Библиографическое описание:
Санникова Ю.А. РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-1.pdf.
Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и с миром, предполагающее побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества, формирование оптимистичной самооценки и уверенности в себе, желания и умения учиться, то есть постоянно расширять границы своих возможностей; создание условий для получения опыта самостоятельных проб. Начальная школа должна стать первой ступенью в образовательном учреждении, на которой дети учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор. В рамках профильного обучения такая подготовка учащихся - ранняя профилизация - особенно актуальна.
Учебно-воспитательный процесс начальной школы состоит из трех блоков: урочной деятельности, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Введение ФГОС НОО позволяет более эффективно строить работу по ранней профилизации за счет новых форм интеграции. Это может быть интеграция нескольких предметов урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, например: «Математика», «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас», «Растениеводство», «Кубановедение», «Изобразительное искусство», «Технология» и «Очумелые ручки», «Робототехника», «Хореография», «Вокал», «Театральный кружок».
Важной задачей ранней профилизации является формирование общеучебных (или метапредметных) интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения, самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии
Немаловажной задачей ранней профилизации в начальной школе является ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи способствует проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Дети должны иметь возможность свободно выбирать проекты, над которыми они будут работать.
Если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, то ему предоставляется возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
В процессе работы по ранней профилизации необходимо формировать заинтересованность детей в развитии своих способностей и мотивации дальнейшего творческого роста. Неотъемлемой частью ранней профилизации является общее знакомство с профессиями и формирование целостного знания о них. Курс начальной школы сам по себе включает материал по ознакомлению с различными популярными профессиями. Например, темы: «Чем занимаются наши мамы, папы, бабушки и другие члены семьи?»
Экскурсии в магазин, библиотеку, на почту, на метеостанцию, в больницу, в КФХ. К сожалению, теперь всё труднее показать значимость труда комбайнёра, доярки, телятницы. С этой целью созданы стенды в кабинете, собран материал о славных тружениках нашей станицы, можно посетить школьный музей, где представлен материал на данную тему.
Учащимся предоставляется возможность осознанно дифференцировать свои интересы, уже в младшем школьном возрасте не только расширить свои представления о мире профессий, но и исследовать свои способности. Игровая мотивация, которая преобладает на занятиях, перерастает в учебную. Дети становятся заинтересованной стороной, так как у них есть возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности. На уроках математики, при решении задач, связанных с покупками, проводятся деловые игры «Продавец – покупатель», в ходе которых дети учатся ориентироваться в жизненных ситуациях.
Профориентация через учебные предметы.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей. Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала. На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы рекомендуем, помимо прочих, использовать следующие слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Младшие школьники записывают слова, ставят ударения и подчеркивают безударные гласные, которые необходимо запомнить. Это же задание можно представить в игровой форме. Например, помоги цапле правильно расставить буквы: в.сп.татель, учит.ль, в.дитель, п.л.ц.йский. Также на уроках русского языка учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.). В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира (кубановедение) ). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения). Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных профориентационных занятиях.
Предметы и темы уроков, способствующие осуществлению ранней профилизации учащихся.
№
предмет
класс
Темы уроков
1
Изобразительное искусство
1 класс
Знакомство с Мастером Изображения.
Знакомство с Мастером Украшения.
Знакомство с Мастером Постройки.
Знакомство с работой дизайнера.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе
2 класс
Как и чем работает художник.
Изображение и фантазия. Роспись дымковской игрушки.
Украшение и фантазия.
Постройка и фантазия.
Конструируем сказочный город.
Человек и его украшения.
Образ здания. Схожесть костюма человека и здания.
3 класс
Искусство в твоем доме:
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома
Мамин платок
Твои книжки.
Труд художника для твоего дома
Искусство на улицах твоего города:
Памятники архитектуры
Парки, скверы и бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт
Труд художника на улицах твоего города.
Художник и зрелище:
Художник в цирке
Художник в театре
Театр кукол.
