инструктор по физической культуре
Школа-интернат № 30 открытого акционерного общества «Российские железные дороги, г. Комсомольск-на-Амуре
В связи с существенными изменениями, происходящими в современном обществе, одной из центральных педагогических проблем является модернизация образовательных систем различного уровня, в том числе дошкольного образования. Это активизирует поиск новых эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания. Разработка инновационных технологий физического воспитания детей дошкольного возраста является одной из наиболее важных и достаточно сложных задач, направленных на повышение эффективности и качества дошкольного образования в целом.
За последнее время спорт стал важной отраслью экономики России. Признание государством значимости спорта для общества выражается в его расширенном инвестировании, постоянном увеличении количества спортивных сооружений, внедрении инновационных методов и подходов. Среди жителей Европы такой вид спорта как скалолазание пользуется большой популярностью, благодаря тому что он доступен людям разных возрастов. Им могут заниматься как взрослые, так и дети. Занятие скалолазанием положительно влияет на позвоночник человека, равномерно распределяя нагрузку. Существует ряд стран, в которых этот вид спорта включен в обязательную программу физического развития школьников. Скалолазание все больше становится популярно и в России.
Скалолазание - вид спорта, который заключается в лазании по естественному или искусственному рельефу и является одной из его техник альпинизма. Цель скалолазания заключается в умении преодолевать препятствия разной степени сложности.
В настоящее время в состав Международной федерации скалолазания входит 74 федерации с пяти континентов планеты. Под её эгидой регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы, а также этапы кубка мира.
В 2010 году Международный Олимпийский Комитет официально признал спортивное скалолазание олимпийским видом спорта. Скалолазание было официально включено в программу летней Олимпиады 2020 года в Токио, где были разыграны два комплекта наград (среди мужчин и женщин). И с этого момента этот вид спорта, как никогда ранее нуждается в инновационных внедрениях, начиная с дошкольного возраста.
Для детей лазание - один из способов познания. Их желание видеть окружающий их мир с высоты естественно! Лазание у ребенка в крови: у него всегда присутствует желание лазать по деревьям, заборам. По мере развития ребенка совершенствуются двигательные навыки, в том числе и лазание. В старшем дошкольном возрасте дети достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения. У старших дошкольников интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам. По данным М.Ю. Кистяковской, З.С. Уваровой к 5-7-летнему возрасту у детей появляется цикличность в движениях лазания, уточняется направление и амплитуда движений рук и ног, что дает возможность при наличии необходимого оборудования ввести в образовательный процесс дошкольного учреждения непосредственно образовательную деятельность по обучению детей элементам скалолазания.
Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада является физкультурно-оздоровительная работа, ориентированная на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья воспитанников. Созданы прекрасные условия, направленные на обеспечение разностороннего, гармоничного физического развития дошкольников. Для ребят постоянно организуются и проводятся физкультурные досуги, спортивные состязания и праздники. Среди выпускников детского сада немало победителей соревнований различного уровня (краевых, всероссийских, международных). Ребята принимают участие в разных видах спорта: лыжные гонки, борьба, художественная гимнастика, акробатика, плавание, бальные танцы, карате, прыжки на батуте, шахматы.
В июне 2014 года открытое акционерное общество «Российские железные дороги» предоставило мне грант на разработку проекта по теме: «Организация обучение детей старшего дошкольного возраста элементам скалолазания с использованием скалодрома». С этого периода началась его реализация в сотрудничестве с ООО «Федерацией спортивного скалолазания» города Комсомольска – на - Амуре.
В тренажерном зале нашего детского дошкольного учреждения был установлен скалолазный стенд (скалодром). Скалодром в закрытом помещении - хорошее, безопасное место, для знакомства детей с элементами скалолазания. В основе конструкции скалодрома – металлический каркас, облицованный фанерными щитами, поверхность которых обработана противопожарными составами и износостойкой окраской. На полу находятся маты с поролоном, предназначенные для обеспечения защиты при падении. Для организации трасс (условных маршрутов определенной сложности) на поверхности скалодрома крепятся зацепки (искусственные разноцветные камни) разнообразных форм и размеров, которые прикручиваются при помощи болтов на поверхность скалодрома с целью имитации рельефа различной сложности.
Фото № 1 Скалолазный стенд (скалодром)
В нашем дошкольном учреждении организована работа по обучению воспитанников старшего дошкольного возраста элементам скалолазания с использованием скалодрома. Образовательная деятельность по скалолазанию проводится инструктором по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста. Допускаются к занятиям воспитанники, не имеющих медицинских противопоказаний. Обучения поводятся малыми подгруппами (не более 3 человек) в индивидуальном порядке. Дети занимаются непосредственно на скалодроме не более 15 минут в спортивной форме и обуви (чешки).
