Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Мальцева И.А. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АНГЕЛ

Библиографическое описание:
Мальцева И.А. Рождественский ангел // Современная начальная школа. 2021. № 29. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/29.pdf.

Ангел присел на еловую ветку
Легкий, воздушный, почти невесомый.
Средь мишуры и шаров разноцветных
Кажется он неприметным и скромным.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Школьная пора- отличное время для формирования духовной нравственной личности. Именно в школьные годы необходимо проводить воспитательные работы с целью формирования высших моральных ценностей, таких как: гуманные отношения между детьми, чувство долга, ответственности за свое поведение, трудолюбие, бережливое отношение к природе, культуру общения, самопознание и самовоспитание.

На своих занятиях я стараюсь привить детям любовь к нашей культуре, стремление уважать и сохранять наследие предков, даю им представление о многогранности и безграничном разнообразии традиций и культур нашей Родины. Знакомлю с семейными православными праздниками – Рождеством Христовым, Светлой Пасхой, Троицей, Днем семьи, любви и верности, а также праздниками славянскими пришедшими к нам из глубокой древности - Масленицей. Стараюсь рассказывать им добрые стихи и потешки, читаю русские народные сказки о добре с победой над злом, добрых поступках по отношению к другим людям, сохранению традиционных семейных ценностей.

Народное искусство – великая сила, которая связывает прошлое, настоящее и будущее.

Сохранение исторических и национальных корней зависит от того, научимся ли мы понимать и ценить те духовные и нравственные традиции, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Но чтобы обрести это богатство, постичь науку добра, испытать радость от встречи с прекрасным, необходимо обладать чуткой душой и отзывчивым сердцем.

Человек издавна старался украсить свое жилище, быт и делал он это с помощью материала, который находился с ним рядом, т. е. под руками: дерево, глина, тесто, береста, ткань, пряжа и т. д.

Цель: Способствовать формированию умений и навыков

изготовления кукол из ниток.

Задачи:

1. Обучающие:

· формирование умений и навыков изготовления кукол из ниток.

2. Развивающие:

· способствовать развитию творческих способностей, мышления, эстетического вкуса, мелкой моторики.

3. Воспитательные:

· способствовать формированию духовно- нравственных качеств.

Формы организации: -эмоционального стимулирования;

-наглядный;

-самоконтроля;

-практической работы;

-словесный (монологический, диалогический).

Материалы и оборудование: пряжа белого цвета, белый картон, клей, простой карандаш, ножницы, шаблон, иллюстрации с изображением ангелов, рефлексивный плакат.

Структура занятия:

1. Вводная часть

а) чтение стихотворения Ф.Достоевского "Божий дар"

2. Основная часть

а) краткий рассказ о истории праздника;

б) физическая минутка;

в) ТБ при работе с ножницами;

г) изготовление Ангела из ниток;

д) рождественские вопросы.

3. Заключительная часть (рефлексивный этап)

а) обобщение воспитателя;

б) анализ занятия;

в) уборка рабочего места;

Ход занятия:

Воспитатель:

Крошку-Ангела в сочельник

Бог на землю посылал:

«Как пойдешь ты через ельник,–

Он с улыбкою сказал, –

Елку срубишь, и малютке

Самой доброй на земле,

Самой ласковой и чуткой

Дай, как память обо Мне».

И смутился Ангел-крошка:

«Но кому же мне отдать?

Как узнать, на ком из деток

Будет Божья благодать?»

«Сам увидишь», – Бог ответил.

И небесный гость пошел.

Месяц встал уж, путь был светел

И в огромный город вел.

Всюду праздничные речи,

Всюду счастье деток ждет…

Вскинув елочку на плечи,

Ангел с радостью идет…

Загляните в окна сами, –

Там большое торжество!

Елки светятся огнями,

Как бывает в Рождество.

И из дома в дом поспешно

Ангел стал переходить,

Чтоб узнать, кому он должен

Елку Божью подарить.

И прекрасных и послушных

Много видел он детей. –

Все при виде Божьей елки,

Всё забыв, тянулись к ней.

Кто кричит: «Я елки стою!»

Кто корит за то его:

«Не сравнишься ты со мною,

Я добрее твоего!»

«Нет, я елочки достойна

И достойнее других!»

Ангел слушает спокойно,

Озирая с грустью их.

Все кичатся друг пред другом,

Каждый хвалит сам себя,

На соперника с испугом

Или с завистью глядя.

И на улицу, понурясь,

Ангел вышел… «Боже мой!