Маска
Театральный занавес.
Афиша.
Плакат.
Праздник в городе.
Место художника в зрелищных искусствах.
Художник и музей
4 класс
Гармония жилья с природой.
Деревня - деревянный мир.
Воспевание труда в искусстве.
Древнерусский город –крепость.
Древние соборы.
Узорочье теремов. Изразцы.
Каждый народ — художник.
2
Технология
1 класс
Растения. Изделие: «Заготовка семян»
Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина».
Насекомые. Изделие «Пчелы и соты».
Такие разные дома. Изделие: «Домик из веток»
Посуда. Проект «Чайный сервиз»
Свет в доме. Изделие: «Торшер».
Мебель. Изделие: «Стул»
Одежда. Ткань. Нитки. Изделие: «Кукла из ниток»
Учимся шить. Изделие: «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями».
Передвижение по земле. Конструктор. Изделие: «Тачка».
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»
Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
Использование ветра. Изделие: «Вертушка»
Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют»
Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо»
Компьютер. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации.
2 класс
Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука»
Посуда.Изделие: «Корзина с цветами"
Проект «Праздничный стол»
Народные промыслы. Изделие: «Золотая хохлома»
Особенности народного промысла городецкая роспись. Изделие: «Городецкая роспись»
Особенности народного промысла дымковская игрушка. Изделие: «Дымковская игрушка»
История матрёшки. Изделие: «Матрешка".
Домашние животные и птицы. Изделие: «Лошадка"
Проект «Деревенский двор»
Строительство. Изделия: «Изба», «Крепость»
В доме. Практическая работа: «Наш дом»
Проект: «Убранство избы»
Изделие: «Русская печь"
Ткачество. Изделие: «Коврик»
Мебель, традиционная для русской избы.
Изделие: «Стол и скамья»
Народный костюм. Изделие: «Русская красавица"
Рыболовство. Изделие: композиция «Золотая рыбка»
Использование ветра. Изделие: «Ветряная мельница»
Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Изделие: «Флюгер»
Книгопечатание. Изделие: «Книжка-ширма."
Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете»
3 класс
Человек и земля Архитектура. Основы черчения.
Городские постройки. Проволока.
Проект «Детская площадка.
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Виды и модели одежды. Изготовление тканей. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения ткани.
Вязание. Способы вязания. Приёмы вязания крючком.
Бисероплетение. Освоение способов бисероплетения.
Кафе. Практическая работа: тест «Кухонные принадлежности».
Фруктовый завтрак. Рецепты блюд. Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака»
Автомастерская. Работа с картоном.
Создание объёмной модели грузовика из бумаги.
Мосты. Моделирование. Работа с различными материалами.
Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». Конструирование.
Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Практическая работа: «Человек и вода». И
Практическая работа «Человек и воздух».
Человек и информация Проект: «Готовим спектакль». Презентация, работа с технологической картой.
4 класс
Вагоностроительный завод. Проектная групповая деятельность.
Полезные ископаемые. Проектная работа.
Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика
Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль»
Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы», «Ваза».
Швейная фабрика. Освоение технологии создания мягкой игрушки.
Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви»
Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений»
Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное „Картошка"», «Шоко ладное печенье»
Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы»
Тепличное хозяйство Изделие: «Цветы для школьной клумбы»
Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды»
Порт. Практическая работа № 3: «Технический рисунок канатной лестницы».
Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолёт»
Человек и информация. Создание титульного листа. Проект «Издаем книгу».
3
Окружающий мир
1 класс
Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным?
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Практическая работа.
Как путешествует письмо? Куда текут реки? Практическая работа.
Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты?
2 класс
Что такое экономика.
Что из чего сделано
Как построить дом.
Какой бывает транспорт.
Культура и образование. Все профессии важны.
Мы – зрители и пассажиры.
3 класс
Превращения и круговорот воды
Три состояния воды. Круговорот воды. Берегите воду! Как охранять воду от загрязнения.
