Библиографическое описание:
Новикова Ю.С. Кем быть? Профориентация в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 7 (38). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/38.pdf.
У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься?
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает значимое место. С самого рождения ребёнка родители начинают задумываться о его будущем, наблюдают за интересами и особенностями ребенка, стараясь помочь ему в выборе профессиональной деятельности. Каждый ребенок наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени, поэтому важно с самого раннего возраста познакомить ребенка с максимальным количеством профессий, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни.
Перед младшим школьником еще не стоит проблема выбора профессии. Но так как самоопределение в выборе специальности связано с развитием личности ребенка на разных этапах, то младший возраст школьника можно рассматривать как подготовительный, который закладывает основы для профессионального самоопределения в будущем.
В современном мире существует огромное количество профессий. Представления младшего школьника о них ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Помочь ребенку сориентироваться в мире человеческих занятий – важнейшая задача при социализации ребёнка.
Школа является важным звеном в процессе профессионального самоопределения обучающихся и оказывает большое влияние на формирование представлений о мире труда и профессий. Для профориентационного воспитания в школе важно создание творческой среды, которая поможет развивать у ребенка личностные качества, необходимые в ситуациях самоопределения.
Почему же необходимо организовывать работу по профориентации уже в начальной школе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать, как происходит становление профессионального самосознания в младшем школьном возрасте. В период с 2,5-3 лет и вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет) у детей наглядное представление о мире человеческих занятий. В процессе развития ребенок обогащает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий, в форме игры пытается повторить действия повара, стоматолога, учителя, основываясь на наблюдениях за взрослыми.
В начальной школе познавательная деятельность становится определяющей в развитии ребенка. В этот период важно расширять его представления о различных видах деятельности. Некоторые особенности профессий ему еще сложно понять, но в каждой из них есть область, которую можно представить на основе определенных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого человека. У ребенка создается определенная наглядная картина, на которой основывается последующее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому необходимо обогащать впечатления о мире профессий, чтобы затем, на основе этих знаний, обучающийся мог разбираться в профессиональной сфере более осознанно. Чем с большим количеством специальностей будет знаком ребенок и чем ярче его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в профессиональном выборе. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентационной деятельности в начальных классах является расширение знаний и ориентированности ребенка в видах деятельности в процессе общения со взрослым.
В начальной школе учитель знакомит школьников с видами деятельности, которые встречаются часто в викторинах и играх по профориентации, чтении литературных произведений, экскурсиях, конкурсах. Таким образом, у детей постепенно формируется понимания самого слова «профессия».
Среди разнообразных форм внеурочных мероприятий для знакомства с профессиями актуальны классные часы, экскурсии, беседы, проектная деятельность, различные конкурсы и игры. Применяя в своей практике профориентационные игры можно сделать ярким даже самый неинтересный предмет или тему урока и достичь желаемой цели. На классных часах школьники знакомятся с новыми для них специальностями, могут перевоплощаться в их представителей, участвовать в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Участие родителей в профессиональном самоопределении личности младшего школьника также очень значимо. Родители могут прийти на классные часы, посвященные профориентации и рассказать детям о своей работе. Организация экскурсий на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе.
При организации профориентационной работы в начальной школе важно помнить, что у школьников в этот период формируется такое качество как трудолюбие, появляется интерес к профессиям близких людей, интерес к распространенным профессиям. Основывается он на непосредственном участии школьников в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности. Показывая на занятиях по профориентации важность человеческого труда, учитель воспитывает у младших школьников уважение к людям различных специальностей, чувство ответственности за качество выполняемой работы, понимание значения труда в жизни человека, развивает мотивацию к учебе и труду, творческие способности детей в процессе знакомства с профессиями.
Начиная с первого года обучения детей в школе, каждый классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в трудовой деятельности, организует работу в различных делах школы и класса. Дети с большим удовольствием помогают в уборке классной комнаты и территории школы, ухаживают за комнатными растениями. В ходе проведения уроков и внеурочной деятельности классным руководителем планируются экскурсии по школе, во время которых ребята знакомятся с профессией библиотекаря, медицинского работника, повара, обслуживающего персонала.
