Высшая школа делового администрирования
Конференции
Июнь 2023

ПРОГРАММА «УЧИМСЯ СЧИТАТЬ» ПО ОБУЧЕНИЮ НАВЫКАМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО СЧЕТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Туренко Виктория Геннадиевна
учитель-логопед
ОСГБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Губкинского городского округа" Белгородской области

Пояснительная записка

Развитие количественных представлений является одним из важных разделов в системе дошкольного воспитания. Обучение счету способствует полноценному психическому развитию каждого ребенка, формирует и развивает его логическое мышление, память, внимание. Счетные операции сопровождают почти всю практическую деятельность ребенка-дошкольника.

Данная программа предназначена для проведения коррекционно- педагогической работы с детьми, имеющими задержку психического развития, легкую степень умственной отсталости (интеллектуальная недостаточность).

Полезна она будет и при работе с детьми с социально-бытовой и педагогической запущенностью.

Актуальность программы

У детей с задержкой психического развития, легкой степенью умственной отсталости значительно ослаблены психические процессы: у них могут наблюдаться неустойчивое, поверхностное внимание, плохая память, быстрая утомляемость. Это, в свою очередь, влечет за собой недоразвитие логического и абстрактного мышления. Без целенаправленного обучения детей счету их количественные представления могут оставаться на уровне разрозненных конкретно-образных восприятий. Выполнение детьми практических заданий, требующих предметно-количественных действий, позволяет постоянно повышать их интеллектуальный уровень. Формирование числовых понятий требует привлечения различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

Для отдела практического приема муниципального бюджетного учреждения «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи», куда дети попадают по направлению психолого-медико- педагогической комиссии в возрасте 4-6 лет, наиболее актуален период начального овладения счетом и счетными операциями. В отличие от существующих программ для детей с задержкой психического развития, данная программа позволяет ориентироваться на уровень развития каждого ребенка. Реализация программы может быть начата с любого периода, исходя из психофизического состояния дошкольника. В процессе обучения происходит создание фундамента, на котором будет строиться дальнейшая работа в дошкольной образовательной организации или родителями самостоятельно.

Направленность

Обучение счету благоприятно влияет на развитие сложного абстрактного мышления, а также и на развитие речи.

Взаимосвязь занятий по обучению счету с закреплением полученных речевых навыков выражается в следующем:

а) словарный запас детей обогащается за счет слов и словосочетаний, выражающих количественные отношения между предметами, без которых невозможно обучение счету, например: больше — меньше, столько же, поровну и т.п.

б) речь ребенка обогащается за счет использования не только уже знакомых слов и выражений, но и других количественных отношений между предметами, что способствует развитию и углублению понимания значения словосочетаний, фраз, закреплению их в повседневном речевом общении;

в) на занятиях по обучению счету используются и закрепляются навыки самостоятельной фразовой речи.

Таким образом, изучение количественных отношений между предметами не только помогает ребенку лучше усвоить их название и числовое обозначение, но и способствует активному использованию этих понятий в самостоятельной речи.

Изучение особенностей интеллектуального развития детей позволяет наметить основные цели и задачи и определенный объем материала по обучению счету в зависимости от структуры дефекта и времени проведения коррекционно-развивающих занятий в специальном учреждении.

Цель программы: формирование количественных представлений и навыков осознанного счета у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задачи:

1. Проведение качественной входящей диагностики количественных представлений.

2. Мониторинг динамики развития ребенка.

3. Просвещение родителей по проблеме развития ребенка.

4. Вовлечение родителей в активный процесс сопровождения собственного ребенка.

5. Формирование сенсорных представлений и осуществление перехода от выполнения сенсорных действий к умственным действиям, осуществляемым в развернутом наглядно-практическом плане.

6. Формирование у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действий по образцу, по словесной инструкции).

7. Развитие умения воспринимать запоминать, различать, выделять по образцу предметы, группировать их по определенному количественному признаку.

8. Способствовать накоплению необходимого словарного запаса.

9. Развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи.

Программа реализуется в следующих направлениях:

1.Диагностическое

Представляет собой собственно процедуру обследования ребенка по традиционным методикам (Стребелева Е.А., Забрамная С.Д.) с целью выявления «уровня актуального развития ребенка». При обследовании следует обратить внимание на следующие моменты:

- какие дочисловые представления сформированы к моменту обследования;

- какие количественные представления не сформированы.

2.Коррекционно-развивающее

Основная форма коррекционной работы - индивидуальное занятие. Такая форма работы позволяет установить эмоциональный контакт с ребенком, скоррегировать некоторые его личностные особенности, подобрать игры и задания, которые наиболее соответствуют интеллектуальным возможностям ребенка.

3.Консультативно- просветительское

Данное направление включает в себя информирование родителей и активное их включение в процесс сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями. При построении стратегии бесед с родителями необходимо учитывать следующие моменты:

· Незнание родителями основ педагогики, психологии и дефектологии;

· недооценка или переоценка проблем ребенка;

· разнообразный образовательный и профессиональный уровень родителей;

· если ребенок не отвечает ожиданиям родителей, их взаимоотношения могут складываться особым образом.

