учитель-логопед
Андреева Марина Валерьевна
воспитатель
Григорьева Ольга Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 176» г. Чебоксары, Чувашская Республика
Аннотация. Статья посвящена вопросам применения средств логоритмики при формировании звукослоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи. Описано, что применение средств логоритмики в коррекционной работе логопеда с дошкольниками может стать эффективным средством для формирования звукослоговой структуры слова.
Ключевые слова: логоритмика, звукослоговая структура слова, общее недоразвитие речи.
Система работы по обучению ребенка родному языку направлена на формирование у детей четкой, грамматически правильной, логичной, лексически обильной речи. Ребенок с хорошей устной речью легко вступает в общение с окружающими, понятно выражает свои мысли и желания. Отставание же в речевом развитии оказывает негативное на становление полноценной личности. Дети с речевыми отклонениями, начинающие осознавать недостатки своей речи, становятся робкими, молчаливыми, вспыльчивыми.
Среди многообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста выделяется проблема формирования звукослоговой структуры слова. Под звукослоговой структурой слова понимается характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и вида образующих его звуков и слогов.
Как показывает практика логопедической работы, в дошкольном возрасте основная работа введется по коррекции звукопроизношения, а формирование навыков правильного звукослогового оформления слова остается без должного внимания. Недостаточный уровень сформированности звукослоговой структуры слова у детей затрудняет усвоение словарного запаса и грамматического строя речи, снижает желание общаться, способствует появлению грамматических ошибок, аграмматизмов [2]. В дальнейшем нарушается овладение языкового анализа и синтеза, следовательно, нарушается письменная речь, которая препятствует в последующем усвоение школьной программы [1].
Многие авторы практического характера отмечают, что для успешного овладения звукослоговой структурой слова необходимо развивать у детей психологические сферы, сенсорные и моторные звенья речевого процесса, предопределяющие становлений звукослоговой структуры слова. (З.Б. Агранович, Г.В. Бабина, С.Е. Большакова, Л.С. Ванюкова, Г.Г. Голубева, Т.Д. Ткаченко, Н.С. Чегвертушкина, Н.Ю. Шарипова и др.).
Часто встречающей ошибкой при произнесении звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи является уменьшение стечений согласных и слогов, что подтверждает несформированность артикуляционной основы. Поэтому коррекционной работе по формированию навыков правильного звукослогового оформления у детей с общим недоразвитием речи особое внимание отдается развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Также распространенной ошибкой является смешение, и увеличение числа слогом, что указывает на недостаточное развитие слухового восприятия. Поэтому в коррекционно-развивающей работе развитию сенсорных способностей уделяется немаловажное значение [4].
Согласно современным научным исследованиям, логопедическая ритмика является сильнейшим коррекционно-развивающим зарядом для развития психофизиологических функций, в том числе и речевой функции человека. Разнообразные средства логоритмики уже долгое время используются в коррекционно-развиваюшей работе с детьми, имеющими различные нарушения развития.
Логоритмика занимает важное место в системе коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения речи [3], [5]. Она направлена на: развитие слухового внимания и двигательной памяти; совершенствование фонематического, музыкального развитие дыхания, голоса, артикуляции; развитие общей, мелкой, мимической, артикуляционной моторики; знакомство с многообразными движениями, пространственной ориентацией тела; формирование и развитие слуховой, зрительной и двигательной координации; развитие чувства ритма; воспитание оценивать свои движения и речь.
Занятия с использованием средств лоторитмики проводятся с использованием подвижных игр, выполнений ритмических движений, упражнении по речевой инструкции и зрительному показу, а также в работе с заикающимися детьми широко применяются народные подвижные игры, потешки, заклинки, хороводные песни [5]
Формирование и развитие у детей с общим недоразвитием речи двигательных звеньев влияет на сенсомоторный уровень, создает базу для преодоления речевых нарушений. Из этого следует, что логоритмика не устраняет, а ускоряет процесс формирования отставших от возрастной нормы психофизиологических функций, которые важны для формирования речи [2].
Таким образом, работа по формированию звукослоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи становится более успешной при использовании логопедом разнообразных средств лоторитмики, которая положительно воздействует на речевое, эмоциональное и психофизиологическое развитие ребенка. Развитие психомоторных сфер на занятиях лоторитмики происходит на непроизвольном, неосознанном уровне. Обширное использование средств лоторитмики в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи приносит детям положительные эмоции, дает уверенность в своих силах, повышает самооценку, что очень важно при работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Использованная литература
1. Агранович, 3. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: Детство–Пресс, 2001. – 48 с.
2. Викторова, Т. Ю. Коррекционная работа по формированию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи / Т Ю. Викторова, Н. Н. Васильева // Детство в современном мире: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов; под общ. ред. О.Р. Ворошниной. – Пермь, 2014 – С. 71–73.
3. Воронова, А. Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет / А. Е. Воронова. – М., 2006 – 144 с.
4. Голубева, Г. Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников / Г Г Голубева – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010. – 176 с.
5. Шашкина, Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи / Г.Р. Шашкина. – М.: Академия, 2005. – 192 с.