В 3-4 классах детям нравится ролевая игра «Я – учитель», которую очень удобно проводить на внеклассном занятии, посвященном, к примеру, Дню учителя. Учащиеся самостоятельно или при помощи голосования выбирают среди своих одноклассников «учителя» на один урок. Набравший максимальное количество голосов ученик с помощью классного руководителя и родителей готовит для своего класса набор заданий и создает систему оценивания. Форма занятия – игровая. Целью данного занятия является познакомить учащихся с профессией – учитель, помочь детям в осознании своих возможностей и способствовать формированию желания развивать свои способности, показать значение учебной деятельности в жизни человека, воспитывать доброе и уважительное отношение к людям данной профессии.
Познавательным для учащихся будет и оформление уголка профессий в классной комнате. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, рисунки, сообщения, связанные с выбранной специальностью. Можно использовать материал для стендов, соответствующий календарному профессиональному празднику. К этому уголку необходимо обращаться, проводить беседы с учащимися о праздниках, посвященных специалистам различных областей.
Высоким уровнем в профориентационной работе можно считать умение учащихся самостоятельно подготовить информацию о видах деятельности, их описание в полной или сжатой форме, определить способности, которые необходимы данной профессии при помощи дополнительной литературы.
Профориентация в начальной школе важна и необходима для подготовки учащихся к осознанному выбору профессии, учитывая интерес каждого ребенка и потребности рынка труда. Правильно построенный алгоритм проведения данной работы в начальной школе способствует активному формированию в сознании школьников различных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости трудовой деятельности людей различных специальностей для жизни и развития общества.
Современные подходы по самоопределению в выборе профессии помогают формированию у ребенка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому педагогу необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами, позволяющими результативно выстраивать работу по профориентации в начальных классах.
Список использованной литературы:
1. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников/Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону, 1996. – 509 с.
3. Методика профессиональной ориентации школьников: Методическое пособие / Под ред. С.Н. Чистяковой, М.Л. Кондюриной. – Петрозаводск, 1991. – 131с.
4. Пряжников, Н.С. Профориентация: Учебное пособие для студ. Выш.учеб.заведений /Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. М.: Издательский центр «Академия» 2005.-496
Новикова Ю.С. Кем быть? Профориентация в начальной школе // Современная начальная школа. 2022. № 7 (38). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/38.pdf.
У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься?
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает значимое место. С самого рождения ребёнка родители начинают задумываться о его будущем, наблюдают за интересами и особенностями ребенка, стараясь помочь ему в выборе профессиональной деятельности. Каждый ребенок наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени, поэтому важно с самого раннего возраста познакомить ребенка с максимальным количеством профессий, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни.
Перед младшим школьником еще не стоит проблема выбора профессии. Но так как самоопределение в выборе специальности связано с развитием личности ребенка на разных этапах, то младший возраст школьника можно рассматривать как подготовительный, который закладывает основы для профессионального самоопределения в будущем.
В современном мире существует огромное количество профессий. Представления младшего школьника о них ограничены его пока небогатым жизненным опытом. Помочь ребенку сориентироваться в мире человеческих занятий – важнейшая задача при социализации ребёнка.
Школа является важным звеном в процессе профессионального самоопределения обучающихся и оказывает большое влияние на формирование представлений о мире труда и профессий. Для профориентационного воспитания в школе важно создание творческой среды, которая поможет развивать у ребенка личностные качества, необходимые в ситуациях самоопределения.
Почему же необходимо организовывать работу по профориентации уже в начальной школе? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать, как происходит становление профессионального самосознания в младшем школьном возрасте. В период с 2,5-3 лет и вплоть до начала подросткового возраста (10-12 лет) у детей наглядное представление о мире человеческих занятий. В процессе развития ребенок обогащает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий, в форме игры пытается повторить действия повара, стоматолога, учителя, основываясь на наблюдениях за взрослыми.
В начальной школе познавательная деятельность становится определяющей в развитии ребенка. В этот период важно расширять его представления о различных видах деятельности. Некоторые особенности профессий ему еще сложно понять, но в каждой из них есть область, которую можно представить на основе определенных ситуаций из жизни, историй, интересных случаев и впечатлений взрослого человека. У ребенка создается определенная наглядная картина, на которой основывается последующее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому необходимо обогащать впечатления о мире профессий, чтобы затем, на основе этих знаний, обучающийся мог разбираться в профессиональной сфере более осознанно. Чем с большим количеством специальностей будет знаком ребенок и чем ярче его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в профессиональном выборе. Поэтому можно сказать, что главной задачей профориентационной деятельности в начальных классах является расширение знаний и ориентированности ребенка в видах деятельности в процессе общения со взрослым.