4.Контрольно - оценочное

Контроль осуществляется педагогом совместно с родителями еженедельно. Поскольку на занятие к дефектологу родители приходят 1-2 раза в неделю, то основная забота о закреплении полученных знаний, ложится на родителей.

Таким образом, родители становятся активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

Концепция программы

Взгляды Л.С. Выготского в целом определили развитие методик формирования математических представлений у детей дошкольного возраста. Разработка подходов к освоению детьми количественных отношений стала основной проблемой Ф.Н. Блехер, Е.И. Тихеевой, Л.К. Шлигер. Исследования Л.А. Венгера, В.В. Давыдова, М.А. Михайловой, Л.И. Тихоновой показали целесообразность использования различных игр в обучении детей математике. В процессе игры создаются благоприятные условия для активного применения математических знаний в повседневной жизни. Усвоение материала по счету детьми с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста проводится преимущественно через их игровую деятельность с использованием обширного наглядного материала. Здесь важно сформировать представление о количественной совокупности предметов, состоящей из отдельных однородных элементов, научить детей видеть равенство и неравенство различных групп предметов, находить много предметов и один в окружающей среде (сначала в специально подготовленной, а затем и в любой обстановке: в комнате, на прогулке и т.д.).

Коррекционно-педагогическая работа программы «Учимся считать» разделена на 3 периода.

1 период

В этот период формируются понятия «много» и «один». В данном периоде важно, чтобы ребенок научился производить практические действия с разным количеством предметов, научился составлять множество из однородных предметов, воспринимал количество звуков в пределах двух.

В I периоде возможно использование искаженных форм слов- числительных; надо научить детей отвечать на вопрос «Сколько?». Важно показать детям, что каждая группа предметов состоит из отдельных предметов — это подготавливает детей к дальнейшим счетным операциям. Целью этих занятий является воспитание умения видеть образующие части. Когда дети будут в речи использовать понятия «много», «одни», можно провести занятие по закреплению этих понятий в повседневной окружающей обстановке (научить детей находить много предметов и один предмет). Затем дети учатся соотносить количество предметов с разноцветными кружками, полосками, отбирая много и один, и, наконец, представление о количестве «один закрепляется с помощью зрительного образа — цифры 1.

Счет должен войти в практическую жизнь детей, во все занятия и игры. Важным моментом этого периода является переход к изучению состава числа 2 из единиц.

К концу I периода дети должны:

-различать много одинаковых предметов и один в специально подготовленных занятиях и в окружающей среде;

-воспроизводить хлопками услышанное количество звуков, движений (в пределах двух), например: «Хлопни столько раз, сколько я постучала или сколько раз я подняла руку»;

-уметь воспроизводить простейшие ритмы из двух звуков;

-уметь сравнивать группы предметов путем приложения предметов одной группы к предметам другой (в пределах двух), например: «Каждому зайчику дай морковку». Широко используются дидактические игры, способствующие закреплению понятий «много» — «мало», «много» — «один» и развитию количественных представлений у детей.

2 период

Во II периоде обучения счету закрепляются количественные представления в пределах трех. Основная задача — научить детей считать множества (предметы, звуки, движения в пределах трех). Дети должны называть числительные по порядку, указывая предметы счета («один флажок», «два флажка», «три флажка») и называя итог всей пересчитанной группы («всего три флажка»). Дети учатся отсчитывать предметы по названному числу из большого количества («отсчитай три кубика»), определять количество предметов не только зрительно, но и по осязанию («Волшебный мешочек»). Важно, чтобы дети запоминали указанные количества предметов при выполнении поручений: принести столько-то, найти столько-то и др., запоминали итоговое число после счета. Постепенно от пересчета конкретных предметов, игрушек дети переходят к счету различных предметов, изображенных на картинках. Закрепление состава числа проводится на картинках, где изображены животные, деревья, грибы, флажки, с переходом к более отвлеченным формам (разноцветные полоски, кружки). Так абстрагируется понятие о числе. Особое внимание уделяется развитию умения детей считать предметы по осязанию, считать звуки, воспроизводить заданное количество движений.

3 период

В III периоде проводится закрепление количественных представлений в пределах четырех-пяти. Изучается состав этих чисел. При переходе к изучению группы предметов из четырех-пяти надо показать детям, что число не зависит от конкретного содержания предметов, от их размера, цвета, расположения в пространстве. Основная задача педагога состоит в том, чтобы сделать устойчивыми и прочными навыки счета в этих пределах у детей при помощи различных анализаторов (зрения, слуха, кинестетических ощущений).

В каждом периоде выделяют 7 этапов. Время, отводимое на каждый период и каждый этап, может быть увеличено с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей.

Этапы формирования представления о количестве от 1 до 5 и специфика работы на каждом этапе.

