старший воспитатель
МБОУ "Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1"
Министерство просвещения утвердило новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования (приказ Минпросвещения от 25.11.2022 № 1028). ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. ФОП должны соответствовать все программы во всех детских садах с 1 сентября 2023 года.
Каждый педагог задумывается о том, что же нужно поменять в своей работе, в том числе в планировании. И нужно ли что-то менять? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к нормативной и теоретической литературе.
Планирование образовательной деятельности – функциональная задача педагога детского сада, одна из главных в профессиональном стандарте (п.3.1.1 профстандарта «Педагог»). Она заключается в грамотном распределении образовательной нагрузки в течение дня и недели с учетом различных видов детской деятельности.
От того, насколько продумано, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно – образовательной работы в целом.
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий.
Планирование воспитательной работы основывается на сотрудничестве педагога, детского коллектива и родителей, на осмыслении ими целей и своих задач в совместной деятельности, на желании сделать жизнь в детском саду интересной, полезной, творческой.
План работы воспитателя может состоять из двух частей: перспективного плана и календарного. Первый составляют на длительный период, например, на год, квартал, месяц, а второй – на короткий период: на день, неделю.
Календарный план – основной документ воспитателя в работе с детьми. Он предусматривает планирование всех видов детской деятельности и форм работы на каждый день. Без этого документа воспитатель не имеет права приступать к работе.
Календарное планирование на каждый день включает три раздела: образовательную деятельность в режиме дня по образовательным областям; самостоятельную деятельность дошкольников; индивидуальную работу с детьми. Все мероприятия по разделам делятся на инвариантную и вариативную части.
Инвариантная часть обеспечивает сбалансированную разнообразную образовательную нагрузку на неделю в соответствии с образовательной программой. Содержание этой части примерное.
В вариативной части плана воспитатель может добавлять педагогические мероприятия с детьми или менять их. Заменить мероприятия педагог может по собственному усмотрению, но при этом должен учесть:
· Содержание части образовательной программы, реализуемой участниками образовательных отношений;
· Специфику дошкольной организации;
· Особенности образовательного процесса в конкретном детском саду.
При этом воспитатель также должен обеспечить сбалансированный режим дня.
При выборе модели планирования следует учитывать профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ.
Воспитание культуры поведения и нравственных качеств осуществляется в процессе всей образовательной работы с детьми (в быту, играх, труде, на занятиях) и отдельным разделом планироваться не могут. В таких случаях целесообразно составлять перспективное планирование с применением педагогических методов и приёмов, используя последующее их усложнение и изменение требований.
Составление воспитателем и перспективного, и календарного планов позволяет избежать многих недостатков планирования, но перегружает воспитателей, так как в этом случае им приходится вести два плана.
Соответственно, актуальной формой планирования является перспективно-календарная: часть работы планируется на месяц, а конкретное содержание – на каждый день.
Перспективно-календарное планирование предусматривает:
1. Взаимосвязь основных видов деятельности детей (игра, труд, обучение и др.)
2. Реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач на месяц.
3. Преемственность задач по всем разделам программы определенной возрастной группы.
4. Систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного занятия, игры, труда.
5. Запись наблюдений в план накануне или в тот же день.
При использовании такого вида написания плана следует определить дни проведения итоговых занятий, бесед, экскурсий, комплексных занятий.
Ну, а в целом, данное планирование экономит силы и время педагога, позволяя выстроить и увидеть целостную картину воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ, что особенно важно при тематическом планировании на год, интеграции образовательных областей, осуществлении проектов, экспериментально – исследовательской деятельности детей и модульного принципа работы.
Многие виды деятельности повторяются ежедневно в течение определённого отрезка времени, поэтому целесообразно планировать их сразу по теме, не вписывая их в ежедневный план работы.
При таком подходе к написанию плана воспитательно – образовательной работы следует в ежедневном плане отражать утренний отрезок времени, первую и вторую половину дня, прогулку.
Планирование утреннего отрезка времени:
- труд в уголке природы;
- наблюдения;
- утренняя гимнастика;
- повседневный труд (дежурства);
- привитие КГН;
- занятия по интересам.
- игровая деятельность детей;
ежедневно -
- исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения;
- развитие устной речи и выработке правильной интонации;
- стимулирование двигательной активности и др.
- индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.
Планирование прогулки:
- подвижные игры;
- труд;
- наблюдение;
- экскурсии;
- закаливающие процедуры;
ежедневно –
- работа с родителями
- сюжетно – ролевые игры;
- физические упражнения;
- индивидуальная работа.
Первая половина дня:
- художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения)
- дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане).
- труд по самообслуживанию
- привитие КГН.
- занятия по интересам.
- игровая деятельность детей;
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- закаливающие процедуры.
- праздники, досуги, развлечения
ежедневно –
- специально организованная деятельность
- виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).
Вторая половина дня:
- повседневный труд (дежурства);
- привитие КГН;
- занятия по интересам.
- игровая деятельность детей;
- художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения)
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- закаливающие процедуры.
ежедневно -
- сюжетно – ролевые игры;
- физические упражнения;
- индивидуальная работа;
- работа с родителями
Перспективный план работы воспитателя по теме может оформляться в любой удобной для конкретного педагога форме: схематично – блочная, цикличная по формам работы и др. и должен быть утверждён заведующей ДОУ.
Модель плана и форма его написания должна быть рассмотрена на педагогическом совете и принято Положение о календарном и перспективном планировании.
Планирование – это творческий и трудоёмкий процесс, но надо помнить, что эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.
Список использованных источников
1. Алямовская, В. Г. Новые подходы к планированию образовательной работы в детском саду [Текст] / В. Г. Алямовская // Управление дошкольной образовательной организацией. – 2009. – №4. – С.29-32.
2. Белая, К. Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] / К. Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. – 2014. – №3. – С.4-13.
3. Как воспитателю планировать образовательную деятельность. Л.Л. Тимофеева, О. Бережнова, Н.Н. Менькова // Материал из Справочной системы «Методист детского сада». - URL: https://1metodis t.ru/#/document/16/75331/bssPhr166/?of=copy-cc1095148b (дата обращения 20.07.2023г.) – Текст: электронный.
4. Планирование воспитательной работы в дошкольной образовательной организации. //Выпускная квалификационная работа. - URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11432/2/10Kormina.pdf (дата обращения 20.07.2023г.) – Текст: электронный.