывают ребусы, кроссворды, рисуют, пишут.

На занятиях ведется обсуждение с детьми, что им понравилось на уроке, что нет, что нового они узнали. Важно задавать вопросы, отражающие взаимосвязь обучающихся и учителя: «Как вы считаете, что на уроке меня обрадовало? Как Вы это поняли?» Рефлексия обеспечивает ответственность за то как строится взаимодействие как учителя, так и младших школьников. Обратим внимание, что обсуждение должно проходить в спокойном и доброжелательном тоне. Взаимная рефлексия учителя и обучающихся способствует более легкому планированию уроков с учетом интересов детей. Рефлексия обеспечивает завершенность занятия, в конце которого учитель подводит итоги работы на уроке. Также взаимная рефлексия обеспечивает уверенность обучающихся в себе и стимулирует их активность.

Для создания психолого-педагоги-ческих условий организации учебного сотрудничества в начальной школе педагогу требуются постоянное творчество, душевная щедрость и мыслительная работа. В условия современной школы важно обеспечить взаимосвязь педагогических средств, которые применяются в учебной и внеурочной деятельности, гибко организовывать учебный процесс. Объединение педагогических средств урочной и внеурочной деятельности создаст разнообразие в образовательном процессе. Взаимоотношения «учитель-обучающийся» строятся, исходя из того хорошего, что есть в ребенке. «Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя», - утверждают психологи. Это утверждение помогает формировать дружный коллектив и создавать доброжелательную теплую атмосферу.

Создания психолого-педагогиче-ских условий организации учебного сотрудничества в начальной школе способствует раскрытию индивидуальных возможностей обучающихся, развитию и мотивации в учебной деятельности, формированию жизненных идеалов, ценностного отношения к процессу участия в учебной или творческой деятельности, а также содействует дальнейшей успешной социализации обучающихся начальной школы.

Библиографический список

1. Ефремова О.А., Зайдман И.Н. Как научить всех и каждого: Учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010- 352 с.

2. Зайдман И.Н. Общение: Учимся понимать себя и окружающих. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009 г.

Сведения об авторе

Котяхова Анна Викторовна, учитель начальных классов, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 14", Россия, Московская область, г. Мытищи.