Библиографическое описание:
Ларина Е.С., Храпченков В.Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 2 (45). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/45-2.pdf.
Нововведения в российском образовании предполагают принципиальные обновления его содержания, нацеленность на кардинально новый образовательный результат. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы самостоятельно решать разнообразные жизненные задачи. Такая модернизация современного образования нашла отражение в создании и разработке нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
За основу в ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, которые ориентируется на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию [5, с. 8]. Также отметим, что многие исследователи, как А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.В. Краевский рассматривают новое качество образования в терминах компетентностей.
Среди ключевых компетентностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека в системе общественных отношений, в Стратегии «Модернизации содержания общего образования» обозначена «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации» [7, с. 134]. Такой компетенцией в условиях начальной школы является учебно- познавательная.
Сформированные учебно-познавательные компетентности зависят напрямую от характера познавательных универсальных учебных действий учащихся младших классов. Под термином «универсальные учебные действия» понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т. е. умение учиться [2, с. 27]. В свою очередь, познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-познавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности младшего школьника и формирование у него соответствующих уровню развития компетенций и навыков.
Говоря о понятии познавательного развития личности, следует отметить, что под ним понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии [1, с. 7].
А. Г. Асмолов к познавательным универсальным учебным действиям относит общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы [2, с. 90 – 91]. Конечно, формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования, в частности у учителя.
Отметим, что было проведено ряд научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам её формирования и активизации, разработан целый пакет образовательных технологий, направленных на совершенствование общеучебных навыков, но все равно многие учителя начальной школы с трудом переходят к ориентации на новые цели начального образования. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. В результате младшие школьники не готовы к тому, чтобы в полной мере пользоваться арсеналом учебных средств не только в ситуациях близких к реальным, но и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях.
Данный аспект множество раз подтверждался как педагогической практикой, так и мониторингом в сфере образования различного уровня. Поэтому очень важно понимать, какой возраст и период является самым подходящим для формирования познавательных универсальных учебных действий. Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования таких компетенций.
Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Можно отметить, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций – произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность [4, с. 340]. Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Так, внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В.С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность [4, с. 341]. Это в свою очередь организует внимание школьника.
В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.
В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7 – 10 лет ребенок в своем возрасте может создавать разнообразные ситуации, что делает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей.
Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей [3, с. 423].
Отметим, что в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» [1 с. 80].
У ребенка с переходом в новый статус, происходит и смена основного вида деятельности. Игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает особое место, но не является главной, но также оказывает положительное влияние на формирование и развитие не только креативности, но и учебно-познавательной компетентности в целом. Н.В. Рождественская и А.В. Толшин, рассматривая возрастные особенности психологического феномена креативности, отмечают, что в игре и детском творчестве развиваются соподчинение мотивов, целенаправленность действий, соподчинение целей, связь между отдаленными и близкими целями [6 с. 44]. Так, в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности и формирует навыки и умений у ребенка.
Подводя итоги, стоит отметить, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Младший школьник осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий
Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий является сложным процессом, который имеет свои особенности и условия, зависящие от современного образовательного процесса.
Библиографический список:
1. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др.; под ред. О. В. Кузьменковой. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 288 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
4. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
6. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. СПб.: Речь, 2006. 320 с.
7. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001. 134 С.
Ларина Е.С., Храпченков В.Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современная начальная школа. 2023. № 2 (45). Часть 2. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/45-2.pdf.
Нововведения в российском образовании предполагают принципиальные обновления его содержания, нацеленность на кардинально новый образовательный результат. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы самостоятельно решать разнообразные жизненные задачи. Такая модернизация современного образования нашла отражение в создании и разработке нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
За основу в ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, которые ориентируется на достижение цели и основного результата образования – развитие на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию [5, с. 8]. Также отметим, что многие исследователи, как А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, В.В. Краевский рассматривают новое качество образования в терминах компетентностей.
Среди ключевых компетентностей, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность человека в системе общественных отношений, в Стратегии «Модернизации содержания общего образования» обозначена «компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации» [7, с. 134]. Такой компетенцией в условиях начальной школы является учебно- познавательная.
Сформированные учебно-познавательные компетентности зависят напрямую от характера познавательных универсальных учебных действий учащихся младших классов. Под термином «универсальные учебные действия» понимается способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, т. е. умение учиться [2, с. 27]. В свою очередь, познавательные универсальные учебные действия обеспечивают учебно-познавательную компетентность, организацию учебно-познавательной деятельности и направлены на познавательное развитие личности младшего школьника и формирование у него соответствующих уровню развития компетенций и навыков.
Говоря о понятии познавательного развития личности, следует отметить, что под ним понимается формирование у учащихся научной картины мира, развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью, овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения, развитие репрезентативного, символического логического и творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии [1, с. 7].
А. Г. Асмолов к познавательным универсальным учебным действиям относит общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы [2, с. 90 – 91]. Конечно, формирование у учащихся познавательных универсальных действий является одной из приоритетных целей образования, в частности у учителя.
Отметим, что было проведено ряд научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам её формирования и активизации, разработан целый пакет образовательных технологий, направленных на совершенствование общеучебных навыков, но все равно многие учителя начальной школы с трудом переходят к ориентации на новые цели начального образования. По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками. В результате младшие школьники не готовы к тому, чтобы в полной мере пользоваться арсеналом учебных средств не только в ситуациях близких к реальным, но и в новых, нестандартных учебно-практических ситуациях.
Данный аспект множество раз подтверждался как педагогической практикой, так и мониторингом в сфере образования различного уровня. Поэтому очень важно понимать, какой возраст и период является самым подходящим для формирования познавательных универсальных учебных действий. Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования таких компетенций.
Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Можно отметить, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций – произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность [4, с. 340]. Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше. Так, внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В.С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность [4, с. 341]. Это в свою очередь организует внимание школьника.
В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания.
В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7 – 10 лет ребенок в своем возрасте может создавать разнообразные ситуации, что делает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей.
Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей [3, с. 423].
Отметим, что в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» [1 с. 80].
У ребенка с переходом в новый статус, происходит и смена основного вида деятельности. Игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает особое место, но не является главной, но также оказывает положительное влияние на формирование и развитие не только креативности, но и учебно-познавательной компетентности в целом. Н.В. Рождественская и А.В. Толшин, рассматривая возрастные особенности психологического феномена креативности, отмечают, что в игре и детском творчестве развиваются соподчинение мотивов, целенаправленность действий, соподчинение целей, связь между отдаленными и близкими целями [6 с. 44]. Так, в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности и формирует навыки и умений у ребенка.
Подводя итоги, стоит отметить, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Младший школьник осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий
Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий является сложным процессом, который имеет свои особенности и условия, зависящие от современного образовательного процесса.
Библиографический список:
1. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс в 2 частях. Часть 1: учебное пособие по возрастной и педагогической психологии / О. В. Кузьменкова, М. М. Елфимова, М. Н. Олекс и др.; под ред. О. В. Кузьменковой. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. 288 с.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
3. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
4. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2006. 608 с.
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов]. М.: Просвещение, 2011. 342 с.
6. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. СПб.: Речь, 2006. 320 с.
7. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001. 134 С.