Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Куц Ирина Александровна
педагог-психолог
МАДОУ №10 «Березка»
ХМАО-Югра, г. Радужный
Педагогическое сопровождение одаренных детей в дошкольной образовательной организации
В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне государства, так и на уровне региона. Одаренность в дошкольном возрасте следует рассматривать в качестве потенциала развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы дошкольного образования. Решающая роль в развитии одаренности детей принадлежит сфере дошкольного образования. Педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях дошкольной образовательной организации должна строиться методически грамотно.
Проблема одаренных детей в дошкольной образовательной организации является одной из главных задач дошкольного образования, так как взгляд на одаренность детей с позиции развития потенциала каждого ребенка обуславливает необходимость формирования системы выявления и развития одаренных детей в дошкольной образовательной организации. В трудах И.Е. Емельянова, Л.В. Пасечник, В.С. Юркевич и др. раскрыты основные характеристики и признаки одаренности детей.
Под одаренностью понимается совокупность способностей, направленных на освоение ребенком определенных достижений. Компоненты различных видов одаренности у разных детей могут быть выражены в разной степени, а проявление таких компонентов возможно только при условии, если резервы самых разных человеческих возможностей позволяют дополнить недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для правильного и успешного осуществления деятельности.
Проблема организации педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста, рассматривается в работах И.Е. Емельяновой, А.М. Матюшкина, И.Ю. Тишиной, А.В. Хуторского и др.
Особенности педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста заключаются в том, что педагогам дошкольных образовательных организаций необходимо быть в центре проблемы развития одаренности, понимать актуальные вопросы, связанные с ней, понимать принцип совместной деятельность и важность создания особой предметной среды для развития одаренности детей. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.
По мнению О.С. Газмана, рассматривая педагогическое сопровождение как особую целостную систему педагогической деятельности, следует обратить внимание, прежде всего, на триаду обязательных взаимосвязанных между собой компонентов, которые составляют структуру педагогического сопровождения:
1. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения и воспитания.
С момента вхождения ребенка в образовательный процесс, в его сознании начинает собираться и накапливаться информация о различных сторонах общественной жизни, об окружающем мире. Поэтому возникает необходимость создания таких условий, в которых ребенок будет продуктивно повышать личностный рост и увеличивать свои личностные качества в образовательном пространстве. Для сбора и впоследствии анализа полученной информации используются особые методы диагностики.
2. Создание социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка в образовательном процессе.
Благодаря полученным данным диагностики разрабатываются индивидуальные и групповые программы педагогического сопровождения различных субъектов образовательного процесса, с их помощью определяются условия для успешной социализации и развития ребенка, уточняются цели и задачи в соответствии с исходными данными, осуществляется подбор методов и средств работы с конкретным ребенком. Реализация этого компонента предполагает, что образовательный процесс должен быть построен по гибким схемам, которые могут быть изменены в соответствии с различными задачами и запросами, может трансформироваться и подстраиваться под особые способности и особенности каждого ребенка.
3. Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи ребенку, имеющим проблемы в психосоциальном развитии и обучении, а также другим лицам, взаимодействующим с ними.
В данном направлении мы говорим о том, что деятельность должна быть ориентирована на тех детей, у которых с помощью различных диагностик были выделены и определены особые проблемы, например, с усвоением материала в процессе развития и обучения, вопросы, касающиеся социальной жизни, общения со сверстниками или усвоению социально принятых норм поведения и пр.
Целью педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста является обеспечение успешного развития ребенка в конкретной детской среде в условиях дошкольной образовательной организации. Дошкольное образование в данном случае характеризуется как процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, нацеленный на развитие индивида, его индивидуальных умственных и физических способностей, одаренности и таланта. Важной частью процесса формирования интеллектуального потенциала государства является выявление, развитие и поддержка одаренных детей.
Поэтому среди основных задач дошкольного образования выделяются такие, как создание условий, способствующих выявлению и развитию талантливых детей, реализация их потенциальных возможностей. Педагогическое сопровождение одаренных детей призвано решать следующие задачи:
– формирование системы выявления одаренных детей;
– разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
– формирование адекватной самооценки;
–охрана и укрепление физического и психологического здоровья, профилактика неврозов;
– контроль за положением одаренных детей в группе сверстников;
– развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
В дошкольных образовательных организациях работа с одаренными детьми базируется в условиях ФГОС ДО и строится на основе образовательной программы ДОО. При этом следует соблюдать основные принципы организации занятий в дошкольной образовательной организации:
- принцип системности;
-принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
- принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей, способов действий и доводов по поводу решаемой задачи.