Наше питание Питательные вещества.
Практическая работа № 6 «Определять наличие питательных веществ в продуктах питания»
Дыхание и кровообращение. Практическая работа№7 «Пульс человека»
Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Экологическая безопасность. Практическая работа №8 «Знакомиться с устройством и работой бытового филь тра для очистки воды».
Для чего нужна экономика.
Природные богатства и труд лю дей — основа экономики. Экономика и экология.
Полезные ископаемые.
Растениеводство.Практическая работа № 9 «Исследовать выданное учителем сельскохозяй ственное растение и описывать его по плану».
Животноводство.
Какая бывает промышленность.
Что такое деньги.
Практическая работа № 10 «Рассматривать и сравнивать монеты России».
Государственный бюджет. Семейный бюджет
Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.
4 класс
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1
Мир глазами географа.
Мир глазами историка. Когда и где?
Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Леса России. Лес и человек.
Водные богатства нашего края
Наши подземные богатства. Практическая работа.
Земля — кормилица. Жизнь леса.
Растениеводство в нашем крае. Практическая работа.
Животноводство в нашем крае.
Мастера печатных дел.
Страна, открывшая путь в космос.
4
Кубановедение
1 класс
Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье.
Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.
Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных.
Исследовательский проект «Какой я житель»
2 класс
ТРУД И БЫТ МОИХ ЗЕМЛЯКОВ
Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани.
Труженики родной земли.
Профессии и место работы членов семьи.
Творческий проект «Труд в моей семье»
3 класс
Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм.
Твои земляки- труженики.
Кубанские умельцы.
Проектная работа. «Казачьему роду нет переводу»
4 класс
Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование.
Значение природных богатств края для жителей России.
Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре.
Древние жилища. Современный облик края.
Народные ремесла и промыслы Кубани.
Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.
Национальные костюмы народов, населявших Кубань.
Проект: Земля отцов -моя земля.
Труженики полей.
Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны.
Ты—наследник земли отцов. Проект: Жизнь дана на добрые дела.
Внеурочная деятельность
№
Название кружка
Дополнительное образование
1
«Юные растениеводы»
«ДШИ»
2
«Дружина юных пожарных»
Конно-спортивный комплекс «Пегас»
3
«Робототехника»
Дом культуры «Раевский»
4
«Финансовая грамотность»
5
Экскурсии
К 3-4 классу ребенок должен владеть информацией о мире профессий, уметь самостоятельно подготовить развернутое описание профессии либо синквейн (сжатое объяснение понятия, темы в рамках знаний о профессиях). Высокий уровень успешности профориентационных занятий определяется по следующим критериям: обучающийся умеет самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы, умеет определить способности, которые необходимы данной профессии. Имеет место и другой критерий эффективности профориентационных занятий- активность самого обучающегося начальных классов, которая может проявляться в различных формах и видах:
1. Ведение школьниками «Профессионального портфолио». Необходимость наличия портфолио, в последние годы, обусловлено тем, что человек обладает более высокими шансами, ещё в детском возрасте, при зачислении в дифференцированные классы, а позднее, в юности, при зачислении в профессиональное учебное заведение и, затем, при поиске работы, так как работодатель может оценить возможности соискателя, опираясь на представленные в портфолио материалы). Сюда можно вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, журналов, письменные работы и рисунки. Это «копилка» материалов и информации о профессиях, учебных заведениях. К этому портфолио время от времени необходимо возвращаться: наблюдать за тем, какие новые материалы появились в копилке у школьников. Создание портфолио предполагает возможность делиться полученными сведениями, самостоятельно структурировать полученные материалы, обращаться за помощью к родителям или специалистам.
2. Рабочая тетрадь «Мир профессий» (описание профессий, мини-сочинение «Профессии моих родителей», синквейны, изложение интересных историй из профессиональной жизни различных людей).
Санникова Ю.А. РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-1.pdf.
Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и с миром, предполагающее побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества, формирование оптимистичной самооценки и уверенности в себе, желания и умения учиться, то есть постоянно расширять границы своих возможностей; создание условий для получения опыта самостоятельных проб. Начальная школа должна стать первой ступенью в образовательном учреждении, на которой дети учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор. В рамках профильного обучения такая подготовка учащихся - ранняя профилизация - особенно актуальна.
Учебно-воспитательный процесс начальной школы состоит из трех блоков: урочной деятельности, внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Введение ФГОС НОО позволяет более эффективно строить работу по ранней профилизации за счет новых форм интеграции. Это может быть интеграция нескольких предметов урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, например: «Математика», «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас», «Растениеводство», «Кубановедение», «Изобразительное искусство», «Технология» и «Очумелые ручки», «Робототехника», «Хореография», «Вокал», «Театральный кружок».
Важной задачей ранней профилизации является формирование общеучебных (или метапредметных) интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения, самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии
Немаловажной задачей ранней профилизации в начальной школе является ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи способствует проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Дети должны иметь возможность свободно выбирать проекты, над которыми они будут работать.
Если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, то ему предоставляется возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.
В процессе работы по ранней профилизации необходимо формировать заинтересованность детей в развитии своих способностей и мотивации дальнейшего творческого роста. Неотъемлемой частью ранней профилизации является общее знакомство с профессиями и формирование целостного знания о них. Курс начальной школы сам по себе включает материал по ознакомлению с различными популярными профессиями. Например, темы: «Чем занимаются наши мамы, папы, бабушки и другие члены семьи?»
Экскурсии в магазин, библиотеку, на почту, на метеостанцию, в больницу, в КФХ. К сожалению, теперь всё труднее показать значимость труда комбайнёра, доярки, телятницы. С этой целью созданы стенды в кабинете, собран материал о славных тружениках нашей станицы, можно посетить школьный музей, где представлен материал на данную тему.
Учащимся предоставляется возможность осознанно дифференцировать свои интересы, уже в младшем школьном возрасте не только расширить свои представления о мире профессий, но и исследовать свои способности. Игровая мотивация, которая преобладает на занятиях, перерастает в учебную. Дети становятся заинтересованной стороной, так как у них есть возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности. На уроках математики, при решении задач, связанных с покупками, проводятся деловые игры «Продавец – покупатель», в ходе которых дети учатся ориентироваться в жизненных ситуациях.
Профориентация через учебные предметы.
В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей. Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала. На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы рекомендуем, помимо прочих, использовать следующие слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Младшие школьники записывают слова, ставят ударения и подчеркивают безударные гласные, которые необходимо запомнить. Это же задание можно представить в игровой форме. Например, помоги цапле правильно расставить буквы: в.сп.татель, учит.ль, в.дитель, п.л.ц.йский. Также на уроках русского языка учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.). В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира (кубановедение) ). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения). Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных профориентационных занятиях.
Предметы и темы уроков, способствующие осуществлению ранней профилизации учащихся.
№
предмет
класс
Темы уроков
1
Изобразительное искусство
1 класс
Знакомство с Мастером Изображения.
Знакомство с Мастером Украшения.
Знакомство с Мастером Постройки.
Знакомство с работой дизайнера.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе
2 класс
Как и чем работает художник.
Изображение и фантазия. Роспись дымковской игрушки.
Украшение и фантазия.
Постройка и фантазия.
Конструируем сказочный город.
Человек и его украшения.
Образ здания. Схожесть костюма человека и здания.
3 класс
Искусство в твоем доме:
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы у тебя дома
Мамин платок
Твои книжки.
Труд художника для твоего дома
Искусство на улицах твоего города:
Памятники архитектуры
Парки, скверы и бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт
Труд художника на улицах твоего города.
Художник и зрелище:
Художник в цирке
Художник в театре
Театр кукол.
