Высшая школа делового администрирования
Конференции
Июль 2023

СОВРЕМЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС НОО, ФГОС ООО

Кускова Ирина Леонидовна
учитель начальных классов
МБОУ "Отрадненская СОШ № 2", п. Отрадное

С 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ)

Основные виды учебных занятий:

ü Урок изучения нового материала

ü Урок обобщения и систематизации изученного

ü Комбинированный урок

ü Урок проверки и оценки знаний

Основные проектируемые компоненты урока: § определение цели, § отбор содержания, § проектирование системы учебных задач, § выбор форм организации учебной деятельности на всех этапах урока.

Учебное занятие состоит из этапов, на которых организуется учебная деятельность:

1.Мотивационно-целевой этап: принятие проблемы, формулирование целей учебного занятия

2. Актуализация опорных знаний и изучение нового материала: решение учебных задач

3. Самоконтроль и самооценка: соотнесение результатов учебной деятельности с заданными образцами

4. Рефлексия учебной деятельности: оценка собственного результата учебной деятельности

На каждом этапе учебного занятия происходит организация разных видов учебной деятельности, организация разных форм учебной деятельности, нацеленность на формирование планируемых результатов обучения, наличие обратной связи.

Учебная деятельность представляет собой систему учебных задач. Учебная задача - задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических задач. Учебные задачи воплощаются в учебных заданиях. Учебное задание - средство реализации содержания образования и формирования деятельности обучающихся.

Структура учебной задачи (задания):

1. Целеполагающая часть способствует мотивации, постановке цели и планированию

2. Содержательная часть состоит из условия в виде различной информации и вопроса, связанного с определенными учебными действиями

3. Критерии оценки мотивируют деятельность и являются эталоном выполнения задания

Формы организации учебной деятельности и их особенности:

Ø Индивидуальная работа - самостоятельная работа учащихся по выполнению учебных заданий

Ø Фронтальная работа - работа со всем классом. Виды: • беседа; • обсуждение; • диктант и т. д.

Ø Групповая форма работы предусматривает: • составление групп на разных основаниях; • совместное выполнение одинаковых/ различных заданий; • наличие учеников разного уровня подготовки в каждой группе.

Формы организации учебной деятельности применяются в сочетании. Рассмотрим каждую из них.

Индивидуальная форма организации учебной деятельности

Виды индивидуальной формы организации учебной деятельности:

§ ученик самостоятельно выполняет задание, подобранное специально для него, в соответствии с подготовкой и учебными возможностями

§ ученик самостоятельно выполняет задание, общее для всего класса, без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе.

Наиболее эффективный путь реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности - дифференцированные индивидуальные задания. Они позволяют регулировать темп продвижения каждого ученика в соответствии с его возможностями.

Виды учебных заданий:

§ работа с учебником, справочником, словарем, информационными ресурсами,

§ работа по карточкам, работа у доски, заполнение таблиц,

§ решение задач, проведение исследований, написание рефератов, докладов, и др.

Условия реализации индивидуальной формы организации учебной деятельности:

§ Материал доступен для индивидуальной работы школьников при направляющей помощи учителя.

§ Учащиеся подготовлены к индивидуальной работе по этой теме.

§ Материалы для индивидуальной работы есть в наличии или их можно изготовить без больших затрат времени.

§ Учитель располагает временным ресурсом для организации индивидуальной работы.

Фронтальная форма организации учебной деятельности: эвристическая беседа

Эвристическая (сократическая) беседа – это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия.

Признаки эвристической беседы:

- Каждый вопрос – небольшая мыслительная задача. Каждый ответ – микропродукт, обладающий субъективной новизной.

- Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий.

- Вся совокупность вопросов последовательно ведет учащихся к искомому.

- Если учащийся не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно.

- Ошибочные ответы ученика опровергаются контрвопросами, вскрывающими ошибку ученика.

Типы вопросов для эвристической беседы:

- Уточняющие вопросы. Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?».

- Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Начинаются со слова «Почему?», направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного «превращается» в простой.

- Творческие вопросы. Вопросы с частицей «бы». «Что было бы если…»

- Практические вопросы. Связаны с жизненными ситуациями

Место эвристической беседы на уроке: § при изучении свойств объекта познания, частных закономерностей отдельных явлений; § при разборе причин и следствий тех или иных событий, явлений; § при анализе информации, представленной в разных формах; § при сопоставлении событий, фактов, явлений.

Групповая форма организации учебной деятельности (особенности и преимущества):

Ø Активизация познавательной деятельности через организацию совместных действий

Ø Развитие умений организации совместной деятельности

Ø Развитие межличностных отношений

Ø Взаимообучение (горизонтальное обучение)

Ø Развитие умений руководить, выполнять поручения, подчиняться

Ø Развитие умений рефлексии совместной деятельности

Методы группового познания:

1.Бригадный метод. Каждая группа выполняет свое задание. Результаты докладывает руководители групп.

2.Метод «пилы». Каждая группа выполняет свое задание. Затем происходит перемешивание участников групп и взаимообучение.

3.Аквариумное обсуждение. Группы выполняют одинаковые задания. Результаты докладывают руководители групп.

4.Полилог. Руководителя нет. Любой член группы готов доложить результаты общей работы.

5.Мозговой штурм. Одна группа генерирует идеи, другая – критикует.

6.Коллективный способ обучения. Учитель обучает консультантов группы, консультанты обучают членов группы.

Технологический процесс групповой работы:

- Подготовка к выполнению группового задания: • определение группы; • постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); • инструктаж о последовательности работы; • раздача дидактического материала по группам.

- Выполнение групповой работы: • знакомство с материалом; • распределение заданий внутри группы; • выполнение задания; • обсуждение общего задания группы (дополнения, обобщения); • подведение итогов группового задания.

- Заключительная часть: • сообщение о результатах работы в группах; • общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи; • выставление оценок.

Критерии результативности урока:

· Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

· Учет личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов в определении целей урока.

· Использование разнообразных форм, методов и приемов обучения, повышающих активность учащихся.

· Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

· Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

· Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.

· Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.