Высшая школа делового администрирования
Конференции
Май 2023

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО 80-ЛЕТИЮ КУРСКОЙ БИТВЫ, НА ТЕМУ «НАД ЭТИМ ПОЛЕМ БУШЕВАЛО ПЛАМЯ…»

Амитина Оксана Владимировна
методист
Богачева Татьяна Ивановна
методист
Потапова Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДО «Одаренность», г. Старый Оскол

Цель занятия:

Формирование чувств гражданственности и патриотизма через расширение знаний о Курской битве и Прохоровском танковом сражении.

Задачи урока:

- формировать представления о значении и особенностях коренного перелома в Великой Отечественной войне;

- формирование представлений о значении героического подвига Советского народа в Великой Отечественной войне;

- воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, желание защищать свою страну;

- создать настроение сопереживания прошедшим событиям

- и гордость за подвиги соотечественников;

- воспитывать чувства гражданственности и патриотизма;

- развивать интерес к истории, краеведению;

- воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны

- развивать изобразительную грамотность на примере репродукций картин известных художников;

- формировать опыт эмоционально-ценностной и творческой деятельности через погружение каждого в атмосферу рождения мысли, выражения чувства, ощущения творческого вдохновения;

- формировать умение работать в команде;

- донести до подрастающего поколения историческую правду, раскрыть преемственную связь времен и поколений.

Оборудование:

для педагога:

Мультимедийная презентация, выполненная MicrosoftOfficePowerPoint

Техническое обеспечение:

компьютер, мультимедийный проектор, экран.

для учащихся:

Бумага для рисования, цветные мелки, гуашь, фломастеры и цветные карандаши, баночка, кисточки, клей.

План занятия

1. Организация начала занятия.

2. Сообщение темы и целей занятия.

3. Сообщение новых знаний.

4. Закрепление.

5. Практическая работа.

6. Рефлексия.

7. Подведение итогов занятия.

Ход занятия

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы и целей.

1. Сообщение темы занятия, запись на классной доске.

Тема занятия: «Над этим полем бушевало пламя…».

2. Сообщение целей занятия.

- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о сражении на Курской дуге, рассмотрим картины художников, изображавших Курскую битву. А также попробуем сами создать творческую работу на тему Курской битвы. Я вам желаю удачи при выполнении работы.

3. Сообщение новых знаний

Слайд2

В летопись Великой Отечественной войны с фашистскими захватчиками золотыми буквами вписаны героические победы под Смоленском и Москвой, Одессой и Севастополем, Ленинградом и Сталинградом, на Днепре и на Одере, у стен Берлина. Одна из ярких страниц этой летописи – битва на Курской дуге. По своим масштабам, ожесточенности, быстротечности и сменяемости боевой обстановки, стремительности и упорству борьбы, по массированному применению новой боевой техники и привлечению колоссального количества людей она не имеет себе равных в мировой истории. Курская битва – величайшее танковое сражение XX века.

- Давайте рассмотрим фрагмент росписи аванзала диорамы «Курская битва» Евгения Александровича Корнеева, который расположен в Москве,

в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

- Как вы думаете, удалось ли художники передать атмосферу того времени? Почему? Какие впечатления вы получили посмотрев эту картину?

- Художнику удалось с документальной точностью воспроизвести суровость тех военных лет, значимость Курской битвы. Главная задумка росписи аванзала – поддержать основную диораму, посвященную битве на Прохоровском поле – крупнейшему танковому сражению. На стенах изображены основные события сражений на Курской дуге, благодаря чему у посетителей складывается общее впечатление о битве, о ее ключевых моментах. Глядя на людей, изображенных на этой росписи, можно представить, как жили, какими были наши герои. Самое главное, что сумел изобразить художник – это общность людей, объединенных и одной бедой по имени война, и одной целью – победить ради своей родины, ради своих родных и близких даже ценой собственной жизни.

Слайд 3

Это диорама, показывающая исторические события лета 1943 года, завершившие коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны, - разгром отборных немецко-фашистских войск на Курской дуге. Посвящая свою работу стратегической операции на Курской дуге, автор берёт лишь один её день – 12 июля 1943 г., когда в районе Прохоровки сошлись в лобовом сражении две танковые армады. Это было одно из самых крупных встречных танковых сражений Второй мировой войны. По словам самого художника, он стремился воспроизвести «гигантский огненный котёл на красно-рыжей, как раскалённый металл, земле».

