Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Минина О.В. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПАРАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Минина О.В. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ПАРАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 10 (53). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/53.pdf.

В настоящее время продолжаются поиски путей развития у детей такой ключевой компетенции, как умение учиться. Необходимо строить урок так, чтобы каждый ученик был активным, а не пассивным участником образовательного процесса. Современный учитель понимает, что знания не следует передавать в готовом виде. Обучающиеся должны сами активно принимать участие в познавательной исследовательской деятельности. Ребёнок позитивно развивается, когда его действия самостоятельны и интересны ему. Именно собственное действие является основой формирования в будущем его самостоятельности.

Особое внимание я в своей работе стараюсь уделить развитию коммуникативных действий, которые обеспечивают не только социальную компетентность, но и умение слушать, вести диалог, принимать участие в коллективном обсуждении вопросов.

Урок по-прежнему является главным пространством по использованию современных методик. Считаю, что лучшей формой взаимопонимания и сотрудничества обучающихся является работа в парах. В парах можно не только организовать повторение и закрепления изученного материала, но и изучение нового материала.

При планировании использования на уроке этого вида работы следует сначала озвучить правила сотрудничества, обязательно проиграть рекомендуемые формы взаимодействия, показать возможные ошибочные действия. Необходимо учесть, что нельзя разбирать ошибки на конкретной паре школьников, для этого лучше придумать сюжеты со сказочными или вымышленными героями.

Предлагаю такую последовательность обучения работы в парах:

Сначала нужно организовать работу взаимопроверок.

Следующий этап – выполнение тренировочных заданий с последующей взаимопроверкой (устный счёт, умножение, сложение, деление, вычитание, работа по вариантам и т.д.)

Далее я стараюсь научить детей задавать друг другу вопросы по теме, учиться находить аргументы в пользу своей точки зрения

Существуют несколько принципов, на которые необходимо опираться при организации парной работы на уроке: непрерывная и немедленная передача знаний, информации; дифференциация; сотрудничество и взаимопомощь; оптимальный отбор содержания материала; принцип «педагогизации», т.е. формирование способности и интереса обучать других людей; взаимная ответственность.

Работа в парах может быть реализована в 3 вариантах.

1. Статическая пара (в качестве партнера выступает сосед по парте). Может происходить смена ролей «учитель» – «ученик».

2. Динамическая пара: когда осуществляется выбор четверых учащихся и дается одно задание, состоящее из четырех частей. После выполнения своей части задания учащийся обсуждает задание с другими тремя по очереди, находя индивидуальный подход к каждому однокласснику.

3. Вариационная пара: каждый учащийся получает индивидуальное задание, выполнив которое анализирует его с педагогом, проводит взаимообучение с тремя учениками.

Необходимо учесть несколько ограничений при организации работы в парах

1. Нельзя создавать пару из двух «слабых» учеников

2. При выраженном нежелании ребёнка работать в группе рекомендуется разрешить ему выполнить работу индивидуально

3. Учить детей правилам диалога. Разрешаем небольшой «деловой» шум, но выкрики и ответы в полный голос допускать не следует.

4. Время работы в парах в первых - вторых классах не более 15-20 минут, а в-третьих – четвертых классах не более 20 - 30 минут.

Работу в парах можно вводить уже в первом классе. Дети с интересом принимают этот вид работы. С помощью этой формы успешно решаются задачи по формированию навыков общения.

Список литературы

1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2022/11/14/organizatsiya-raboty-v-parah-na

2. Минаева Е.В., Булдыгерова Т.И., Фомичева И.В. ПАРНАЯ РАБОТА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 12-2. – С. 455-459;

3. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37366

4. https://www.1urok.ru/categories/10/articles/62902 Казьмина О. В. Организация парной работы на уроках в начальной школе

5. Голикова, Л. В. Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО / Л. В. Голикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 411-