Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Тлатова О.Р. ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ЭКОЛОГИИ «КАКИМ ВОЗДУХОМ МЫ ДЫШИМ?»

Библиографическое описание:
Тлатова О.Р. Внеклассное занятие по экологии «Каким воздухом мы дышим?» // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.

Предмет: окружающий мир.

Участники: учащиеся начальной школы (на данном уроке 1 класс,7 лет) и учитель.

Цели и задачи

Цель: привитие учащимся первичных навыков по защите и охране окружающей среды; приобщение учеников к исследовательской деятельности.

Задачи занятия:

• сформировать у учащихся знания о проблеме загрязнения окружающей среды;

• раскрыть роль человека в загрязнении воздуха;

• познакомить учащихся с основными методами исследовательской деятельности.

Аннотация: Данное занятие - одно из цикла внеурочных занятий по экологии, его можно проводить в любом классе начальной школы.

Автор: Тлатова Оксана Руслановна, учитель начальных классов.

Место работы: Северная Осетия, г. Ардон, МБОУ СОШ№1.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Оборудование: лакмусовая бумага, дождевая вода, вода из крана, уксус, картинка для определения уровня PH, воронка, вата, почва.

Ход занятия:

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Планируемые УУД

– самоопределение (Л);

– смыслообразование (Л);

– целеполагание (П);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Девиз занятия: Чем больше знает человек, тем он сильнее! М. Горький (на интерактивной доске).

-Как вы думаете, почему у нас сегодня такой девиз занятия?

-Да, мы сегодня будем узнавать новое для нас и это нам пригодится в жизни.

Вывод темы урока.

Планируемые УУД

– смыслообразование (Л);

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П);

– волевая саморегуляция (Р);

– познавательная инициатива (Р);

Просмотр ролика о загрязнении воздуха. (на интерактивной доске)

http://youtu.be/xYv2ppcUo20

http://youtu.be/k1gPish0sEI

-Так о чем же сегодня мы будем говорить?

-Правильно, тема нашего занятия:

Каким воздухом мы дышим?

- Давайте попробуем ответить на этот вопрос в самом начале урока, данный этап урока проводится с помощью интерактивной системы голосования, где нужно ответить, чистым ли воздухом мы дышим. ДА или НЕТ. Опрос показал, что 30% считают наш воздух чистым, а 70% - грязным.

Проверка домашнего задания

Планируемые УУД

– анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (П);

– подведение под понятие (П);

– выполнение действий по алгоритму (П);

– доказательство (П);

– контроль (Р);

– коррекция (Р);

-На прошлом занятии вам даны были индивидуальные задания, давайте их проверим.

Отчет первой группы: (На планшетах с использованием сервиса ГУГЛ Рисунки) В течение трех дней я и моя подруга носили маски, причем я дома, а моя подруга на улице, где много транспорта. Через три дня мы их прополоскали и заметили, что грязнее маска моей подруги.

-

-Давайте, подумаем, почему так вышло?

Ребята в группах общаются и затем приходят к выводу:

Вывод: автомобили сильно загрязняют окружающий воздух.

Отчет второй группы: (на ноутбуках с использованием сервиса ГУГЛ Рисунки)

Мы взяли три картонки и помазали их вазелином. Поставили картонки:

В комнате,

На улице,

В саду.

Через 2 дня мы их собрали и заметили, что грязнее всего картонка с улицы.



Вывод: Надо больше ходить пешком и ездить на велосипеде, потому что автомобили сильно загрязняют воздух.

Экспериментальная часть урока

Планируемые УУД

– планирование (П);

– прогнозирование (П);

– структурирование знаний (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

Проведение опыта в классе.

-Перед вами две пробирки с дождевой водой и водой из крана. Возьмите лакмусовую бумагу и опустите ее в дождевую воду, а теперь в питьевую. Учащиеся замечают, что уровень PH дождевой воды равен 5, а питьевой воды 7. (На предыдущем занятии мы говорили о лакмусовой бумаге и уровне PH.)

-А почему так происходит?

-Видимо в дождевой воде есть вредные отходы?



Просмотр видео о кислотных дождях, в котором учащиеся узнают, что кислотные дожди возникают по вине отходов заводов и фабрик.

http://youtu.be/j1e330Fev5U

http://youtu.be/yphLO8S77MY

Проведение второго опыта.

-Давайте создадим сами кислотный дождь, для этого добавим в питьевую воду уксус. Теперь определим уровень кислотности. Уровень кислотности равен 3, как у кислотных дождей.

А теперь давайте представим, что такой дождь прошел у нас, возьмем воронку и опустим сначала вату, а потом почву. Теперь профильтруем.

Опустим лакмусовую бумагу в профильтрованную воду, PH равен 6.

Итак, мы очистили воду, а куда же делись все вредные элементы?

После обсуждения ученики приходят к выводу, что все вредные элементы остаются в почве, а это вредит и животным, и растениям почвы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Планируемые УУД

– рефлексия способов и условий действия (П);

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

– самооценка на основе критерия успешности (Л);

Итог урока:

К каким же выводам мы сегодня пришли?

1.Автомобили и заводы загрязняют наш воздух.

2.Кислотные дожди возникают из - за выбросов отходов заводов.

3.Кислотные дожди губят природу!

4.Каждый человек должен задуматься о чистоте воздуха.

-Докажите, что вы не просто присутствовали на уроке, а занимались учебной деятельностью.

Дети доказывают, что все, что они делали на уроке, они делали сами, а значит - они учились.

Самооценка прекрасно строится с помощью интерактивной доски, где учащиеся фиксируют, как они поняли материал урока с помощь лучиков Смайлика.

Домашнее задание по выбору: определите уровень кислотности воды из ручья или реки после дождя и сделайте выводы, найти информацию о вреде кислотных дождей.

Вот пример выполнения домашнего задания одним из учеников.



Работа над каждым проектом - это чудо новых свершений, а помочь в этом могут сервисы ВЕБ 2.0, о которых можно почитать здесь http://netedu.ru/node/11996.

Список литературы:

1. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.

2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"

3. Савенков А.И. Рабочая тетрадь для младших школьников.