Библиографическое описание:
Лемайкина О.В. Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «3-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения» // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
Цели: познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные - 3-го склонения.Отрабатывать умение распознавать имена существитель ные 1-го и 2-го склонения.
Формируемые УУД:
п. — самостоятельное выделение и форму лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка про цесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравне ние, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. - постановка учебной задачи; сличение спосо ба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок. Встали все красиво.
- Садитесь, ребята. Вместе с вами мы начнём сочинять наш сегодняшний урок. Каким он будет, зависит от нас с вами. С малой удачи начинается большой успех. Я желаю вам удачи на уроке и хорошего настроения.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа.
(Слайд 2)
2. Минутка чистописания.
Дд а Дд б Дд в..
- Определите последовательность букв в этом ряду:
- Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу. Над словами обозначьте части речи.
- Чем осложнено предложение?
Деревья в голых осенних садах озябли и дрожали
от холода.
Нужно вставить пропущенные буквы.
- Какая орфограмма пропущена в словах? Как проверить безударную гласную?
Подберите синоним к слову – озябли (замёрзнуть, промёрзнуть)
(у доски 1 человек остальные в тетради)
3.Словарная работа. (Слайд 3-5)
Следующий пункт нашего урока – работа над словарными словами
- Прочитайте слова, которые вы видите на слайде. Что вы можете сказать?
Б..рёза, х..зя..н, яг..да, з..рно, б..гаж, за..ц, пш..ница.
- К какой части речи относятся данные слова?
- Что такое существительное?
- Что вы ещё знаете о существительном?
- Что такое склонение?
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Ответ всегда кроется в вопросе!)
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Ко 2 склонению?
4. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы). (Слайд 6 -8)
Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.
Работа в парах. Карточка №1 со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. В конверте 3 слова лишних (3 склонения).
Улыбка, сынишка, сын, дядя, карась, зверь, остров, ночь, солнце,
храбрость, Витя, ладонь, бабочка.
- У каких слов не определили склонение?
- Почему?
- Как вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому?
- Сформулируйте мне, ребята, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока. О каком склонение имён существительных мы будем говорить?
- Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о третьем склонении имён существительных.
- Какую задачу мы поставим перед собой? (Научиться распознавать имена существительные 3 склонения)
- Предположите, какие имена существительные относятся к третьему склонению?
5.Формирование новых знаний
-Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.
Откройте учебники на стр. 97.
- Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению.
- Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?
6. Первичное закрепление.
Упр. 171(с. 97). (Комментированное письмо.)
— Какой способ словообразования вы использовали? (Суф фиксальный.)
— Сделайте вывод: как распознать существительные 1-го и 3-го склонения среди существительных женского рода? (По окончанию: имена существительные женского рода с окончаниями -а, -я относятся к 1-му склонению, с нулевым окончанием — к 3-му склонению.)
7.Первичная проверка понимания. (Слайд 9)
Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания
- Определим род данных имён существительных.
Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.
- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце? От чего это завимит?
Ещё раз вспомним, какого рода существительные 3 склонения?
Какое окончание имеют имена существительные третьего склонения?
8. Физкультминутка. (Слайд 10)
Игра «Раз, два, три – склонение назови».
Называются имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.
Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.
9. Закрепление.
- Ребята, что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное в косвенном падеже? (Надо поставить существительное в начальную форму, определить его род и найти окончание) (Слайд 11)
1) Запиши словосочетания, определи падеж и склонение (Слайд 12)
Случай из жизни, остановился в тени, крошки на скатерти, добавил соль, ехал по степи, шёл по площади.
2) Игра «Найди лишнее слово».
Улыбка, юноша, болезнь, Митя.
Награда, крыло, камень, мороз.
Дед, площадь, болото, конь.
Пыль, площадь, ладонь, карась.
- Докажите ваш выбор.
10. Рефлексия
11. Подведение итогов урока
— С признаками каких имён существительных вы познако мились сегодня на уроке?
— Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?
— Как определить склонение существительных в косвенной форме?
Домашнее задание
Упр. 172 (с. 97).
Лемайкина О.В. Конспект урока русского языка в 4 классе по теме «3-е склонение имён существительных. Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения» // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
Цели: познакомить с признаками имён существительных 3-го склонения; формировать умение распознавать имена существительные - 3-го склонения.Отрабатывать умение распознавать имена существитель ные 1-го и 2-го склонения.
Формируемые УУД:
п. — самостоятельное выделение и форму лирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка про цесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравне ние, классификация объектов по выделенным признакам; синтез;
к. — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; р. - постановка учебной задачи; сличение спосо ба действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Прозвенел звонок. Встали все красиво.