Научи, кому бы мог я

Дар отдать бесценный Твой!»

И на улице встречает

Ангел крошку, – он стоит,

Елку Божью озирает, –

И восторгом взор горит.

«Елка! Елочка! – захлопал

Он в ладоши. – Жаль, что я

Этой елки не достоин

И она не для меня…

Но неси ее сестренке,

Что лежит у нас больна.

Сделай ей такую радость, –

Стоит елочки она!

Пусть не плачется напрасно!»

Мальчик Ангелу шепнул.

И с улыбкой Ангел ясный

Елку крошке протянул.

И тогда каким-то чудом

С неба звезды сорвались

И, сверкая изумрудом,

В ветви елочки впились.

Елка искрится и блещет, –

Ей небесный символ дан;

И восторженно трепещет

Изумленный мальчуган…

И, любовь узнав такую,

Ангел, тронутый до слез,

Богу весточку благую,

Как бесценный дар, принёс.

- Знаете ли вы, кто такие ангелы?

Бог сотворил НЕБО прежде, чем окружающий нас мир. НЕБО – это невидимый, духовный мир, но при этом настоящий. В этом мире живут невидимые духи, которые служат Богу, помогают Ему, исполняют Его поручения. Небо их дом. Мы, люди, называем их АНГЕЛАМИ. АНГЕЛ значит «вестник» или «посланец». Люди изображают АНГЕЛОВ прекрасными юношами с крыльями в знак того, что они быстро исполняют волю Божью, летают.

Много раз посланники Бога являлись людям с добрыми и значительными известиями. Мир ангелов скрыт от человека, лишь немногим была дарована встреча с таинственными небесными силами.

Однажды ангел Господень Архангел Гавриил явился Деве Марии и сообщил ей: “ Не бойся, Мария! Я принес тебе радостную весть: У тебя скоро будет сын. Он будет Сыном Самого Бога. Ты назовешь Его Иисус”.

В ночь с 6 на 7 января родился Иисус Христос – обещанный Богом Спаситель мира.

Рождество Христово – день, когда в мир вошёл Христос с любовью. Это день всепрощения, день светлых чувств. День, когда нужно всех любить.

К этому святому торжеству верующие готовятся великим сорокадневным постом, который заканчивается в канун праздника – сочельник (6 января). В этот вечер едят пшеничное зерно, размоченное водой, но только после появления первой вечерней звезды – воплощение Вифлиемской звезды.

Рождество - самый первый, и один из самых великих праздников христиан всей планеты. Без Рождества не было бы Голгофы, прощения и любви.

Физическая минутка:

Выпал беленький снежок

Собрались мы все в кружок

Мы потопаем, мы похлопаем.

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы потопаем, мы похлопаем,

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Техника безопасности при работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не держите ножницы лезвием вверх.

4. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

5. Не режьте ножницами на ходу.

6. Не подходите к товарищу во время работы.

7. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

8. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Техника безопасности при работе с клеем

1. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом

количестве воды.

5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

Изготовление Ангела из ниток

1. наматываем пряжу на ладонь (20-25 витков);

2. под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем;

3. завязанную нить еще раз пропускаем под верхний сгиб, формируя нимб (круг над головой);

4. нижний сгиб разрезаем;

5. отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой (формируя голову);

6. наматываем нитки на ладонь (10 витков) разрезаем с двух сторон;

7. обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны (формируя руки);

8. под голову вкладываем ручки;

9. перевязываем куклу по талии;

10. берем шаблон крыльев и при помощи простого карандаша обводим на листе белого картона;

11. при помощи ножниц вырезаем деталь;

12. при помощи клея-карандаша крепим крылья на спину.

Самостоятельная работа учащихся поэтапного выполнения, проявляя творческие способности.

Индивидуальная помощь педагога.

Пока некоторые дети заканчивают свою работу, давайте ответим на рождественские вопросы

1. Когда православные отмечают Рождество? (7 января)

2. Кто родился на Рождество? (Иисус Христос)

3. Как называется день в канун перед Рождеством? (Сочельник)

4. Кто принес счастливую весть о рождении Христа? (Ангел)

5. Кого мы называем Ангелами? (Невидимых духов, которые служат Богу, помогают ему, исполняют его поручения)

3. Рефлексия

Сегодня на занятии вы узнали, кто же такие Ангелы и самостоятельно изготовили из ниток "Рождественского Ангела".

Давайте оценим свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей. По желанию выберите себе фразу и закончите её самостоятельно. (Дети по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного плаката).