методист
Богачева Татьяна Ивановна
методист
Потапова Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», г. Старый Оскол
Цель занятия:
Формирование чувств гражданственности и патриотизма через расширение знаний о Курской битве и Прохоровском танковом сражении.
Задачи урока:
- формировать представления о значении и особенностях коренного перелома в Великой Отечественной войне;
- формирование представлений о значении героического подвига Советского народа в Великой Отечественной войне;
- воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, желание защищать свою страну;
- создать настроение сопереживания прошедшим событиям
- и гордость за подвиги соотечественников;
- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;
- развивать интерес к истории, краеведению;
- воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны
- развивать изобразительную грамотность на примере репродукций картин известных художников;
- формировать опыт эмоционально-ценностной и творческой деятельности через погружение каждого в атмосферу рождения мысли, выражения чувства, ощущения творческого вдохновения;
- формировать умение работать в команде;
- донести до подрастающего поколения историческую правду, раскрыть преемственную связь времен и поколений.
Оборудование:
для педагога:
Мультимедийная презентация, выполненная MicrosoftOfficePowerPoint
Техническое обеспечение:
компьютер, мультимедийный проектор, экран.
для учащихся:
Бумага для рисования, цветные мелки, гуашь, фломастеры и цветные карандаши, баночка, кисточки, клей.
План занятия
1. Организация начала занятия.
2. Сообщение темы и целей занятия.
3. Сообщение новых знаний.
4. Закрепление.
5. Практическая работа.
6. Рефлексия.
7. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы и целей.
1. Сообщение темы занятия, запись на классной доске.
Тема занятия: «Над этим полем бушевало пламя…».
2. Сообщение целей занятия.
- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о сражении на Курской дуге, рассмотрим картины художников, изображавших Курскую битву. А также попробуем сами создать творческую работу на тему Курской битвы. Я вам желаю удачи при выполнении работы.
3. Сообщение новых знаний
Слайд2
В летопись Великой Отечественной войны с фашистскими захватчиками золотыми буквами вписаны героические победы под Смоленском и Москвой, Одессой и Севастополем, Ленинградом и Сталинградом, на Днепре и на Одере, у стен Берлина. Одна из ярких страниц этой летописи – битва на Курской дуге. По своим масштабам, ожесточенности, быстротечности и сменяемости боевой обстановки, стремительности и упорству борьбы, по массированному применению новой боевой техники и привлечению колоссального количества людей она не имеет себе равных в мировой истории. Курская битва – величайшее танковое сражение XX века.
- Давайте рассмотрим фрагмент росписи аванзала диорамы «Курская битва» Евгения Александровича Корнеева, который расположен в Москве,
в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
- Как вы думаете, удалось ли художники передать атмосферу того времени? Почему? Какие впечатления вы получили посмотрев эту картину?
- Художнику удалось с документальной точностью воспроизвести суровость тех военных лет, значимость Курской битвы. Главная задумка росписи аванзала – поддержать основную диораму, посвященную битве на Прохоровском поле – крупнейшему танковому сражению. На стенах изображены основные события сражений на Курской дуге, благодаря чему у посетителей складывается общее впечатление о битве, о ее ключевых моментах. Глядя на людей, изображенных на этой росписи, можно представить, как жили, какими были наши герои. Самое главное, что сумел изобразить художник – это общность людей, объединенных и одной бедой по имени война, и одной целью – победить ради своей родины, ради своих родных и близких даже ценой собственной жизни.
Слайд 3
Это диорама, показывающая исторические события лета 1943 года, завершившие коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, - разгром отборных немецко-фашистских войск на Курской дуге. Посвящая свою работу стратегической операции на Курской дуге, автор берёт лишь один её день – 12 июля 1943 г., когда в районе Прохоровки сошлись в лобовом сражении две танковые армады. Это было одно из самых крупных встречных танковых сражений Второй мировой войны. По словам самого художника, он стремился воспроизвести «гигантский огненный котёл на красно-рыжей, как раскалённый металл, земле».