После знакомства с правилами скалолазания начинается обучение элементам скалолазания с гимнастической страховкой, когда ребенок движется горизонтально влево или вправо на небольшой высоте, техника траверс (высота ног от пола не более 1 м.). Траверс предназначен для развития силы и отработки техники скалолазания и позволяет детям передвигаться на небольшой поверхности.
Фото № 2 Прохождение маршрута с гимнастической страховкой.
Фото № 3 Траверс
Страхующий-педагог стоит напротив лазающего ребенка на расстоянии 1-1,5 м в устойчивой позе, подняв руки или слегка поддерживая его под спину (поясницу), чтобы не допустить срыва ребенка. Под маршрутом должны быть положены маты, во избежание травм приспрыгивании или соскальзывания с зацепок. Дети, делая первые шаги, учатся правильно нагружать зацепки. Учатся ставить ноги, правильно распределять нагрузку, координировать тело, в ходе движения ориентироваться на маршруте, выбирая нужную зацепку. Нужно стремиться научить детей тому, чтобы, взявшись рукой за ближайшую зацепку или поставив одну ногу, другой рукой браться или ставить ноги на следующую зацепку, которая может быть выше, ниже, дальше, использовать скрестные движения, а не приставные. Приставные движения применяются, когда скрестно перехватить руки или поставить ногу невозможно из-за сложности участка. Поскольку начинают обычно с легких элементов, следует двигаться скрестными движениями, такое лазание более эстетичное, зрелищное, технически более правильное. На начальном этапе важен объём лазания, чем больше «километраж», тем быстрее идет освоение техники лазания.
Скалолазание требует хорошей общефизической подготовки, высокого уровня всех физических качеств: выносливости, силы, гибкости, координации, быстроты реакции, умения ориентироваться на маршруте. Поэтому, начиная с первых занятий, нужно уделять большое внимание развитию этих качеств. Не менее 50% времени занятия с начинающими скалолазами должно использоваться для развития силы рук, ног, живота, спины, гибкости, растяжки. Любая тренировка в скалолазании начинается с разминки, состоящей из общеразвивающих и специальных упражнений. После короткого бега разминаются все мышцы. Начиная с легких упражнений, сверху (от головы) и донизу - до ступней и пальцев ног (шея, кисти рук, пальцы, плечи, позвоночник, тазобедренные суставы, пальцы ног). Упражнения выполняются мягко, с невысокой скоростью, но достаточно энергично, с хорошей амплитудой, чтобы растянуть все мышцы и подготовить их к силовой работе. Упражнения в разминке самые обычные. Необходимо размять кисти рук, пальцы, причем очень тщательно - нагрузка на пальцы рук при лазании большая, могут болеть суставы пальцев при недостаточной их подготовке перед лазанием. Поэтому с ребятами разучивают и проводят пальчиковую гимнастику на группах в течение дня. Для укрепления пальцев можно предложить детям сжимание теннисного мячика, эспандера. Затем выполняются наклоны туловища, приседания, полувыпады, выпады, растяжки, махи, опускание и поднимание ног. Существует довольно много упражнений для разминки всего тела, их можно разнообразить в процессе занятий. После общей разминки, мышцы хорошо растянуты, и можно переходить к выполнению силовых упражнений. Выполнение силовых упражнений без предварительной подготовки мышц часто приводит к травмам - растяжению мышц, связок. Кроме того, лазание без разминки приводит к неполноценной тренировке. После лазания обязательно нужно провести «заминку», чтобы расслабить мышцы, которые при лазании сильно нагружаются и даже перегружаются. Выполнить ряд простых упражнений, например, махи, всевозможные наклоны, растяжки, приседания и т. д.
Как и в других видах спорта, в скалолазании используются специальные упражнения, имитирующие элементы лазания, требующие разумного сочетания гибкости, силы и координации. В основном, они выполняются на шведской стенке. При выполнении этих упражнений, наряду с силой рук и ног, требуется хорошая гибкость всего тела, подвижность всех суставов.
На втором году обучения воспитанники подготовительных к школе групп начнут обучения лазанию с верхней страховкой и со страховочным снаряжением, которое включает в себя:
- веревки (для страховки, подъёма и спуска, смягчает рывки в случае срывов);
- страховочную систему (состоит из соединённых между собой пояса и ножных обхватов, который ребенок надевает на себя, и к которому с помощью узла «восьмёрка» и карабина крепится верёвка).
