Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Санникова Ю.А. РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Библиографическое описание:
Санникова Ю.А. РАННЯЯ ПРОФИЛИЗАЦИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современная начальная школа. 2023. № 3 (46). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/46-1.pdf.

Развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и с миром, предполагающее побуждение и поддержку детских инициатив во всех видах деятельности; обучение навыкам общения и сотрудничества, формирование оптимистичной самооценки и уверенности в себе, желания и умения учиться, то есть постоянно расширять границы своих возможностей; создание условий для получения опыта самостоятельных проб. Начальная школа должна стать первой ступенью в образовательном учреждении, на которой дети учатся самостоятельно думать, ответственно делать выбор. В рамках профильного обучения такая подготовка учащихся - ранняя профилизация - особенно актуальна.

Учебно-воспитательный процесс начальной школы состоит из трех блоков: урочной деятельности, внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Введение ФГОС НОО позволяет более эффективно строить работу по ранней профилизации за счет новых форм интеграции. Это может быть интеграция нескольких предметов урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, например: «Математика», «Окружающий мир» и «Мир вокруг нас», «Растениеводство», «Кубановедение», «Изобразительное искусство», «Технология» и «Очумелые ручки», «Робототехника», «Хореография», «Вокал», «Театральный кружок».

Важной задачей ранней профилизации является формирование общеучебных (или метапредметных) интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения, самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии

Немаловажной задачей ранней профилизации в начальной школе является ориентация ученика на задания, которые побуждают его самостоятельно добывать знания, быть исследователем. Решению данной задачи способствует проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Дети должны иметь возможность свободно выбирать проекты, над которыми они будут работать.

Если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, то ему предоставляется возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

В процессе работы по ранней профилизации необходимо формировать заинтересованность детей в развитии своих способностей и мотивации дальнейшего творческого роста. Неотъемлемой частью ранней профилизации является общее знакомство с профессиями и формирование целостного знания о них. Курс начальной школы сам по себе включает материал по ознакомлению с различными популярными профессиями. Например, темы: «Чем занимаются наши мамы, папы, бабушки и другие члены семьи?»

Экскурсии в магазин, библиотеку, на почту, на метеостанцию, в больницу, в КФХ. К сожалению, теперь всё труднее показать значимость труда комбайнёра, доярки, телятницы. С этой целью созданы стенды в кабинете, собран материал о славных тружениках нашей станицы, можно посетить школьный музей, где представлен материал на данную тему.

Учащимся предоставляется возможность осознанно дифференцировать свои интересы, уже в младшем школьном возрасте не только расширить свои представления о мире профессий, но и исследовать свои способности. Игровая мотивация, которая преобладает на занятиях, перерастает в учебную. Дети становятся заинтересованной стороной, так как у них есть возможность попробовать свои силы в различных областях взрослой деятельности. На уроках математики, при решении задач, связанных с покупками, проводятся деловые игры «Продавец – покупатель», в ходе которых дети учатся ориентироваться в жизненных ситуациях.

Профориентация через учебные предметы.

В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых. Профессиональная ориентация на уроках математики может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей. Уроки окружающего мира также вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Например, в рамках изучения темы «Дерево в жизни человека», можно рассказать о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке и т.д.). При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала. На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы рекомендуем, помимо прочих, использовать следующие слова: директор, врач, агроном, токарь, учитель, воспитатель, полицейский, водитель. Младшие школьники записывают слова, ставят ударения и подчеркивают безударные гласные, которые необходимо запомнить. Это же задание можно представить в игровой форме. Например, помоги цапле правильно расставить буквы: в.сп.татель, учит.ль, в.дитель, п.л.ц.йский. Также на уроках русского языка учитель выдает детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, врач: бинт, таблетки, вата, йод, грелка, зеленка и т.д.). В структуру уроков начальной школы желательно включать профориентационные игровые процедуры, которые позволят разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными. Значительным профориентационным потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Библиотека» (урок чтения), «Экскурсовод» (урок окружающего мира (кубановедение) ). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагается исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета) и воспитательная (культура общения). Таким образом, для более эффективного воспитания в детях интереса к труду взрослых необходимо включать информацию о профессиях в процесс обучения. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом могут успешно осуществляться на уроках чтения, русского языка, математики, а также на внеурочных профориентационных занятиях.

Предметы и темы уроков, способствующие осуществлению ранней профилизации учащихся.



предмет

класс

Темы уроков

1

Изобразительное искусство

1 класс

Знакомство с Мастером Изображения.

Знакомство с Мастером Украшения.

Знакомство с Мастером Постройки.

Знакомство с работой дизайнера.

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

2 класс

Как и чем работает художник.

Изображение и фантазия. Роспись дымковской игрушки.

Украшение и фантазия.