В начальной школе учитель знакомит школьников с видами деятельности, которые встречаются часто в викторинах и играх по профориентации, чтении литературных произведений, экскурсиях, конкурсах. Таким образом, у детей постепенно формируется понимания самого слова «профессия».
Среди разнообразных форм внеурочных мероприятий для знакомства с профессиями актуальны классные часы, экскурсии, беседы, проектная деятельность, различные конкурсы и игры. Применяя в своей практике профориентационные игры можно сделать ярким даже самый неинтересный предмет или тему урока и достичь желаемой цели. На классных часах школьники знакомятся с новыми для них специальностями, могут перевоплощаться в их представителей, участвовать в сценках, соревнуются на конкурсах и готовят тематические проекты. Участие родителей в профессиональном самоопределении личности младшего школьника также очень значимо. Родители могут прийти на классные часы, посвященные профориентации и рассказать детям о своей работе. Организация экскурсий на различные предприятия, в спасательные службы, встречи с людьми, которые там работают, помогает успешно решать задачи профессиональной ориентации в начальной школе.
При организации профориентационной работы в начальной школе важно помнить, что у школьников в этот период формируется такое качество как трудолюбие, появляется интерес к профессиям близких людей, интерес к распространенным профессиям. Основывается он на непосредственном участии школьников в различных видах познавательной, игровой, общественно-полезной трудовой деятельности. Показывая на занятиях по профориентации важность человеческого труда, учитель воспитывает у младших школьников уважение к людям различных специальностей, чувство ответственности за качество выполняемой работы, понимание значения труда в жизни человека, развивает мотивацию к учебе и труду, творческие способности детей в процессе знакомства с профессиями.
Начиная с первого года обучения детей в школе, каждый классный руководитель приобщает школьников к посильному участию в трудовой деятельности, организует работу в различных делах школы и класса. Дети с большим удовольствием помогают в уборке классной комнаты и территории школы, ухаживают за комнатными растениями. В ходе проведения уроков и внеурочной деятельности классным руководителем планируются экскурсии по школе, во время которых ребята знакомятся с профессией библиотекаря, медицинского работника, повара, обслуживающего персонала.
В 3-4 классах детям нравится ролевая игра «Я – учитель», которую очень удобно проводить на внеклассном занятии, посвященном, к примеру, Дню учителя. Учащиеся самостоятельно или при помощи голосования выбирают среди своих одноклассников «учителя» на один урок. Набравший максимальное количество голосов ученик с помощью классного руководителя и родителей готовит для своего класса набор заданий и создает систему оценивания. Форма занятия – игровая. Целью данного занятия является познакомить учащихся с профессией – учитель, помочь детям в осознании своих возможностей и способствовать формированию желания развивать свои способности, показать значение учебной деятельности в жизни человека, воспитывать доброе и уважительное отношение к людям данной профессии.
Познавательным для учащихся будет и оформление уголка профессий в классной комнате. В этом уголке могут быть книги, фотоматериалы, рисунки, сообщения, связанные с выбранной специальностью. Можно использовать материал для стендов, соответствующий календарному профессиональному празднику. К этому уголку необходимо обращаться, проводить беседы с учащимися о праздниках, посвященных специалистам различных областей.
Высоким уровнем в профориентационной работе можно считать умение учащихся самостоятельно подготовить информацию о видах деятельности, их описание в полной или сжатой форме, определить способности, которые необходимы данной профессии при помощи дополнительной литературы.
Профориентация в начальной школе важна и необходима для подготовки учащихся к осознанному выбору профессии, учитывая интерес каждого ребенка и потребности рынка труда. Правильно построенный алгоритм проведения данной работы в начальной школе способствует активному формированию в сознании школьников различных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости трудовой деятельности людей различных специальностей для жизни и развития общества.
Современные подходы по самоопределению в выборе профессии помогают формированию у ребенка отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Именно поэтому педагогу необходимо пользоваться разнообразными методами и приемами, позволяющими результативно выстраивать работу по профориентации в начальных классах.
Список использованной литературы:
1. Землянская, Е.Н. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников/Е.Н. Землянская// Начальная школа. – 2002. -№ 12.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/Е.А. Климов. – Ростов-на-Дону, 1996. – 509 с.
3. Методика профессиональной ориентации школьников: Методическое пособие / Под ред. С.Н. Чистяковой, М.Л. Кондюриной. – Петрозаводск, 1991. – 131с.
4. Пряжников, Н.С. Профориентация: Учебное пособие для студ. Выш.учеб.заведений /Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. М.: Издательский центр «Академия» 2005.-496