Фото № 4 Обучение с верхней страховкой.
Педагог осуществляет страховку через «восьмерку» следующим образом: он выдает веревку, идущую наверх к ребенку одной рукой, и держит другой рукой свободный конец. Рука на веревке, идущей к скалолазу, перемещается вверх от 8-ки, другая рука на тормозящей ветви веревки перемещается к 8-ке. Процедура происходит прерывисто, перемещая руки по веревке для выдачи очередного отрезка веревки. При страховке через 8-ку не следует держать руки близко к ней, во избежание затягивания пальцев в 8-ку и травмирования их, при внезапном срыве ребенка и последующем за этим рывке. При срыве педагог быстро переносит верхнюю руку к нижней, и мягко протравливает веревку для смягчения рывка, возникающего при срыве. Педагог должен находиться в стороне от ребенка, учитывая направление падения при случайном срыве скалолаза, чтобы не обжечь его страховочным концом веревки (ожог веревкой очень болезнен!), выдавать веревку свободно, не мешать вщелкиванию в нижний карабин оттяжки и не тормозить движение ребенка (не «сдернуть» его случайно при жесткой выдаче веревки). Педагог должен внимательно следить за ребенком, вовремя выдавать и выбирать веревку мягко, не допуская сильного провиса, чтобы при срыве ребенок не «пролетел» слишком много.
Первые маршруты с верхней страховкой должны быть легкими. Движение осуществляется примерно, как по шведской стенке, переставляя поочередно руки и ноги, нужно следить за распрямлением ноги при постановке на зацепку и подниманием глаз, тогда, прижимаясь ближе к стенке, слегка прогибаясь, рукой спокойно достается следующая зацепка. Обычная ошибка начинающих: ноги широко расставлены на зацепках, согнуты, таз опущен ниже коленей, рукой пытаются дотянуться до зацепки, вместо того чтобы выпрямился, нагрузив одну ногу и полностью ее распрямив рукой взяться за зацепку выше. На первых занятиях, как правило, дети не долезают до конца маршрута, нужно преодолевать чувство боязни высоты. Когда ребенок первый раз долезет до конца маршрута, у него появляется чувство удовлетворенности оттого, что он преодолел себя. Добившись успеха на одном маршруте, можно переходить к следующему.
Обучение скалолазанию длительный и сложный процесс, цель которого планомерное совершенствование основных физических качеств: выносливости, скорости, силы, гибкости, координации, быстроты реакции, качеств, присущих непосредственно скалолазанию: умение ориентироваться на маршруте, запоминать сам маршрут и характер зацепок, умение проходить его самым рациональным способом.
Скалолазание развивает не только тело, но и логическое мышление, ведь при прохождении маршрутов невозможно бездумно хвататься за все подряд. От того, за какой выступ ребенок зацепится, и куда поставит ногу, будет зависеть успех всего восхождения. Скалолазание учит концентрировать внимание на достижении цели, вырабатывает умение быстро принимать решения в критических ситуациях. Кроме этого, скалолазание развивает личностные качества воспитанников, учит настойчивости, целеустремленности, собранности, взаимопониманию. В условиях восхождения, ребенок постепенно преодолевает страх высоты. Кроме того, постепенно учится спокойно решать задачи в условиях небольшого стресса. В результате таких занятий у дошкольников развивается спокойный и уравновешенный характер, который поможет им в дальнейшей жизни.
Воспитанники с огромным удовольствием посещают занятия, ведь для них это не только спорт, но и безопасная и очень интересная игра, позволяющая преодолевать серьезные препятствия. Использование скалодрома позволяет повысить интерес детей к этому виду спорта, разнообразить содержание непосредственно образовательной деятельности и совершенствовать физическую подготовленность воспитанников в условиях ДОУ.
На сегодняшний день в Хабаровском крае скалодромы используются только в школах и спортивных центрах, и ни в одном дошкольном учреждении не ведется работа по обучению детей скалолазанию. Наш детский сад стал «пионером» в продвижении этого вида спорта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонович И.И. Спортивное скалолазание. М., 1978.
2. Архипов С.М. Методические рекомендации по подготовке юных скалолазов. М., 1988
3. Байковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта. М., 1966.
4. Новикова Н. Т. Основы техники скалолазания на специальных стендах (тренажерах) Учебно-методическое пособие по спортивному скалолазанию для студентов учебных отделений. Учебно-методическое пособие СПбГУ. / Н.Т. Новикова – М.: СПбГУ, 2000.-106с.
5. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. М., 1987.
6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Скалолазание