Слайд 4

Картина художника-воина Петра Александровича Кривоногова, который с первых дней войны был на фронте и дошёл до Берлина называется «На Курской Дуге» (1949 г.). На ней самое ожесточённое событие Курской битвы - бой под Прохоровкой 12 июля 1943 г., где на 1 кв. км одновременно сошлись в сражении 1200 танков с той и с другой стороны. Курская битва, кровопролитное танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года являются поворотным моментом в ходе Великой Отечественной войны. В боях на Курской дуге участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолетов. Сражение вошло в историю как «Битва гигантов».

Слайд 5

Битва показана со стороны авиации. Николай Присекин. Диорама: «Курская битва». (Диорама расположена в Москве, в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Поклонной горе.)

Посвящая свою работу стратегической операции на Курской дуге, автор берёт лишь один её день – 12 июля 1943 г., когда в районе Прохоровки сошлись в лобовом сражении две танковые армады. Это было одно из самых крупных встречных танковых сражений Второй мировой войны. По словам самого художника, он стремился воспроизвести «гигантский огненный котёл на красно-рыжей, как раскалённый металл, земле».

Слайд 6

Вениамин Карпович Чебанов. «Курская дуга. Последний снаряд» Картины посвящена Курской битве, имеющей огромное историческое значение. Сражение на Курской дуге шло с 5 июля по 23 августа 1943 года

и было самым масштабным в истории войны, точное число погибших которого до сих пор не подсчитано. Значение сражения в том, что после завершения битвы стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону советской армии.

Слайд 7

В Белгороде на улице Попова расположена Диорама «Огненная дуга», которая создана творческой группой художников-баталистов: народным художником РСФСР Бутом Николаем Яковлевичем (руководителем группы), заслуженными художниками РСФСР Севостьяновым Геннадием Кирилловичем и Щербаковым Виктором Николаевичем, а также художником Сычёвым Михаилом Антоновичем.

В основу художественного замысла крупнейшей в Европе диорамы положено танковое сражение под Прохоровкой 12 июля 1943 года, победа в котором, стала переломным рубежом в обороне Курского выступа.

Размеры диорамы позволили художникам отобразить общую картину битвы, показать ее размах, накал, воинское мастерство, мужество и массовый героизм танкистов, пехотинцев, артиллеристов, летчиков, бронебойщиков, связистов, медиков и других воинов всех родов войск.

В 2009 г. полотно диорамы "Огненная дуга" стало победителем в областном конкурсе "Семь чудес Белгородчины" в номинации "Живописное полотно"

Слайд 8

- Ребята посмотрите на карту, если внимательно взглянуть на линию фронта, где шли бои, то мы увидим, что она похожа на дугу. Этот выступ на карте и получил название Курская Дуга.

Слайд 9

Фашистские войска планировали окружить и разгромить нашу армию. Они стянули на поле битвы свои могучие танки «Тигры», «Пантеры»

Слайд 10

Противостояли им наши «Т-34» идругие русские танки

Слайд 11

Наша армия оборонялась. Она могла перейти в наступление, но командующий всем фронтом маршал Георгий Жуков решил, что немецко-фашистские войска должны наступать и потратить свои основные силы. А наша армия должна держать только оборону (обороняться).

Когда гитлеровские войска ослабли, 12 июля 1943года наши войска начали первые атаку. Наша артиллерия и авиация обрушили на врага сильный огонь.

Фашистские войска понесли большие потери, но все же двигались в атаку, они сумели продвинуться вперед только на несколько километров. Советские солдаты не испугались у стращающих танков врага.

Бились насмерть, сражались в горящих танках, шли на таран. Горели и наши танки, и танки врагов, горела и грохотала вся земля. Всюду были видны воронки от снарядов и бомб. Курская битва длилась 50 дней. С обеих сторон сражались 1200 танков. Враг понес огромные потери и отступил.