Маска
Театральный занавес.
Афиша.
Плакат.
Праздник в городе.
Место художника в зрелищных искусствах.
Художник и музей
4 класс
Гармония жилья с природой.
Деревня - деревянный мир.
Воспевание труда в искусстве.
Древнерусский город –крепость.
Древние соборы.
Узорочье теремов. Изразцы.
Каждый народ — художник.
2
Технология
1 класс
Растения. Изделие: «Заготовка семян»
Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина».
Насекомые. Изделие «Пчелы и соты».
Такие разные дома. Изделие: «Домик из веток»
Посуда. Проект «Чайный сервиз»
Свет в доме. Изделие: «Торшер».
Мебель. Изделие: «Стул»
Одежда. Ткань. Нитки. Изделие: «Кукла из ниток»
Учимся шить. Изделие: «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями».
Передвижение по земле. Конструктор. Изделие: «Тачка».
Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»
Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»
Использование ветра. Изделие: «Вертушка»
Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют»
Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо»
Компьютер. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации.
2 класс
Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука»
Посуда.Изделие: «Корзина с цветами"
Проект «Праздничный стол»
Народные промыслы. Изделие: «Золотая хохлома»
Особенности народного промысла городецкая роспись. Изделие: «Городецкая роспись»
Особенности народного промысла дымковская игрушка. Изделие: «Дымковская игрушка»
История матрёшки. Изделие: «Матрешка".
Домашние животные и птицы. Изделие: «Лошадка"
Проект «Деревенский двор»
Строительство. Изделия: «Изба», «Крепость»
В доме. Практическая работа: «Наш дом»
Проект: «Убранство избы»
Изделие: «Русская печь"
Ткачество. Изделие: «Коврик»
Мебель, традиционная для русской избы.
Изделие: «Стол и скамья»
Народный костюм. Изделие: «Русская красавица"
Рыболовство. Изделие: композиция «Золотая рыбка»
Использование ветра. Изделие: «Ветряная мельница»
Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Изделие: «Флюгер»
Книгопечатание. Изделие: «Книжка-ширма."
Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете»
3 класс
Человек и земля Архитектура. Основы черчения.
Городские постройки. Проволока.
Проект «Детская площадка.
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Виды и модели одежды. Изготовление тканей. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения ткани.
Вязание. Способы вязания. Приёмы вязания крючком.
Бисероплетение. Освоение способов бисероплетения.
Кафе. Практическая работа: тест «Кухонные принадлежности».
Фруктовый завтрак. Рецепты блюд. Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака»
Автомастерская. Работа с картоном.
Создание объёмной модели грузовика из бумаги.
Мосты. Моделирование. Работа с различными материалами.
Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». Конструирование.
Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Практическая работа: «Человек и вода». И
Практическая работа «Человек и воздух».
Человек и информация Проект: «Готовим спектакль». Презентация, работа с технологической картой.
4 класс
Вагоностроительный завод. Проектная групповая деятельность.
Полезные ископаемые. Проектная работа.
Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика
Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль»
Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы», «Ваза».
Швейная фабрика. Освоение технологии создания мягкой игрушки.
Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви»
Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений»
Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное „Картошка"», «Шоко ладное печенье»
Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы»
Тепличное хозяйство Изделие: «Цветы для школьной клумбы»
Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды»
Порт. Практическая работа № 3: «Технический рисунок канатной лестницы».
Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолёт»
Человек и информация. Создание титульного листа. Проект «Издаем книгу».
3
Окружающий мир
1 класс
Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным?
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
Откуда в наш дом приходит электричество?
Практическая работа.
Как путешествует письмо? Куда текут реки? Практическая работа.
Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?
Когда мы станем взрослыми?
Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили?
Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты?
2 класс
Что такое экономика.
Что из чего сделано
Как построить дом.
Какой бывает транспорт.
Культура и образование. Все профессии важны.
Мы – зрители и пассажиры.
