Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Зикунова Н.И. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ И СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

Библиографическое описание:
Зикунова Н.И. Охрана здоровья и создание здоровьесберегающей среды при подготовке будущих первоклассников // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.

Охрана здоровья детей является одним из приоритетных направлений деятельности всего общества. Когда будущий первоклассник идет в школу, это очень ответ ственная пора в жизни каждой семьи. Пер вокласснику нужно многое знать и уметь, чтобы выполнить все требования, предъ являемые программой. Он должен успешно овладеть учебной деятельностью в соответствии с ФГОС, наладить отношения с учителями и сверстниками, освоить новый режим труда и отдыха и усвоить школьные нормы поведения. Если в процессе адаптации возникнут какие-либо сложности, это может повлиять на становление ученика как субъекта учебной деятельности в целом. Чтобы этого избежать, необходимо создать такую благоприятную среду, чтобы ребёнок, идущий в школу, с удовольствием учился.

Поэтому в нашей школе уже 13 лет проводится школа субботнего дня «Филиппок», которая способствует развитию и подготовке ребёнка. Составляется расписание, рабочая программа, проводится родительское собрание, анкетирование консультирование родителей. На первом собрании родителям разъяснили особенности ФГОС нового поколения, они узнали, как изменится их роль в условиях новых подходов к обучению детей. Родители познакомились с современными тенденциями в образовании, с особенностями внеурочной деятельности в 1 классе, с портфолио учащегося.

Проводятся эти занятия 1 раз в неделю, по 3 занятия в течении 20 минут с января по июнь по субботам.

ЦЕЛЬ этой работы - подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. Основной характеристикой личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, которая включает в себя коммуникативную, социальную, интеллектуальную и компетентность в плане физического развития.

Программа подготовки дошкольников и формирование компонентов учебной деятельности строится с учетом всестороннего развития детей, выявления индивидуальных возможностей ребенка, развитие его интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы.

Данная программа решает следующие ЗАДАЧИ:

· сохранить здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;

· устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе;

· исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.

Очень важно сохранить физическое и психологическое здоровье детей. Чтобы детям было удобно, занятия проводятся в помещении 1 класса, где мебель приспособлена для роста детей, есть игровой уголок, наглядный и иллюстративный материал, автоматизированное место учителя, рециркулятор. На переменах с детьми играем в спортзале, знакомимся ближе друг с другом, дети учатся взаимодействовать, снимают напряжение после занятий.

На занятиях задания разнообразятся, виды деятельности меняются. Используются картинки и иллюстрации для пересказов и составления предложений, рассказов.

Подготовка к письму проводятся в тетрадях и альбомах. Активно используется ИКТ, интерактивные задания. Это развивает интерес детей и разнообразит работу учителя. Дети выполняют физминутки для глаз, весёлую гимнастику, приём театрализации.

Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать и читать. На них осуществляется этап подготовки детей к письму, чтению, математике. Происходит снижение психологической нагрузки ребенка. В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.

Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального, физического и психического развития ребенка, включают в себя разнообразные игры и упражнения; физкультминутки; веселые дидактические игры; самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях; игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки; занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков. Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов - задача, стоящая перед школой при первом знакомстве с будущим первоклассником.

Организация предшкольной подготовки дошкольников обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах, обеспечение интеллектуального и личностного развития ребёнка, оказание диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

Из отзывов родителей мы узнаём, что предшкольная подготовка нужна.

В моём подготовительном классе обучались 13 учеников. Шесть из них не посещали детский сад. Есть дети из неблагополучных семей. Два ребёнка приезжали из соседнего села. Педагогическая диагностика готовности учащихся 1 класса к овладению грамотой и математикой показала, что уровень готовности по зрительному восприятию, классификации предметов, произвольность (умение следовать указаниям) - средний уровень.

По пространственному восприятию, выбору и выполнению арифметических действий, сравнению множеств, фонематический слух, предпосылки к овладению звуковым анализом – низкий. В дальнейшей учёбе детям пригодились полученные знания и умения. Меньше времени уходило на организацию рабочего места и других оргмоментов.

Для успешной и результативной адаптации необходимо создавать у школьников позитивную установку на сотрудничество, обеспечивать эмоциональный комфорт, психологическую защищенность ребенка, актуализировать мотивацию познавательной, поисковой, творческой активности, предоставлять возможность апробировать приобретенные знания на уровне поведения в игровых и реальных ситуациях общения.

Занятия, полезные для ребенка в период подготовки его к школе:

Развитие мелких мышц руки: работа с конструкторами разного типа; работа с ножницами, с пластилином; рисование в альбомах (карандашами, красками).

Использую ролевые игры, дыхательную гимнастику, физкультминутки, рисование, групповые обсуждения, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, направленное воображение. Использовались такие группы методов: метод убеждения, метод стимулирования, метод самовоспитания, метод игровой терапии. Такие упражнения как «Знакомство», «Комплимент», «Иголка и нитка». Следим за правильной позой учащегося во время занятий. Для правильной ориентации дыхания проводятся двигательные упражнения с названиями: «Задуть свечу», «Словить комара», «Согреть руки».

Проанализировав данную работу, я пришла к выводу, что предшкольная подготовка даёт положительные результаты.

Отношения у детей в процессе подготовки складываются в основном доброжелательные. В ходе занятий дети проявляют способность к фантазии, воображению. Многие научились выполнять инструкцию педагога, следовать установленным правилам. Они проявляют широкую любознательность, задают вопросы, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.

Таким образом, создание здоровьесберегающих условий позволяет реализовать здоровьесберегающие технологии, способствует сохранению физического и психологического здоровья детей.

Список литературы:

1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

2. Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.

3. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М., 2003.

4. Дубровина И.В. – Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.

5. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. – М., 2003.

6. Шабалина З.П. Первый год – самый трудный. М.: Просвещение, 1990.