Все перечисленные принципы находят отражение в основных идеях ФГОС ДО. Кроме того, среди современных педагогических технологий наиболее эффективными в работе с одаренными детьми являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода, проектного подхода. Использование данных технологий помогает увидеть интересующие стороны объектов с точки зрения одаренных детей и использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.
Организация работы по повышению качества педагогического сопровождения одаренных детей сводится к следующему:
– систематическое обучение педагогов и родителей (курсы, семинары, мастер-классы, самоподготовка);
– составление «карт одаренности», «индивидуальных маршрутов сопровождения одаренных детей» и организация работы в соответствии с «маршрутами»;
– проведение промежуточных и итоговых обсуждений по результатам работы (педагогические советы).
В дошкольной образовательной организации для выявления и развития способностей детей создаются следующие условия:
− работа педагогов ДОО направлена на развитие самостоятельности, эмоциональности, инициативности, творческих способностей каждого ребенка;
− проведение анкетирования родителей и грамотное педагогическое наблюдение – основа для выявления способностей детей;
− организация кружковой работы, способствующая развитию как специальных, так и общих способностей дошкольников;
− привлечение родителей к активному участию детей в соревнованиях, творческих конкурсах, интеллектуальных турнирах.
Работу в дошкольной образовательной организации необходимо организовать по нескольким направлениям, которые позволили бы решить ряд задач:
- повышение педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;
- создание системы выявления, поддержки и педагогического сопровождения одаренных детей;
- создание педагогически эффективность условий, обеспечивающих высокие достижения детей. Удовлетворить потребность детей в занятиях по интересам;
- организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников.
Результатом эффективности работы по выявлению и сопровождению одаренных детей является удовлетворенность детей их деятельностью, которая способствует повышению индивидуальных показателей детей: увеличению количества участников фестивалей и конкурсов, что отражается в личном портфолио воспитанников.
В дошкольной образовательной организации придается большое значение педагогическому сопровождению одаренных детей, которое предполагает индивидуально ориентированную помощь детям в развитии как общих, так и специальных способностей, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, творческих способностей и возможностей, характерных именно для этого индивида.
С целью изучения особенностей педагогического сопровождения одаренных детей дошкольного возраста, мы проанализировали работу нашего дошкольного образовательного учреждения.
Так, например, на сайте нашего ДОУ, существует специальный раздел «Одаренные дети детского сада», что говорит об активной работе с особенными детьми и данное направление является актуальным в специфике работы детского сада. В практике работы нашей дошкольной образовательной организации для осуществления образовательной деятельность с детьми, кроме основной общеобразовательной программы «Детство» Т.И. Бабаевой и др. используются следующие парциальные программы: парциальная программа физического воспитания детей 3-7 лет «Играйте на здоровье» Л.Н. Волошиной.
В ДОО используется программа Л.А. Венгера «Одаренный ребенок», которая рассчитана для работы с детьми от 5 до 7 лет, имеющих высокий уровень интеллектуального развития. В данной программе делается упор на глубокое интеллектуальное и креативное развитие детей с одаренностью различного вида. Программа охватывает только образовательную работу с одаренными детьми, т. e. их обучение на занятиях, хотя многие виды предлагаемых заданий могут быть включены (по инициативе воспитателя) в свободную деятельность детей, при этом содержание занятий может быть существенно изменено или заменено новым (в соответствии c задачами развития умственных способностей).
Работа с одаренными детьми представляет особую систему, имеющую определенную специфику и содержание. Неотъемлемой частью в процессе деятельности для педагогов по педагогическому сопровождению одаренных детей является подбор и разработка методического инструментария, картотеки заданий повышенного уровня сложности, развивающих игр и упражнений. Также, важным аспектом в работе по сопровождению детской одаренности является корректирование образовательной и предметно-пространственной среды с учетом склонностей и интересов детей, которые имеют опережающее развитие. Исходя из опыта деятельности нашей дошкольной образовательной организации, методический совет разработал «Рекомендации для педагогов по организации работы с детьми, имеющими опережающее психическое развитие». Следовательно, мы можем говорить, что в нашем учреждении создаются условия не только для особенных детей, но и особое поле для самоорганизации педагогов, формирования у них потребности к самообразованию, касающемуся особенностей общения, воспитания и обучения одарённых детей.
Также работа по педагогическому сопровождению детей в нашей дошкольной образовательной организации проводится при тесном контакте с родителями.
Значительно повышает эффективность образовательного процесса с одарёнными детьми, помогает созданная в ДОО система дополнительных образовательных услуг по различным направлениям:
- физкультурно-оздоровительное: кружок «Моржонок», «Здоровячек!», кружок корригирующей гимнастики «Радуга здоровья», секция «Мини-баскетбол», студия ритмической гимнастики «Грация», секция настольного тенниса;
- художественно-эстетическое: «Хореография», «Юный художник»;
- познавательное: «Интеллектуальная мастерская», шахматный кружок.
