Библиографическое описание:
Калашникова Т.Ю. Развитие внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности // Современная начальная школа. 2022. № 3 (34). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/34.pdf.
В условиях высокой динамики жизни современное развитие внимания младших школьников – одно из основных направлений учебного процесса. Перед педагогами ставится ряд проблем, таких как охрана здоровья учащихся, формирование для них благоприятных условий жизни и учебы. Серьезной проблемой для развития и обучения детей является отсутствие внимания. В школах России насчитывается огромное число учащихся, утративших заинтересованность в учебе. Педагоги отмечают снижение развития познавательных процессов, в числе которых концентрация внимания. Невнимательных детей в школе действительно много. Выражается это в неумении ребенка различить главное и второстепенное в упражнениях, неспособности сосредоточиться на задание, в пропуске своих ошибок на этапе проверки. Все это приводит к необходимости разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Развитие внимания младшего школьника играет огромную роль, так как является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. Оно является неотъемлемой частью в регуляции интеллектуальной активности. Внимание концентрирует сознание человека в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, явлении, мысли, образе, предмете и т.д. Внимание школьника в учебно-познавательной работе – это сосредоточенность его сознания на объектах необходимых на этапах познавательной деятельности. Неумение понять преподаваемый материал, приступить и последовательно выполнить задание, выучить текст, изготовить и проиллюстрировать предмет, пропустить ошибку обуславливается недостаточным вниманием, а не плохой памятью или мышлением. Работы отечественных ученых показывают, что внимание – главное условие, отличающее хорошо успевающих учеников от их одноклассников. Школа устанавливает свои требования к развитию внимания детей. Это заключается в умении школьника работать без отвлечений. Дети, которые только пришли в школу не обладают сформированным вниманием, по этой причине перед учителем встает проблема формирования, развития и совершенствования внимания учащихся. Это важно настолько, насколько важно формирование знаний, умений и навыков на уроках чтения, математики, русского языка. Ведь ребенку со сформированным вниманием значительно легче усвоить учебную программу, аккуратно написать буквы и цифры, четко и грамотно выполнять поставленные перед ним задачи. Это влечет за собой повышение производительности учебной деятельности
Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.
Очень часто на уроках слышен призыв учителя: “Будьте внимательны!”. В разговоре с родителями в качестве объяснения неудач ученика нередко звучит: “Все его ошибки от невнимания”. Но если бы родители спросили учителя, что именно должен делать ребёнок, чтобы быть внимательным, или как это внимание развить, то выяснилось бы, что далеко не каждый педагог готов ответить на эти вопросы. Причины таких трудностей лежат в особом содержании внимания как психического процесса и тем более – внимание младших школьников.
Сегодня проблемы связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Конечно, школьные психологи ведут работу в этом направлении, но практически охватить всех учащихся развивающей коррекционной работой не удаётся. Поэтому, сегодня детальная разработка и применение учителями начальных классов в своей педагогической практике "Методики развития внимания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности", особо актуальна.
Естественно, что каждый учитель в своем педагогическом арсенале имеет запас методов привлечения внимания детей к учебному материалу, программы развивающего обучения содержат в своих учебниках упражнения развивающие этот психологический процесс, но новизна идеи состоит в том, что педагоги, передавая ученикам знания, могут и должны делать это активно применяя в своей работе психологические знания, следуя которым развивающая коррекционная работа не может проходить время от времени, она должна быть систематической и планомерной. Учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы по сравнению со своими сверстниками, чей уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления и речи имеют средний и ниже среднего уровни развития.
По мнению известного психолога П. Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Именно поэтому в первую очередь работу по развитию необходимо вести в этом направлении. Да и сами развивающие упражнения зачастую обеспечивают развитие и других психических процессов. Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, удачно сочетая развивающие упражнения с учебным материалом, мы можем добиться достижения следующих целей:
· повышение качества и прочности знаний учащихся;
· создание определённых стимулов для положительной мотивации к обучению;
· преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.
Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося. Из всего выше сказанного следует, что педагоги в своей работе должны решать следующие задачи:
- развивать интеллектуальные способности на основе развития внимания;
- научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание;
- содействовать развитию произвольного внимания;
- углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и устойчивость;
- учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса. [1]
Решение поставленных задач будет особенно эффективным только при постоянной систематической работе педагогов, направленной на внедрение в учебный материал упражнений развивающих отдельные свойства внимания.
Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален, в то же время остальные свойства можно и нужно тренировать.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.
2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают общий смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Надо научить детей преодолеть глобальное восприятие и попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого. [3]
Из всего предложенного психологами, я отбирала наиболее интересные, эффективные и приемлемые упражнения и задания для работы с младшими школьниками. Подобные задания, которые можно легко найти в специальной литературе, необходимо вводить в уроки регулярно, сочетая их с темой и общими задачами. Это могут быть не только, так называемые, основные предметы, но физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование. Продолжительность упражнений колеблется от 2 до 10 минут. Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная. В зависимости от типа упражнения оно должно соответственно занимать своё место в определённой части урока: в организационном моменте, на этапе повторения и закрепления знаний, физминутке или итоге урока. Эти упражнения не только играют развивающую роль, но и помогают введению в урок нового материала; повторению, закреплению и даже проверке уже изученного; а также помогут разнообразить необходимые перерывы для отдыха детей между этапами урока. Всё зависит от общих целей конкретного урока.
Развивающие упражнения можно использовать и во внеурочной деятельности. Их достоинством можно считать возможность придания им игрового и соревновательного оформления. Данная методика открывает для творчески работающих учителей большое поле для деятельности. Ведь уже известные апробированные упражнения можно варьировать, привнося в них свои новые элементы и способы их применения в процессе учебной деятельности.
Как известно, учебная деятельность не ограничивается школьными рамками. На следующем этапе работы необходимо провести просветительскую работу с родителями: показать им необходимость помощи своим детям не просто при выполнении домашнего задания, но и в общем развитии ребёнка; научить их использовать развивающие упражнения в повседневной жизни.
Методика развития внимания опирается на следующие принципы:
1. деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
2. психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;
3. сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;
4. индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;
5. последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
6. поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, т. к. психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);
7. цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно 2-3 раза.
Результаты проводимой мною работы показали, что дети легче стали воспринимать учебный материал и как следствие этого, повысилась успеваемость (по результатам последней четверти многие улучшили свои оценки по некоторым предметам). Кроме того, развивая внимание как свойство личности и придавая ему нравственную направленность можно воспитывать неравнодушных отзывчивых людей, а их так не хватает в современном жёстком мире.
Калашникова Т.Ю. Развитие внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности // Современная начальная школа. 2022. № 3 (34). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/34.pdf.
В условиях высокой динамики жизни современное развитие внимания младших школьников – одно из основных направлений учебного процесса. Перед педагогами ставится ряд проблем, таких как охрана здоровья учащихся, формирование для них благоприятных условий жизни и учебы. Серьезной проблемой для развития и обучения детей является отсутствие внимания. В школах России насчитывается огромное число учащихся, утративших заинтересованность в учебе. Педагоги отмечают снижение развития познавательных процессов, в числе которых концентрация внимания. Невнимательных детей в школе действительно много. Выражается это в неумении ребенка различить главное и второстепенное в упражнениях, неспособности сосредоточиться на задание, в пропуске своих ошибок на этапе проверки. Все это приводит к необходимости разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся. Развитие внимания младшего школьника играет огромную роль, так как является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. Оно является неотъемлемой частью в регуляции интеллектуальной активности. Внимание концентрирует сознание человека в определенный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте, явлении, мысли, образе, предмете и т.д. Внимание школьника в учебно-познавательной работе – это сосредоточенность его сознания на объектах необходимых на этапах познавательной деятельности. Неумение понять преподаваемый материал, приступить и последовательно выполнить задание, выучить текст, изготовить и проиллюстрировать предмет, пропустить ошибку обуславливается недостаточным вниманием, а не плохой памятью или мышлением. Работы отечественных ученых показывают, что внимание – главное условие, отличающее хорошо успевающих учеников от их одноклассников. Школа устанавливает свои требования к развитию внимания детей. Это заключается в умении школьника работать без отвлечений. Дети, которые только пришли в школу не обладают сформированным вниманием, по этой причине перед учителем встает проблема формирования, развития и совершенствования внимания учащихся. Это важно настолько, насколько важно формирование знаний, умений и навыков на уроках чтения, математики, русского языка. Ведь ребенку со сформированным вниманием значительно легче усвоить учебную программу, аккуратно написать буквы и цифры, четко и грамотно выполнять поставленные перед ним задачи. Это влечет за собой повышение производительности учебной деятельности
Многие проблемы неуспеваемости учащихся начальной школы связаны с физиолого-психологическими особенностями развития детей данного возраста. В частности внимание младших школьников характеризуется непроизвольным, неустойчивым, кратковременным характером. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше у детей данного возраста развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает учеников, без всяких усилий с их стороны. Но строить обучение только на непроизвольном внимании невозможно.