3 класс
Превращения и круговорот воды
Три состояния воды. Круговорот воды. Берегите воду! Как охранять воду от загрязнения.
Наше питание Питательные вещества.
Практическая работа № 6 «Определять наличие питательных веществ в продуктах питания»
Дыхание и кровообращение. Практическая работа№7 «Пульс человека»
Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Экологическая безопасность. Практическая работа №8 «Знакомиться с устройством и работой бытового филь тра для очистки воды».
Для чего нужна экономика.
Природные богатства и труд лю дей — основа экономики. Экономика и экология.
Полезные ископаемые.
Растениеводство.Практическая работа № 9 «Исследовать выданное учителем сельскохозяй ственное растение и описывать его по плану».
Животноводство.
Какая бывает промышленность.
Что такое деньги.
Практическая работа № 10 «Рассматривать и сравнивать монеты России».
Государственный бюджет. Семейный бюджет
Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.
4 класс
Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1
Мир глазами географа.
Мир глазами историка. Когда и где?
Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.
Леса России. Лес и человек.
Водные богатства нашего края
Наши подземные богатства. Практическая работа.
Земля — кормилица. Жизнь леса.
Растениеводство в нашем крае. Практическая работа.
Животноводство в нашем крае.
Мастера печатных дел.
Страна, открывшая путь в космос.
4
Кубановедение
1 класс
Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье.
Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.
Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных.
Исследовательский проект «Какой я житель»
2 класс
ТРУД И БЫТ МОИХ ЗЕМЛЯКОВ
Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани.
Труженики родной земли.
Профессии и место работы членов семьи.
Творческий проект «Труд в моей семье»
3 класс
Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм.
Твои земляки- труженики.
Кубанские умельцы.
Проектная работа. «Казачьему роду нет переводу»
4 класс
Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование.
Значение природных богатств края для жителей России.
Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре.
Древние жилища. Современный облик края.
Народные ремесла и промыслы Кубани.
Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.
Национальные костюмы народов, населявших Кубань.
Проект: Земля отцов -моя земля.
Труженики полей.
Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны.
Ты—наследник земли отцов. Проект: Жизнь дана на добрые дела.
Внеурочная деятельность
№
Название кружка
Дополнительное образование
1
«Юные растениеводы»
«ДШИ»
2
«Дружина юных пожарных»
Конно-спортивный комплекс «Пегас»
3
«Робототехника»
Дом культуры «Раевский»
4
«Финансовая грамотность»
5
Экскурсии
К 3-4 классу ребенок должен владеть информацией о мире профессий, уметь самостоятельно подготовить развернутое описание профессии либо синквейн (сжатое объяснение понятия, темы в рамках знаний о профессиях). Высокий уровень успешности профориентационных занятий определяется по следующим критериям: обучающийся умеет самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы, умеет определить способности, которые необходимы данной профессии. Имеет место и другой критерий эффективности профориентационных занятий- активность самого обучающегося начальных классов, которая может проявляться в различных формах и видах:
1. Ведение школьниками «Профессионального портфолио». Необходимость наличия портфолио, в последние годы, обусловлено тем, что человек обладает более высокими шансами, ещё в детском возрасте, при зачислении в дифференцированные классы, а позднее, в юности, при зачислении в профессиональное учебное заведение и, затем, при поиске работы, так как работодатель может оценить возможности соискателя, опираясь на представленные в портфолио материалы). Сюда можно вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, журналов, письменные работы и рисунки. Это «копилка» материалов и информации о профессиях, учебных заведениях. К этому портфолио время от времени необходимо возвращаться: наблюдать за тем, какие новые материалы появились в копилке у школьников. Создание портфолио предполагает возможность делиться полученными сведениями, самостоятельно структурировать полученные материалы, обращаться за помощью к родителям или специалистам.
2. Рабочая тетрадь «Мир профессий» (описание профессий, мини-сочинение «Профессии моих родителей», синквейны, изложение интересных историй из профессиональной жизни различных людей).