- Садитесь, ребята. Вместе с вами мы начнём сочинять наш сегодняшний урок. Каким он будет, зависит от нас с вами. С малой удачи начинается большой успех. Я желаю вам удачи на уроке и хорошего настроения.
- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Классная работа.
(Слайд 2)
2. Минутка чистописания.
Дд а Дд б Дд в..
- Определите последовательность букв в этом ряду:
- Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.
Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните грамматическую основу. Над словами обозначьте части речи.
- Чем осложнено предложение?
Деревья в голых осенних садах озябли и дрожали
от холода.
Нужно вставить пропущенные буквы.
- Какая орфограмма пропущена в словах? Как проверить безударную гласную?
Подберите синоним к слову – озябли (замёрзнуть, промёрзнуть)
(у доски 1 человек остальные в тетради)
3.Словарная работа. (Слайд 3-5)
Следующий пункт нашего урока – работа над словарными словами
- Прочитайте слова, которые вы видите на слайде. Что вы можете сказать?
Б..рёза, х..зя..н, яг..да, з..рно, б..гаж, за..ц, пш..ница.
- К какой части речи относятся данные слова?
- Что такое существительное?
- Что вы ещё знаете о существительном?
- Что такое склонение?
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Ответ всегда кроется в вопросе!)
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Ко 2 склонению?
4. Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы). (Слайд 6 -8)
Распределение имён существительных в 2 столбика, учитывая тип склонения.
Работа в парах. Карточка №1 со словами, которые нужно распределить на 2 группы, учитывая тип склонения. В конверте 3 слова лишних (3 склонения).
Улыбка, сынишка, сын, дядя, карась, зверь, остров, ночь, солнце,
храбрость, Витя, ладонь, бабочка.
- У каких слов не определили склонение?
- Почему?
- Как вы думаете, относятся они к какому-нибудь другому склонению? К какому?
- Сформулируйте мне, ребята, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока. О каком склонение имён существительных мы будем говорить?
- Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о третьем склонении имён существительных.
- Какую задачу мы поставим перед собой? (Научиться распознавать имена существительные 3 склонения)
- Предположите, какие имена существительные относятся к третьему склонению?
5.Формирование новых знаний
-Проверим ваши предположения и узнаем, какие существительные относятся к 3 склонению.
Откройте учебники на стр. 97.
- Прочитайте в учебнике, какие имена существительные относятся к 3 склонению.
- Что нужно знать, чтобы определить, относятся ли имена существительные к 3 склонению?
6. Первичное закрепление.
Упр. 171(с. 97). (Комментированное письмо.)
— Какой способ словообразования вы использовали? (Суф фиксальный.)
— Сделайте вывод: как распознать существительные 1-го и 3-го склонения среди существительных женского рода? (По окончанию: имена существительные женского рода с окончаниями -а, -я относятся к 1-му склонению, с нулевым окончанием — к 3-му склонению.)
7.Первичная проверка понимания. (Слайд 9)
Распознавание склонения имён существительных, имеющих одинаковые окончания
- Определим род данных имён существительных.
Лагерь, картофель, вермишель, гвоздь, прорубь, местность, корабль, пристань, зритель.
- К какому склонению могут относиться имена существительные с ь на конце? От чего это завимит?
Ещё раз вспомним, какого рода существительные 3 склонения?
Какое окончание имеют имена существительные третьего склонения?
8. Физкультминутка. (Слайд 10)
Игра «Раз, два, три – склонение назови».
Называются имена существительные. Если существительное 1-ого склонения все хлопают, 2-ого – приседают, 3-его – спокойно стоят.
Морковь, словарь, телефон, ласточка, метель, мыло, облако, поле, лошадь, лошадка, ладонь, ладошка, метро, кисточка, кисть.
9. Закрепление.
- Ребята, что надо знать, чтобы правильно определить, к какому склонению относится имя существительное в косвенном падеже? (Надо поставить существительное в начальную форму, определить его род и найти окончание) (Слайд 11)
1) Запиши словосочетания, определи падеж и склонение (Слайд 12)
Случай из жизни, остановился в тени, крошки на скатерти, добавил соль, ехал по степи, шёл по площади.
2) Игра «Найди лишнее слово».
Улыбка, юноша, болезнь, Митя.
Награда, крыло, камень, мороз.
Дед, площадь, болото, конь.
Пыль, площадь, ладонь, карась.
- Докажите ваш выбор.
10. Рефлексия
11. Подведение итогов урока
— С признаками каких имён существительных вы познако мились сегодня на уроке?
— Какие имена существительные относятся к 3-му склонению?
— Как определить склонение существительных в косвенной форме?
Домашнее задание
Упр. 172 (с. 97).