Слайд 4
Картина художника-воина Петра Александровича Кривоногова, который с первых дней войны был на фронте и дошёл до Берлина называется «На Курской Дуге» (1949 г.). На ней самое ожесточённое событие Курской битвы - бой под Прохоровкой 12 июля 1943 г., где на 1 кв. км одновременно сошлись в сражении 1200 танков с той и с другой стороны. Курская битва, кровопролитное танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года являются поворотным моментом в ходе Великой Отечественной войны. В боях на Курской дуге участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолетов. Сражение вошло в историю как «Битва гигантов».
Слайд 5
Битва показана со стороны авиации. Николай Присекин. Диорама: «Курская битва». (Диорама расположена в Москве, в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Поклонной горе.)
Посвящая свою работу стратегической операции на Курской дуге, автор берёт лишь один её день – 12 июля 1943 г., когда в районе Прохоровки сошлись в лобовом сражении две танковые армады. Это было одно из самых крупных встречных танковых сражений Второй мировой войны. По словам самого художника, он стремился воспроизвести «гигантский огненный котёл на красно-рыжей, как раскалённый металл, земле».
Слайд 6
Вениамин Карпович Чебанов. «Курская дуга. Последний снаряд» Картины посвящена Курской битве, имеющей огромное историческое значение. Сражение на Курской дуге шло с 5 июля по 23 августа 1943 года
и было самым масштабным в истории войны, точное число погибших которого до сих пор не подсчитано. Значение сражения в том, что после завершения битвы стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону советской армии.
Слайд 7
В Белгороде на улице Попова расположена Диорама «Огненная дуга», которая создана творческой группой художников-баталистов: народным художником РСФСР Бутом Николаем Яковлевичем (руководителем группы), заслуженными художниками РСФСР Севостьяновым Геннадием Кирилловичем и Щербаковым Виктором Николаевичем, а также художником Сычёвым Михаилом Антоновичем.
В основу художественного замысла крупнейшей в Европе диорамы положено танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года, победа в котором, стала переломным рубежом в обороне Курского выступа.
Размеры диорамы позволили художникам отобразить общую картину битвы, показать ее размах, накал, воинское мастерство, мужество и массовый героизм танкистов, пехотинцев, артиллеристов, летчиков, бронебойщиков, связистов, медиков и других воинов всех родов войск.
В 2009 г. полотно диорамы "Огненная дуга" стало победителем в областном конкурсе "Семь чудес Белгородчины" в номинации "Живописное полотно"
Слайд 8
- Ребята посмотрите на карту, если внимательно взглянуть на линию фронта, где шли бои, то мы увидим, что она похожа на дугу. Этот выступ на карте и получил название Курская Дуга.
Слайд 9
Фашистские войска планировали окружить и разгромить нашу армию. Они стянули на поле битвы свои могучие танки «Тигры», «Пантеры»
Слайд 10
Противостояли им наши «Т-34» идругие русские танки
Слайд 11
Наша армия оборонялась. Она могла перейти в наступление, но командующий всем фронтом маршал Георгий Жуков решил, что немецко-фашистские войска должны наступать и потратить свои основные силы. А наша армия должна держать только оборону (обороняться).
Когда гитлеровские войска ослабли, 12 июля 1943года наши войска начали первые атаку. Наша артиллерия и авиация обрушили на врага сильный огонь.
Фашистские войска понесли большие потери, но все же двигались в атаку, они сумели продвинуться вперед только на несколько километров. Советские солдаты не испугались у стращающих танков врага.
Бились насмерть, сражались в горящих танках, шли на таран. Горели и наши танки, и танки врагов, горела и грохотала вся земля. Всюду были видны воронки от снарядов и бомб. Курская битва длилась 50 дней. С обеих сторон сражались 1200 танков. Враг понес огромные потери и отступил.
23 августа 1943года. на Курской дуге битва закончилась полной победой советских войск. Наши воины храбрые, сильные, отважные, бесстрашные, смелые.