Постройка и фантазия.

Конструируем сказочный город.

Человек и его украшения.

Образ здания. Схожесть костюма человека и здания.

3 класс

Искусство в твоем доме:

Твои игрушки.

Посуда у тебя дома.

Обои и шторы у тебя дома

Мамин платок

Твои книжки.

Труд художника для твоего дома

Искусство на улицах твоего города:

Памятники архитектуры

Парки, скверы и бульвары.

Ажурные ограды.

Волшебные фонари.

Витрины.

Удивительный транспорт

Труд художника на улицах твоего города.

Художник и зрелище:

Художник в цирке

Художник в театре

Театр кукол.

Маска

Театральный занавес.

Афиша.

Плакат.

Праздник в городе.

Место художника в зрелищных искусствах.

Художник и музей

4 класс

Гармония жилья с природой.

Деревня - деревянный мир.

Воспевание труда в искусстве.

Древнерусский город –крепость.

Древние соборы.

Узорочье теремов. Изразцы.

Каждый народ — художник.

2

Технология

1 класс

Растения. Изделие: «Заготовка семян»

Проект «Осенний урожай». Изделие. «Овощи из пластилина».

Насекомые. Изделие «Пчелы и соты».

Такие разные дома. Изделие: «Домик из веток»

Посуда. Проект «Чайный сервиз»

Свет в доме. Изделие: «Торшер».

Мебель. Изделие: «Стул»

Одежда. Ткань. Нитки. Изделие: «Кукла из ниток»

Учимся шить. Изделие: «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями».

Передвижение по земле. Конструктор. Изделие: «Тачка».

Вода в жизни человека. Вода в жизни растений. Изделие: «Проращивание семян», «Уход за комнатными растениями»

Передвижение по воде. Проект: «Речной флот», Изделия: «Кораблик из бумаги», «Плот»

Использование ветра. Изделие: «Вертушка»

Полеты человека. Изделие: «Самолет», «Парашют»

Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке», «Зашифрованное письмо»

Компьютер. Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером и поиска информации.

2 класс

Земледелие. Практическая работа «Выращивание лука»

Посуда.Изделие: «Корзина с цветами"

Проект «Праздничный стол»

Народные промыслы. Изделие: «Золотая хохлома»

Особенности народного промысла городецкая роспись. Изделие: «Городецкая роспись»

Особенности народного промысла дымковская игрушка. Изделие: «Дымковская игрушка»

История матрёшки. Изделие: «Матрешка".

Домашние животные и птицы. Изделие: «Лошадка"

Проект «Деревенский двор»

Строительство. Изделия: «Изба», «Крепость»

В доме. Практическая работа: «Наш дом»

Проект: «Убранство избы»

Изделие: «Русская печь"

Ткачество. Изделие: «Коврик»

Мебель, традиционная для русской избы.

Изделие: «Стол и скамья»

Народный костюм. Изделие: «Русская красавица"

Рыболовство. Изделие: композиция «Золотая рыбка»

Использование ветра. Изделие: «Ветряная мельница»

Флюгер, его назначение, конструктивные особенности, использование. Изделие: «Флюгер»

Книгопечатание. Изделие: «Книжка-ширма."

Практическая работа: «Ищем информацию в Интернете»

3 класс

Человек и земля Архитектура. Основы черчения.

Городские постройки. Проволока.

Проект «Детская площадка.

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани. Виды и модели одежды. Изготовление тканей. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения ткани.

Вязание. Способы вязания. Приёмы вязания крючком.

Бисероплетение. Освоение способов бисероплетения.

Кафе. Практическая работа: тест «Кухонные принадлежности».

Фруктовый завтрак. Рецепты блюд. Практическая работа: «Таблица «Стоимость завтрака»

Автомастерская. Работа с картоном.

Создание объёмной модели грузовика из бумаги.

Мосты. Моделирование. Работа с различными материалами.

Водный транспорт. Проект «Водный транспорт». Конструирование.

Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Практическая работа: «Человек и вода». И

Практическая работа «Человек и воздух».

Человек и информация Проект: «Готовим спектакль». Презентация, работа с технологической картой.

4 класс

Вагоностроительный завод. Проектная групповая деятельность.

Полезные ископаемые. Проектная работа.

Автомобильный завод. Изделие: «КамАЗ», «Кузов грузовика

Монетный двор. Изделие: «Стороны медали», «Медаль»

Фаянсовый завод. Изделие: «Основа для вазы», «Ваза».

Швейная фабрика. Освоение технологии создания мягкой игрушки.

Обувное производство. Изделие «Модель детской летней обуви»

Деревообрабатывающее производство. Изделие: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений»

Кондитерская фабрика. Изделие: «Пирожное „Картошка"», «Шоко ладное печенье»

Бытовая техника. Изделие: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы»

Тепличное хозяйство Изделие: «Цветы для школьной клумбы»

Водоканал. Изделие: «Фильтр для очистки воды»

Порт. Практическая работа № 3: «Технический рисунок канатной лестницы».

