воспитатель 1 категории
СП «Детский сад» ГБОУ ООШ № 2, п. г. т. Смышляевка
Работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Перечислю направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО.
Патриотическое направление. В основе — любовь и уважение к своей стране, малой родине, ощущение принадлежности к своему народу. Малышам до трех лет будут рассказывать, что такое Родина, учить проявлять привязанность к близким людям, бережно относиться к живому. В детях от шести лет начнут воспитывать патриотические чувства, уважение к Родине, а также к представителям разных национальностей и культур. Познакомят с гимном и Конституцией РФ.
Духовно-нравственное направление основано на таких ценностях, как доброта, забота о других и хорошие поступки. Это помогает детям понимать, что такое правильное и неправильное поведение.
Трехлетних малышей научат проявлять сочувствие и делать добрые дела. К семи годам ребенок должен уметь отличать хорошее от плохого, уважать семейные и общественные ценности. А еще — принимать правильные моральные решения и при необходимости просить совета у взрослых.
Социальное воспитание направлено на формирование доброжелательного отношения к семье, другим людям, развитие навыков сотрудничества, а также культуры поведения.
К трем годам малыш обычно умеет радоваться, когда его хвалят, и грустить, когда его критикуют. Интересуется другими детьми и способен играть с ними без конфликтов. К завершению программы дошкольников научат отвечать за свои действия, уважать различия между людьми, культурно общаться, уметь слушать и взаимодействовать с другими — будь то взрослые или дети.
Познавательное воспитание направлено на развитие у ребенка ценности знаний, помогает осваивать и формировать целостную картину мира. Это развивает в том числе самостоятельность.
К трем годам ребенок любознателен и активен. Его интересует все, что происходит вокруг. В семилетках будут пробуждать интерес к различным формам самовыражения, включая творческие: быть активным и инициативным в учебе, игре и жизни в целом.
Физическое и оздоровительное направление приобщает к здоровому образу жизни. Оно также включает умение заботиться о себе и соблюдать правила безопасности.
Трехлетний ребенок начнет осваивать азы здорового образа жизни, такие как физические упражнения, утренняя гимнастика и личная гигиена. К завершению программы его научат заботиться о своем здоровье и понимать важность физической активности, познакомят с некоторыми видами спорта и заинтересуют подвижными играми.
Трудовое направление помогает формировать ответственность, самостоятельность и стремление приносить пользу людям через труд.
Согласно документу, трехлетнего ребенка воспитатели будут учить поддерживать порядок вокруг себя, стремиться помогать старшим, выполнять доступные ему задачи. Семилетний должен понимать, что труд важен и в семье, и в обществе, а также уважать труд других.
Эстетическое воспитание развивает правильное отношение к красоте в разных проявлениях. Оно воспитывает художественный вкус и обогащает личность ребенка через искусство и красоту окружающего мира.
Трехлетний ребенок должен интересоваться красотой того, что его окружает, а также проявлять способности к разным видам творчества. Выпускник детского сада — воспринимать и чувствовать прекрасное в повседневной жизни, в природе, в поступках других людей и в искусстве.
Плюсы и минусы новой программы ФОП ДО
У новой программы есть как положительные, так и отрицательные стороны. Сначала перечислю плюсы:
· общий стандарт для всех детских садов. У дошколят будет равный доступ к качественному образованию независимо от места проживания;
· нацеленность на подготовку к школе. Программа ориентирована на развитие у детей когнитивных и социальных навыков, а также навыков самообслуживания, которые облегчат переход в начальную школу;
· инклюзивность, будут учтены интересы детей с особыми потребностями, что обеспечит им равные с другими детьми возможности для образования и развития;
· сотрудничество с родителями. ФОП ДО акцентирует внимание на взаимодействии с мамами и папами и вовлечении их в образовательный процесс.
Минусов, по ощущениям, больше. Вот они:
· повышенная нагрузка. Программа насыщена занятиями — это может вызвать стресс и переутомление у детей;
· оценка достижений. Система не учитывает индивидуальный подход к ребенку и не всегда соответствует духу дошкольного образования — особенно в частных садах, которые ориентированы на игровой подход и свободное творчество без рамок и оценок;
· затраты на реализацию. Чтобы новая программа успешно заработала, детским учреждениям понадобятся учебные материалы, современное оборудование, доступ к образовательным ресурсам. Учитывая разное оснащение садов, на это может понадобиться весомое дополнительное финансирование;
· переобучение педагогов. Внедрение новых образовательных методов может потребовать переподготовки воспитателей. Это займет время и увеличит нагрузку на сотрудников детсадов;
· перегруженная программа мероприятий. ФОП ДО предусматривает более 40 праздников в год — в среднем по три-четыре в месяц. Это может создать дополнительную нагрузку на педагогов и не всегда соответствовать потребностям детей;
· уменьшение времени на игры. Некоторые эксперты считают, что ФОП ДО слишком сосредотачивается на образовательных занятиях и подготовке к школе. Из-за этого у детей будет меньше времени для свободных игр, а это важно для развития дошколят.
Итог:
1. С 1 сентября 2023 года все детские сады начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольных учреждений — ФОП ДО.
2. ФОП во многом дублирует ФГОС, по которым сады работали ранее. Из основных новшеств — расширенные нормативы и ориентиры возможных достижений детей к определенному возрасту в пяти областях: от познавательного до физического развития. Кроме того, норматив включает перечень рекомендуемой литературы, музыки, мультфильмов, а также основных государственных и народных праздников.
3. Внедрение ФОП должно дать детям в разных регионах страны равный доступ к качественному дошкольному образованию с ориентиром на воспитание и развитие ребенка как гражданина Российской Федерации. В итоге это должно способствовать более полноценной и успешной подготовке к школе и жизни в целом