Высшая школа делового администрирования
Конференции
Июнь 2023

ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА В ДОЧИСЛОВОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ СЧЕТУ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР

Шивцова Светлана Витальевна
учитель-дефектолог
МАДОУ "Детский сад № 18 г. Челябинска"

Психолого-педагогическое изучение дошкольников с особыми возможностями здоровья (ЗПР) вы являет ряд особенностей психофизического развития, таких как пониженная работоспособность, отставание в развитии познавательных процессов, незрелость эмоционально-волевой сферы.

Источник математических знаний - это окружающая жизнь в ее количественных, временных и иных проявлениях, которую ребенок познает, действуя с различными предметами и множествами. Бедность запаса знаний об ок ружающем мире, недостаточность опыта действий с предметами, сниженная познавательная активность приводят к тому, что дошкольники с ОВЗ не при обретают многих элементарных математических представлений, которыми владеют их нормально развивающиеся сверстники. Это, в свою очередь, вызывает повышение затруднения при их дальнейшем обучении в школе.

Наш анализ данных психолого-педагогического изучения детей на протяжении нескольких лет показывает, что большинство пяти- и шестилетних детей с ОВЗ только механически запомина ют и воспроизводят последовательность числительных до 10, не умеют свобод но ориентироваться в числовом ряду. Их затрудняет называние чисел в обрат ном порядке, а также от одного заданного числа до другого. Многие из детей не владеют операцией результативного счета, т.е. умением соотнести последнее из называемых числительных со всей совокупностью в целом, а не с последним ее элементом.

На эффективность обучения математике не могут не оказывать и такие особенности детей с ОВЗ, как сниженная познавательная активность, неравномерность деятель ности, колебания внимания и работоспособности, а также недостаточное раз витие основных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, классификации).

Также имеют место недостатки формирования всех видов памяти, особенно произвольной, которые выражаются в том, что дети в состоянии запоминать лишь небольшие порции информации, для них требуется гораздо большее число повторов. Склонны они и просто механически заучивать материал, без его понимания и рационального применения на практике. Недостаточное развитие речевых функций отрицательно влияет на овладение математическими знаниями, умениями и навыками.

У большинства детей с ЗПР выявляется общее недоразвитие речи. В связи с этим наибольшие трудности у них вызывают задания, требующие непосредственного участия речи при их выполнении.

У этой категории детей отмечается бедность и недифференцированность словаря, трудности выделения и обозначения причинно-следственных, пространственно-временных и других отношений с помощью языковых средств.

Наблюдаются также трудности программирования речевого высказывания и недостаточность его грамматического оформления.

Все это вызывает дополнительные трудности, снижает познавательную активность, тормозит процесс приобретения математических знаний.

Все эти особенности детей, вместе с недостаточностью их первоначальных математических знаний и представлений, создают повышенные трудности в овладении ими математикой. И в этих условиях огромное значение приобретает до числовое обучение счету.

Задачами этого периода являются:

1. Формирование представлений о количестве (один - много - мало - ни одного); о сохранении количества;

2. Формирование умения детей осуществлять классификацию и сериацию предметов на основе определенного качественного признака; сравнение путем наложения, приложения и сопоставления дискрет ных и непрерывных множеств; преобразование множеств путем уве личения, уменьшения и уравнивания.

Работа в пропедевтический период проходит ряд последовательных этапов:

1. Составление групп предметов (классификация по одному качественному признаку).

2. Формирование представлений «один» - «много» - «мало» - «ни од ного».

3. Составление упорядоченного ряда (систематизация и сериация пред метов по качественному признаку).

4. Сопоставление дискретных и непрерывных множеств.

5. Формирование представлений о сохранении количества.

6. Преобразование множеств.

7. Сопоставление численности множеств, воспринимаемых различными анализаторами.

Ввиду особенностей детей, все обучение должно носить наглядно-практический характер, т.е. количественные представления дети усваивают, на блюдая за действиями педагога и в процессе собственных практических действий с реальными предметами.

Опыт практических действий ребенка вначале четко фиксируется в речи педагога, а затем в собственных высказываниях ребенка. Развитию речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений должно уделяться большое внимание, т.к. четкие представления формируются только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Если же речь ребенка не появляется - необходимо отрабатывать невербальные формы выражения - жесты, мимику, интонацию.

В процессе усвое ния математических знаний необходимо подключать руку (осязание) как важ нейшее познавательное средство в обучении детей, имеющих проблемы в развитии. При формировании представлений «большой - маленький», «длин ный - короткий», «высокий - низкий», «тонкий - толстый», «широкий - узкий» - ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощутить его.

Таким образом, глубокий анализ и учет данных психолого-педагогического изучения дошкольников с особыми возможностями здоровья позволяют четко определить задачи и направления работы учителя-дефектолога в дочисловой период обучения счету и, в дальнейшем, восполнить пробелы в мате матическом развитии детей.

Список литературы.

1. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова; под общ. ред. Л.В. Ворониной. Екатеринбург: УрГПУ, 2017.

2. Колесникова, Е.В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТЦ Сфера, 2016.

3. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. 5-е изд. (инновационное), испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.

4. Современные технологии развития познавательно-исследователь-ской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для педагогов ДОУ и НОО / Г.В. Яковлева, Т.А. Сваталова, Н.Е. Скрипова [и др.]. Челябинск: ЧИППКРО, 2019.