В честь победы на Курской дуге, под деревней Прохоровкой где шло танковое сражение установлены памятники «Танковое сражение», мемориал «В честь героев Курской битвы» и основной памятник мемориала на Прохоровском поле «Памятник Победы – звонница» здесь через каждые 20 минут звонят колокола в память о погибших русских солдатах.
- Вот ребята такая величайшая была Курская битва в истории нашей страны.
4. Закрепление.
- Давайте же подведём итог всему сказанному.
- Какое событие произошло 12 июля 1943 года? (Прохоровское танковое сражение).
- Какое значение имеет это сражение в ходе Великой Отечественной войны? (одно из событий коренного перелома в Великой Отечественной войне).
- Какие памятные места России посвящены сражению на Курской дуге?
5. Практическая работа
Инструктаж к практической работе
- Сегодня мы с вами будем выполнять групповую творческую работу как древние художники-миниатюристы, без предварительного рисунка простым карандашом. Перед вами на столе лежат краски, цветные карандаши, восковые мелки и бумага для рисования.
Давайте нарисуем батальные сцены Прохоровского танкового сражения выбранным материалом. Постарайтесь почувствовать себя художниками-баталистами, создающими полотно Диорамы «Огненная дуга» или диорамы «Курская битва» Центрального музея Великой Отечественной войны в Москве.
Для этого вам предстоит научиться работать в команде: создать общий замысел, распределить участки работы между участниками команды, научиться договариваться, взаимодействовать друг с другом.
Ваша задача - постараться передать на бумаге ваше видение этого сражения, его значение в ходе Великой Отечественной войны, настроение участников событий, их стремление к победе над фашизмом, максимально точно повторить детали военной техники.
Участники выбирают руководителя группы. Приступают к работе. Педагог координирует работу учащихся, оказывает помощь в выборе материалами и цвета.
6. Рефлексия
- Что нового вы узнали на занятии?
- Какое влияние оказала Курская битва на ход Великой Отечественной Войны?
- Назовите даты начала и окончания сражения на Курской дуге? (12 июля — 23 августа 1943 г.)
- Имена каких художников-баталистов, создавших великие полотна, вы запомнили?
- Какую технику вы выбрали для работы? Почему?
- Какой, преимущественно, цвет вы использовали для изображения сражения? Почему?
- Какое настроение вы хотели передать зрителю? Какие средства вы для этого использовали?
7. Подведение итогов занятия
- Подводя итог нашего занятия, хочу прочитать вам стихи Николая Истомина «Прохоровское поле».
Над этим полем бушевало пламя,
Был ураган железа и огня.
На этом поле танки сшиблись лбами,
Заскрежетала о броню броня.
Как две разгоряченных встречных бури,
Столкнулись... "Тигр" попятился назад.
Броня, которую ковали в Руре,
Сдалась броне, что выковал Урал.
Простору, что лежит перед тобою,
Стать полем русской славы суждено,
Об урагане танкового боя
Напоминает нам всегда оно,
О стойкости, о героизме нашем.
И словно символ вечной красоты,
К "Тридцатьчетверке", памятником ставшей,
Со всех сторон народ несет цветы.
Список литературы
1. Алексеев С. П. Победа под Курском. 1943. Изгнание фашистов. 1943-1944:рассказы для детей / С. П. Алексеев; Худож. А. Лурье. - М.: Детская литература, 2010. 131 с.: ил.
2. Изобразительное искусство. 1 класс. Система уроков по учебнику Л. А. Неменской. - М.: Учитель, 2014. - 176 c.
3. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского. - М.: Учитель, 2012. - 547 c.
4. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. - Л.: Просвещение, 2015. - 128 c.
5. Неменская, Лариса Борис Неменский / Лариса Неменская. - М.: Белый город, 2005. - 519 c.
6. Неменский, Б. М. Борис Неменский. Каталог выставки / Б.М. Неменский, Ю.Э. Осмоловский, Н.Д. Вилисова. - Л.: Советский художник, 1986. - 217 c.