23 августа 1943года. на Курской дуге битва закончилась полной победой советских войск. Наши воины храбрые, сильные, отважные, бесстрашные, смелые.

В честь победы на Курской дуге, под деревней Прохоровкой где шло танковое сражение установлены памятники «Танковое сражение», мемориал «В честь героев Курской битвы» и основной памятник мемориала на Прохоровском поле «Памятник Победы – звонница» здесь через каждые 20 минут звонят колокола в память о погибших русских солдатах.

- Вот ребята такая величайшая была Курская битва в истории нашей страны.

4. Закрепление.

- Давайте же подведём итог всему сказанному.

- Какое событие произошло 12 июля 1943 года? (Прохоровское танковое сражение).

- Какое значение имеет это сражение в ходе Великой Отечественной войны? (одно из событий коренного перелома в Великой Отечественной войне).

- Какие памятные места России посвящены сражению на Курской дуге?

5. Практическая работа

Инструктаж к практической работе

- Сегодня мы с вами будем выполнять групповую творческую работу как древние художники-миниатюристы, без предварительного рисунка простым карандашом. Перед вами на столе лежат краски, цветные карандаши, восковые мелки и бумага для рисования.

Давайте нарисуем батальные сцены Прохоровского танкового сражения выбранным материалом. Постарайтесь почувствовать себя художниками-баталистами, создающими полотно Диорамы «Огненная дуга» или диорамы «Курская битва» Центрального музея Великой Отечественной войны в Москве.

Для этого вам предстоит научиться работать в команде: создать общий замысел, распределить участки работы между участниками команды, научиться договариваться, взаимодействовать друг с другом.

Ваша задача - постараться передать на бумаге ваше видение этого сражения, его значение в ходе Великой Отечественной войны, настроение участников событий, их стремление к победе над фашизмом, максимально точно повторить детали военной техники.

Участники выбирают руководителя группы. Приступают к работе. Педагог координирует работу учащихся, оказывает помощь в выборе материалами и цвета.

6. Рефлексия

- Что нового вы узнали на занятии?

- Какое влияние оказала Курская битва на ход Великой Отечественной Войны?

- Назовите даты начала и окончания сражения на Курской дуге? (12 июля — 23 августа 1943 г.)

- Имена каких художников-баталистов, создавших великие полотна, вы запомнили?

- Какую технику вы выбрали для работы? Почему?

- Какой, преимущественно, цвет вы использовали для изображения сражения? Почему?

- Какое настроение вы хотели передать зрителю? Какие средства вы для этого использовали?

7. Подведение итогов занятия

- Подводя итог нашего занятия, хочу прочитать вам стихи Николая Истомина «Прохоровское поле».

Над этим полем бушевало пламя,

Был ураган железа и огня.

На этом поле танки сшиблись лбами,

Заскрежетала о броню броня.

Как две разгоряченных встречных бури,

Столкнулись... "Тигр" попятился назад.

Броня, которую ковали в Руре,

Сдалась броне, что выковал Урал.

Простору, что лежит перед тобою,

Стать полем русской славы суждено,

Об урагане танкового боя

Напоминает нам всегда оно,

О стойкости, о героизме нашем.

И словно символ вечной красоты,

К "Тридцатьчетверке", памятником ставшей,

Со всех сторон народ несет цветы.

Список литературы

1. Алексеев С. П. Победа под Курском. 1943. Изгнание фашистов. 1943-1944:рассказы для детей / С. П. Алексеев; Худож. А. Лурье. - М.: Детская литература, 2010. 131 с.: ил.

2. Изобразительное искусство. 1 класс. Система уроков по учебнику Л. А. Неменской. - М.: Учитель, 2014. - 176 c.

3. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы по учебникам под редакцией Б. М. Неменского. - М.: Учитель, 2012. - 547 c.

4. Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. - Л.: Просвещение, 2015. - 128 c.

5. Неменская, Лариса Борис Неменский / Лариса Неменская. - М.: Белый город, 2005. - 519 c.

6. Неменский, Б. М. Борис Неменский. Каталог выставки / Б.М. Неменский, Ю.Э. Осмоловский, Н.Д. Вилисова. - Л.: Советский художник, 1986. - 217 c.