Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОСРЕДСТВОМ ОБНОВЛЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

Нечаева Светлана Юрьевна,
Воспитатель,
МАДОУ детский сад «Светлячок» р.п. Ветлужский
Нижегородская область Краснобаковский район
Внедрение в образовательный процесс информационных технологий посредством обновления развивающей предметно-пространственной среды как залог успешного развития дошкольника
Актуальность:
Приоритетное направление развития образования, в том числе и дошкольного – технологии. Об этом говориться в национальном проекте «Образование». Одна из задач проекта направлена на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Также в настоящее время реализуется Проект «Цифровая образовательная среда» (к 2024 году) В его рамках осуществляется внедрение целевой модели цифровой образовательной среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы…
Безопасная информационно- коммуникационная среда, включает в себя совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса станет необходимой частью развивающей предметно-пространственной средой дошкольного учреждения.
Окружающая предметно-пространственная среда для ребёнка дошкольного возраста – зона его жизнедеятельности. Это комплекс факторов: социальных, эмоциональных, развивающих, культурно-бытовых.
Правильно организованная среда имеет многогранное значение для всестороннего развития ребёнка. Развивающая предметно-пространственная среда определяет развитие ребёнка дошкольника, формирует его личностные качества, обогащает опыт социального взаимодействия, является одним из источников знаний об окружающем мире.
Материальное и психологическое благополучие в группе позитивно влияют на формирование личности ребенка. Эти условия позволяют ребёнку чувствовать себя в безопасности, не испытывать тревожности, негативных эмоций, не тормозят его развитие.
Важную роль в построении развивающей предметно пространственной среды отводиться взрослому человек. Он – носитель и транслятор ценностей, через него у ребёнка формируется благоприятное отношение к окружающему миру.
Позитивное отношение педагога к нововведениям в организации пространства для детей, его видение положительных факторов влияния этих нововведений на формирование личности ребёнка, определяет ту среду в которую окунётся дошкольник придя в детский сад.
Одним из нововведений последнего времени является растущая быстрыми темпами цифровизация образовательного процесса. Презентации, видеоролики, яркие красочные картинки привлекают больше внимания детей, чем книги и настольные игры. Включение ИКТ технологий в развивающую среду позволяет расширить возможности, как педагога, так и детей в обогащении педагогического процесса. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» говорит народная мудрость и в этом на помощь придут информационно-коммуникационные технологии.
Мобильность и доступность, дидактические материалы для занятий, нетрадиционный подход к образовательной деятельности, визуальная информация направлены на повышение уровня работоспособности воспитателя.
Компьютерная грамотность, развитая с раннего возраста, первые знания о возможностях цифрового оборудования, правильное пользование гаджетами, погружение в образовательный процесс — это возможности для зоны ближайшего развития самого ребёнка. То, что он сегодня делает с помощью взрослого, завтра станет его личностным приобретением.
Повышение уровня цифровой грамотности не то же самое, что открытие игры в телефоне или компьютере. Воспитанники детского сада— это будущие школьники, чтобы обеспечить преемственность между школой и детским садом их подготовка должна соотноситься в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения.
Ведущая проблема:
Если мы обратимся к работам С.Л. Новосёловой, то найдём у неё определение развивающей предметно – пространственной среды как «систему материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития»
Уже невозможно себе представить группы современного детского сада без, компьютеров, мультимедийных установок, электронных образовательных ресурсов. Сейчас эти материальные объекты, которые наполняют развивающую среду, прочно входят в образовательный процесс.
С огромной скоростью развиваются компьютерные технологии. Уже подрастает новое «цифровое» поколение. Ребёнок дошкольник в возрасте пяти лет уже понимает, что информацию об интересующих его событиях или объектах он может получить из различных доступных ему источников.
Никого не удивляет ребёнок с телефоном или планшетом в руках. Но без заинтересованности педагога в правильном использовании этих гаджетов у детей не сформируется культура работы с цифровым оборудованием. Если разрешить детям использовать компьютер только с целью развлечения, он может стать удобным средством не утруждать взрослого проблемами общения.
Основные направления работы:
Одним из основных направлений в работе по включению в образовательную среду информационно-коммуникационные технологий является техническое оснащение образовательного процесса.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания в том числе техническими («Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019)
К техническим средствам относятся ИКТ технологии - интерактивные доски, панели, столы, песочницы; научные лаборатории «Наураша», робототехника, лингафонные кабинеты, VR технологии, компьютеры, принтеры.
В частности, в нашем детском саду группы оснащены интерактивными панелями, ноутбуками, имеется научная лаборатория «Наураша»
- Интерактивные панели позволяют расширить возможности представления материала на занятии, погружение в образовательный процесс, использование интерактивных элементов.
- Научная лаборатория «Наураша» позволяет расширить кругозор ребёнка, сформировать интерес к опытно-экспериментальной деятельности, расширить знания об окружающем мире, поставить перед собой задачи. Лаборатория также дает возможность на наглядном материале объяснить детям свойства и явления природы.
Таким образом, включение информационно-коммуникационных технологий позволяет организовывать развивающую среду, способствующую эмоциональному раскрепощению детей, учитывая их потребности и интересы; создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников с учетом гендерных особенностей воспитанников; содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды
Следующим этапом работы является внедрение новых информационно-коммуникационных технологий в образовательное пространство группы детского сада. Как средство обучения и объект используемый для самостоятельного использования детьми интерактивная панель превышает возможности традиционных занятий и оборудования в группе ДОУ. Она обогащает и разнообразит возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами.
