Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции
Март 2022

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯ МУЗЫКИ

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯ МУЗЫКИ
Завгороднева Татьяна Борисовна,
музыкальный руководитель
МБДОУ "Детский сад № 57",
г. Воронеж

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Новые подходы к музыкальному воспитанию требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии дошкольника. Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.
Двадцать первый век-это век информационных технологий. Информационные технологии сейчас активно внедряются в различные сферы жизни, среди них и образование. Использование информационных технологий в образовательном процессе дает педагогам большие возможности при проведении занятий, делает занятия более увлекательными, запоминающимися, наглядными, позволяет по-новому использовать на занятиях музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности занятий, придают ему современный уровень. На занятиях музыки, использование информационных технологий решает ряд важнейших задач, прежде всего-это повышение интереса к музыке и к учебно-познавательной деятельности на занятиях, способствует усвоению материала, активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала дошкольников.
Самый доступный способ применения информационных технологий на занятиях музыки – это использование мультимедийной установки. Презентация позволяет педагогу иллюстрировать свой рассказ, делает рассказ более увлекательным, а самое главное, концентрирует внимание дошкольников на педагоге, что очень важно. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокальная деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. А широкое распространение сети Интернет дает нам возможность широко ее использовать в образовательном процессе.
Применение информационных технологий на знятиях музыки способствует: личностному развитию учащихся; повышению интереса дошкольников к занятиям по музыки; росту познавательной активности детей в процессе обучения; повышению интереса к творческой и познавательной деятельности; воспитанию активности и самостоятельности;
формированию у дошкольников эстетического, эмоционально-целостного отношения к музыкальному искусству; формированию у дошкольников основ теоретического мышления.
Одно из направлений инновационного педагогического поиска в музыкальном образовании - это совершенствование содержания образования, которое предусматривает появление новых стандартов, новых программ, новых учебно-методических комплектов.
Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в детском саду.
Неудивительно потому, что в наше время много дошкольных учреждений работает с применением технологии здоровье сбережения.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья детей.
По существу, каждый музыкальный руководитель, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение детей.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови повышает и понижает мышечный тонус; стимулирует появление эмоций; улучшает вербальные и арифметические способности;
стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление.
Одной из инновационных форм в практике музыкального воспитания являются элементарные формы музыкальной импровизации. В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Форма развития музыкальности - это коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение. Задачи, которые решают коммуникативные танцы: развитие коммуникативных навыков; работа над ощущением формы; развитие двигательной координации; развитие чувства ритма.
Это возможность согласовать собственный замысел с замыслом сверстников и совместно организовывать игру, танец, пластические этюды, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. В танцах с использованием популярной детской музыки, используя знакомые движения, которые объединяются в цепочки по 2-3 движения, включающие в себя элементы невербального общения, смену партнеров, рождается инициатива, творчество, воображение, взаимопонимание, умение сотрудничать.
Координационно-подвижные музыкальные игры дают ощущение музыкальной динамики, исполнительского штриха. Речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры стимулируют развитие ловкости, точности, реакции, воспитывают ансамблевую слаженность. Здесь важным и необходимым является умение педагога воодушевить детей на игру, создавая игровую атмосферу сказки, загадки, приключений, тайны, волшебства. Это требует артистизма, интонационно-речевой, мимической выразительности, способности погружать детей в разные эмоциональные состояния. Использование этой технологии позволяет добиться следующих результатов: удается создать на праздниках, музыкальных занятиях, развлечениях атмосферу радостного общения, приподнятого настроения, гармоничного самоощущения; дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность; удается попасть в тональность актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению; дети усваивают элементарные музыкальные знания, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних натаскиваний и утомительных заучиваний, обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития; развиваются музыкально-творческие способности.
Особым вниманием в музыкальном воспитании в ДОУ пользуются развлечения, тематические досуги и праздники. Это яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Одной из инновационных форм в практике дошкольного образования в организации досугов и развлечений можно считать квест. Квест – это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что как правило, есть некая цепь, дойти до которой можно. Последовательно разгадывая загадки. Каждая разгадка – ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть и творческими и интеллектуальными. Квесты могут проводиться как в помещении, так и на площадке. Каждый ребенок становится непосредственным участником разыгрываемых событий. За основу можно взять любой сценарий. Применение квеста решает ряд задач: воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение того или иного задания, развитие творческих способностей, воображения, поисковой активности, формирование навыков исследовательской деятельности, стремление к новизне; вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс. Возможность реализации образовательных задач в формате квеста вполне реальна в условиях дошкольного учреждения с детьми старшего дошкольного возраста в организации праздников и развлечений.
Использование различных педагогических технологий обогащает опыт педагогической деятельности, является эффективным средством развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста.
Применение на музыкальных занятиях передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели – научить детей любить и понимать музыку.
Таким образом, использование инновационных технологий в музыкальном развитии дошкольников способствует качественному улучшению учебно-воспитательного процесса, делает его более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и педагога, охватывает все этапы музыкальной деятельности.
Библиографический список
1. Белов Г. Г., Горбунова И. И., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – Спб.: СМИО Пресс 2010.
2. Богодяж О. «Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников»
3. Кузнецова Г. ФГОС ДО: новые подходы в работе музыкального руководителя // Музыкальный руководитель 2014. - №8
4. Кузнецова Г. Фрагменты музыкально-игровой деятельности. Игры. Пение. // Музыкальный руководитель 2014. - №2
5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.: 2010.