Самолётостроение. Ракетостроение. Изделие: «Самолёт»

Человек и информация. Создание титульного листа. Проект «Издаем книгу».

3

Окружающий мир

1 класс

Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным?

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Откуда в наш дом приходит электричество?

Практическая работа.

Как путешествует письмо? Куда текут реки? Практическая работа.

Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед?

Когда мы станем взрослыми?

Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили?

Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты?

2 класс

Что такое экономика.

Что из чего сделано

Как построить дом.

Какой бывает транспорт.

Культура и образование. Все профессии важны.

Мы – зрители и пассажиры.

3 класс

Превращения и круговорот воды

Три состояния воды. Круговорот воды. Берегите воду! Как охранять воду от загрязнения.

Наше питание Питательные вещества.

Практическая работа № 6 «Определять наличие питательных веществ в продуктах питания»

Дыхание и кровообращение. Практическая работа№7 «Пульс человека»

Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Экологическая безопасность. Практическая работа №8 «Знакомиться с устройством и работой бытового филь тра для очистки воды».

Для чего нужна экономика.

Природные богатства и труд лю дей — основа экономики. Экономика и экология.

Полезные ископаемые.

Растениеводство.Практическая работа № 9 «Исследовать выданное учителем сельскохозяй ственное растение и описывать его по плану».

Животноводство.

Какая бывает промышленность.

Что такое деньги.

Практическая работа № 10 «Рассматривать и сравнивать монеты России».

Государственный бюджет. Семейный бюджет

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

4 класс

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Практическая работа № 1

Мир глазами географа.

Мир глазами историка. Когда и где?

Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

Леса России. Лес и человек.

Водные богатства нашего края

Наши подземные богатства. Практическая работа.

Земля — кормилица. Жизнь леса.

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа.

Животноводство в нашем крае.

Мастера печатных дел.

Страна, открывшая путь в космос.

4

Кубановедение

1 класс

Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье.

Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.

Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных.

Исследовательский проект «Какой я житель»

2 класс

ТРУД И БЫТ МОИХ ЗЕМЛЯКОВ

Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани.

Труженики родной земли.

Профессии и место работы членов семьи.

Творческий проект «Труд в моей семье»

3 класс

Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм.

Твои земляки- труженики.

Кубанские умельцы.

Проектная работа. «Казачьему роду нет переводу»

4 класс

Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование.

Значение природных богатств края для жителей России.

Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре.

Древние жилища. Современный облик края.

Народные ремесла и промыслы Кубани.

Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.

Национальные костюмы народов, населявших Кубань.

Проект: Земля отцов -моя земля.

Труженики полей.

Радетели земли кубанской. Наши земляки – гордость страны.

Ты—наследник земли отцов. Проект: Жизнь дана на добрые дела.



Внеурочная деятельность



Название кружка

Дополнительное образование

1

«Юные растениеводы»

«ДШИ»

2

«Дружина юных пожарных»

Конно-спортивный комплекс «Пегас»

3

«Робототехника»

Дом культуры «Раевский»

4

«Финансовая грамотность»

5

Экскурсии

К 3-4 классу ребенок должен владеть информацией о мире профессий, уметь самостоятельно подготовить развернутое описание профессии либо синквейн (сжатое объяснение понятия, темы в рамках знаний о профессиях). Высокий уровень успешности профориентационных занятий определяется по следующим критериям: обучающийся умеет самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы, умеет определить способности, которые необходимы данной профессии. Имеет место и другой критерий эффективности профориентационных занятий- активность самого обучающегося начальных классов, которая может проявляться в различных формах и видах:

1. Ведение школьниками «Профессионального портфолио». Необходимость наличия портфолио, в последние годы, обусловлено тем, что человек обладает более высокими шансами, ещё в детском возрасте, при зачислении в дифференцированные классы, а позднее, в юности, при зачислении в профессиональное учебное заведение и, затем, при поиске работы, так как работодатель может оценить возможности соискателя, опираясь на представленные в портфолио материалы). Сюда можно вкладывать интервью с родителями, вырезки из газет, журналов, письменные работы и рисунки. Это «копилка» материалов и информации о профессиях, учебных заведениях. К этому портфолио время от времени необходимо возвращаться: наблюдать за тем, какие новые материалы появились в копилке у школьников. Создание портфолио предполагает возможность делиться полученными сведениями, самостоятельно структурировать полученные материалы, обращаться за помощью к родителям или специалистам.

2. Рабочая тетрадь «Мир профессий» (описание профессий, мини-сочинение «Профессии моих родителей», синквейны, изложение интересных историй из профессиональной жизни различных людей).