1 этап - получение числа. На данном этапе у детей формируются представления о получении нового числа путем присчитывания единицы к предшествующему числу, уже знакомому детям (исключение - число 1 и 0). В целях развития мышления предусмотрена работа дошкольников с различным наглядным материалом: сначала реальные предметы (игрушки, природный материал, предметы или их муляжи), затем предметы, заменяющие реальные предметы (счетные палочки, геометрические фигуры), потом иллюстративный материал, рисунки (в том числе самих детей). Хороший эффект дает и вовлечение в учебный процесс пальцев рук, с помощью которых дошкольники также получают новое число («Покажи 2 пальца. Добавь к ним еще 1 палец. Сколько пальцев стало?»).

Первоначально вопросы педагога и ответы детей по получению нового числа должны опираться на предметно-практические действия с совокупностями предметов, наглядность (вопрос: «Как получили три яблока?»; ответ: «Взяли два яблока, еще прибавили одно яблоко, получили три яблока»).

Педагог обучает детей написанию цифр в одну крупную клетку. Такое написание цифры значительно проще. Кроме того, педагог обучает детей выкладыванию цифр из палочек.

Для решения коррекционных задач, в целях максимального вовлечения в процесс обучения различных анализаторов, здесь предусмотрены такие упражнения: показать нужное число на пальцах рук, произвести какое-либо физическое упражнение, определенное количество раз хлопнуть в ладоши, топнуть, присесть, сжать руку в кулак.

2 этап - место числа в числовом ряду. Для понимания порядка расположения чисел в числовом ряду ребенок должен предварительно освоиться с процессом перевода пространственного расположения объектов, подчиненных отношению «следовать за», в плоскость, где отношение «следовать за» подразумевает «ближайшее справа», а «следовать перед» (предшествовать) - ближайшее слева. Учитывая специфику речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью, терминология на данном этапе дается упрощенная: вместо «предыдущее» - число, которое стоит впереди; вместо «последующее» («следующее») - число, которое стоит после данного числа (позади). Последовательность чисел отрабатывается на отрезке числового ряда, который начинается с числа 1, и далее постепенно расширяется вправо за счет появления новых чисел, с которыми знакомятся дети.

3 этап - счет в прямой и обратной последовательности. Для выработки счетных навыков подбирается дидактический материал, дети упражняются в пересчитывании предметов ближайшего окружения. Это помогает сблизить математику с жизнью, что способствует развитию умения переносить полученные знания в новую ситуацию. «Пошаговость» методики выработки счетных навыков заключается в постепенном переводе детей от счета «вслух» на основе предметно-практических действий (берем предмет в руку, откладываем его, называем числительное) к счету «глазами», только смотря на предметы, не дотрагиваясь до них, считая «про себя».

Счет в обратной последовательности происходит при наглядном подкреплении на ленте цифр.

4 этап - сравнение предметных совокупностей. Здесь дети должны научиться проводить сравнение на основе операций с реальными предметными совокупностями, устанавливать взаимно-однозначное соответствие между их элементами. Подобные знания, наполненные конкретным содержанием, в дальнейшем будут являться базой для формирования отношений «больше на…», «меньше на …».

5 этап - состав числа. Необходимо сформировать, прежде всего, знание состава числа из единиц. Чтобы представления детей имели конкретную наполняемость, помимо традиционных дидактических средств, можно использовать пальцы рук самих детей. Основное внимание на этом этапе отводится выработке знания состава числа из 2-х слагаемых. Эти знания будут являться базой для формирования у дошкольников более совершенных вычислительных навыков.

Формирование чисел представления о количестве от 6 до 10 проводится аналогично.

Результаты реализации программы

По завершению обучения ребенок будет:

· понимать выражение «столько …, сколько…»;

· выделять заданное количество предметов из группы по словесной инструкции и соотносить его с количеством пальцев в пределах 5;

· сравнивать множества по количеству, используя практические способы (приложения, наложения);

· осуществлять преобразование множеств, изменяющее количество;

· осуществлять группировку предметов по количественному признаку;

· владеть прямым и обратным счетом в пределах 5;

· осуществлять пересчет предметов, звуков, движений;

· знать цифры от 1 до 5, соотносить их с количеством предметов.

Сроки реализации программы

Программа разделена на три периода с указанием примерных сроков, которые могут быть увеличены для детей со сложной структурой дефекта. Учитывая неоднородность контингента воспитанников, в программу вносятся коррективы по сроку прохождения программы. Она может быть уменьшена или увеличена, ориентируясь на данные текущего графика развития ребенка.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся индивидуально с каждым ребенком 1-2 раза в неделю.

Список используемой литературы:

1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / под редакцией А.А. Стребелевой.- М.: Просвещение, 2007

2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. В помощь маленькому мыслителю (Развитие элементарных математических представлений).- СПб.: «Паритет», 2003

3. Забрамная С.Д., Борович О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. -М.: ВЛАДОС, 2003.