Этот экран позволяет вывести взаимодействие воспитанников с воспитателем на новый уровень взаимодействия. Предоставляется возможность расширить демонстрацию визуального материала, организовать работу как индивидуально, так и по группам, не нарушая обычный темп и стиль работы.
Не заменима интерактивная панель и при проведении фронтальных занятий. SMART доска даёт возможность перемещать текст или изображения в разнообразном порядке, составлять изображения, сортировать картинки, рисовать, писать, соединять рисунок по точкам и многое другое. Даёт возможность педагогу так же, как на бумаге продемонстрировать детям образец выполняемого задания, например, при ориентировке на листе бумаге, рисовании.
Следующим этапом работы по формированию развивающей среды является создание информационного образовательного пространства
В законе «Об образовании» дается понятие электронного обучения это- «рганизация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах, данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников»
Развивающиеся образовательные платформы предлагают множество мультимедийных обучающих занятий. Дети в игровой форме, которая является ведущей деятельностью у дошкольников, закрепляют
Изученный материал. В последнее время становятся популярными конкурсы, олимпиады, викторины, акции предлагаемые областными и Всероссийскими сетевыми сообществами дошкольного образования – Движение юных инспекторов дорожного движения Нижегородской области, Федеральный детский эколого-биологический центр, Гамма для образования, районные объединения «Дошколёнок» и многие другие.
Работа с этими ресурсами образования просто не возможна без использования цифрового оборудования. Не только воспитатель, но и ребёнок должен иметь возможность и уметь пользоваться этими технологиями.
Важнейшим этапом в работе по включению ИКТ технологий в пространство группы является формирование информационной культуры.
Информационная культура, является элементом культуры общечеловеческой. И в ее основе лежит образование, так как оно готовит человека к жизни в информационном обществе, в котором необходимо уметь производить и использовать информацию, оценивать ее, дифференцировать и выделять главное.
Важно помочь осознать детям, что интернет, компьютер, телефон — это не только средства для увлекательного досуга, но и возможность получения новых интересных знаний. Показать детям и родителям образовательные ресурсы, соответствующие возрасту ребёнка, его возможностям. Исходным моментом для этого является естественное любопытство ребёнка.
Немаловажен выбор режима, который должен наиболее соответствовать физическому воспитанию человека, его возрасту, роду занятий.
Мебель в групповой комнате должна соответствовать физическим показателям детей, экран интерактивной доски располагается на уровне роста ребёнка, для свободного доступа к сенсорной панели.
Для оптимального восприятия материала и обеспечения здоровьесберегающих условий в процессе занятий необходимо учитывать длительность и частоту демонстрации экранных средств мультимедиа, продуманность системы использования ИКТ технологий на разных этапах образовательной деятельности, продолжительность, для проведения групповых занятий с использованием электронных образовательных ресурсов объединять детей небольшими подгруппами под руководством педагога.
Занятия с использованием мультимедиа должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин.
Учитывать в работе факторы индивидуального развития ребёнка, его физиологические особенности.
Планируемые результаты на этапе завершения дошкольного образования:
Ребёнок учится получать знания самостоятельно, он понимает, что информацию можно получить из разных доступных источников. Так формируется самостоятельность и самодостаточность ребёнка, повышается качество, прогресс и эффективность самого процесса обучения, так как у ребёнка просыпается интерес к предмету и вера в свои силы.
Заключение:
Чтобы быть интересным и познавательным процесс обучения и воспитания должны быть эмоционально насыщенным, наглядно наполненным, удобным и своевременным для ребёнка. Применение информационных технологий снижает у ребенка страх проявления инициативы перед другими детьми, повышает творческую активность, освобождает от напряжения: ребенок, не умеющий рисовать, может заниматься графикой с применением графических редакторов; ребенок, переживающий страх перед неудачей, может показать свои знания в увлекательной развивающей компьютерной игре. Игры и занятия с использованием ИКТ технологий имеют различные уровни сложности, осваивая один уровень ребёнок стремиться перейти на другой, в этом и есть замысел развивающего обучения. Также большое значение информационные технологии имеют в работе с родителями. В пункте 3.2.8 Федеральных образовательных стандартов сказано: «Организация должна создавать возможности: для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде» Благодаря используемым в работе ИКТ технологиям родители видят работу воспитателей и детей, всегда находятся в курсе событий, стали постоянными «посетителями» групп в социальной сети.
Детский сад пришёл в дома к воспитанникам и стал более открыт для общения и взаимодействия.
Используемая литература и источники:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020)
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019)
«Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста» С.В. Гурьев электр. журнал «RusEdu»,
Использование компьютеров в образовательном процессе/ Л. Плужникова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4.Плужникова Л.
Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/rol-okruzeniya/ok-sreda/vliyanie-na-rebenka/
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2020/04/23/ispolzovanie-interaktivnoy-paneli-na-zanyatiyah-s-detmi
http://nd.eor.biblio.rt.ru/docs/roboborik.pdf
https://edu.gov.ru/national-project
https://director.rosuchebnik.ru/article/natsproekt-obrazovanie-chto-zhdet-rossiyskie-shkoly-1-sentyabrya-2019-goda/
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/
http://doshkolnik.ru/ikt-deti/9136-kultura.html
http://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/?

Август 2021