Одарённые дети, посещающие кружки и студии являются их активными участниками, например, «Малые олимпийские игры», «Наши юные таланты»; «Пасхальный калейдоскоп», «Родное Белогорье», «Осенняя ярмарка», в рамках проведения данных проектов, дети проявляли свои творческие способности, фантазию и кругозор, состязались в быстроте и ловкости.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов в работе с одарёнными детьми методической службой нашего детского сада были организованы семинары-практикумы «Интеграция как метод развития способностей одарённых детей», круглый стол «Одарённые дети - кто они?», мастер-классы и открытые занятия, раскрывающие формы и методы взаимодействия педагогов с одарёнными детьми.
В нашей дошкольной образовательной организации является традицией ежегодное проведение мероприятий, предполагающих участие одаренных детей в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских проектов. Из года в год увеличивается число участников различных муниципальных и региональных конкурсов. Победители детсадовских конкурсов принимают участие в городском интеллектуальном конкурсе «Знай-ка», в городском конкурсе детских и юношеских исследовательских проектов «Я – исследователь». В 2020 г. воспитанники детского сада стали победителями городского, областного и Всероссийского конкурса «Я-исследователь», предоставив свои исследовательские проекты. Высоких результатов достигают ребята, принимающие участие в городском интеллектуальном конкурсе «Знай-ка».
Итак, следует отметить, что работа по выявлению и педагогическому сопровождению в нашем учреждении ведется активно и не обходит стороной педагогический состав, родителей и самих детей. Специфика педагогического сопровождения одаренных детей в детском саду заключается в своевременной диагностике детей, определению особых форм и методов работы, составление плана программы по педагогическому сопровождению и внедрению его в образовательный процесс. Ведется активная работа с родителями и кружках дополнительного образования детей. Повышение уровня компетенций педагогического состава осуществляется с помощью методической службы, созданию различных мероприятий для педагогов ДОО. Грамотно организованное педагогическое сопровождение одарённых детей педагогами дает широкие возможности для дальнейшего проявления и развития неординарных талантливых личностей.
Говоря о специфике педагогического сопровождения по развитию одаренности детей дошкольного возраста, следует отметить что в дошкольной образовательной организации должно процесс сопровождения должен осуществляться целенаправленно, обеспечивая максимально свободную реализацию креативности, нравственной основы жизнедеятельности, самостоятельности и воли в исследовательской, творческой, игровой деятельности, как базовых для раскрытия и развития одаренности, и тех индивидуальных природных потенциалов и качеств личности, которые обусловлены фенотипом: физический, познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный, эстетический, аксиологический, духовный и другой. Педагогическое сопровождение в своем своеобразии имеет определенную структуру, цели и задачи. Планирование работы по сопровождению одаренных детей начинается с диагностирования потенциально способных детей. Одаренность ребенка не может развиваться в изолированных, искусственных условиях. Поэтому существует особая необходимость обогатить процесс развития личности со всеми ее качествами системой взаимодействия с социальной, окружающей и благоприятной психологической средой.
Одаренные дети являются ценнейшим генофондом российского общества и мирового пространства. Благодаря реализации ресурсов способных детей происходит полное раскрытие способностей и таланта одарённого ребёнка, что является важной задачей не только для него самого, его родителей, но и специалистов в области педагогики и психологии. Педагогическое сопровождение одаренных детей является неотъемлемым элементом гуманизации образования России в условиях ее модернизации. Одаренность в дошкольном возрасте берет начало для полного развития и раскрытия потенциала по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, а выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы дошкольного образования.
Список использованной литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // «Российская газета», № 265, 25.11.2013.
2. Богоявленская Д.Б. Современные концепции творчества и одаренности / Д.Б.Богоявленская. - М.: БЕК, 2011. – 203 с.
3. Боева Е.Л. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей / Е.Л. Боева. – М.: Астрель, 2014. – 178 с.
4. Галянт И.Г. Проблемы развития детской одаренности / И.Г. Галянт //
5. Дошкольное учреждение – семья: вместе развиваем способности и одаренность ребенка: примерная программа самообразования для педагогов и родителей / под ред. Е.А. Панько. – М.: Проспект, 2014. – 116 с.
6. Емельянова И.Е. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности / И.Е. Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 7. - С. 27-31.
7. Одаренные дети дошкольного возраста XXI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития / под ред. Л.В. Трубайчук: материалы международной научно-практической конференции (7-8 октября 2016 г.) – Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2016. – 290 с.
8. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2017. – 312 с.
9. Тишина И.Ю. Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ: автореф. дис. канд. пед. наук / И.Ю. Тишина. – Челябинск: Глобус, 2017. – 226 с.
Март 2021