Очень часто на уроках слышен призыв учителя: “Будьте внимательны!”. В разговоре с родителями в качестве объяснения неудач ученика нередко звучит: “Все его ошибки от невнимания”. Но если бы родители спросили учителя, что именно должен делать ребёнок, чтобы быть внимательным, или как это внимание развить, то выяснилось бы, что далеко не каждый педагог готов ответить на эти вопросы. Причины таких трудностей лежат в особом содержании внимания как психического процесса и тем более – внимание младших школьников.
Сегодня проблемы связанные с развитием внимания у школьников, как никогда вызывают беспокойство. Многие взрослые жалуются на невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, сколь либо долго удерживать внимание при решении учебных задач. Конечно, школьные психологи ведут работу в этом направлении, но практически охватить всех учащихся развивающей коррекционной работой не удаётся. Поэтому, сегодня детальная разработка и применение учителями начальных классов в своей педагогической практике "Методики развития внимания детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности", особо актуальна.
Естественно, что каждый учитель в своем педагогическом арсенале имеет запас методов привлечения внимания детей к учебному материалу, программы развивающего обучения содержат в своих учебниках упражнения развивающие этот психологический процесс, но новизна идеи состоит в том, что педагоги, передавая ученикам знания, могут и должны делать это активно применяя в своей работе психологические знания, следуя которым развивающая коррекционная работа не может проходить время от времени, она должна быть систематической и планомерной. Учащиеся с хорошо развитыми психическими процессами более успешны в освоении школьной программы по сравнению со своими сверстниками, чей уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления и речи имеют средний и ниже среднего уровни развития.
По мнению известного психолога П. Я. Гальперина внимание необходимо рассматривать лишь в связи с другими психическими функциями: памятью, мышлением, воображением, восприятием. Проявления внимания нельзя увидеть отдельно от них, в чистом виде, т. к. оно не имеет своего отдельного специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Именно поэтому в первую очередь работу по развитию необходимо вести в этом направлении. Да и сами развивающие упражнения зачастую обеспечивают развитие и других психических процессов. Следовательно, развивая различные свойства внимания в процессе учебной деятельности, удачно сочетая развивающие упражнения с учебным материалом, мы можем добиться достижения следующих целей:
· повышение качества и прочности знаний учащихся;
· создание определённых стимулов для положительной мотивации к обучению;
· преодоление трудностей адаптационного периода при поступлении детей в школу и при их переходе из начального звена в среднее.
Внимание – многомерное психическое явление, и его уровень во многом зависит от слаженности работы всех его составляющих: концентрированности, объёма, устойчивости, распределяемости и переключаемости. И если хотя бы одно из перечисленных свойств внимания ослаблено, это неминуемо скажется на работоспособности учащегося. Из всего выше сказанного следует, что педагоги в своей работе должны решать следующие задачи:
- развивать интеллектуальные способности на основе развития внимания;
- научиться использовать и перенаправлять непроизвольное внимание;
- содействовать развитию произвольного внимания;
- углублять и расширять концентрированность внимания, его объём и устойчивость;
- учить ребёнка управлять своим вниманием, полноценно распределять его во время учебного процесса. [1]
Решение поставленных задач будет особенно эффективным только при постоянной систематической работе педагогов, направленной на внедрение в учебный материал упражнений развивающих отдельные свойства внимания.
Сложность, однако, заключается в том, что разные свойства поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объём внимания, он индивидуален, в то же время остальные свойства можно и нужно тренировать.
Такая работа должна вестись по двум направлениям:
1. Использование специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания.
2. Использование упражнений, на основе которых формируется внимательность как свойство личности. Обычно причина глобальной невнимательности заключается в ориентации детей на общий смысл текста, фразы, слова, арифметической задачи или выражения - дети схватывают общий смысл и, довольствуясь им, "пренебрегают частностями". Надо научить детей преодолеть глобальное восприятие и попытаться научить воспринимать содержание с учётом элементов на фоне смысла целого. [3]
Из всего предложенного психологами, я отбирала наиболее интересные, эффективные и приемлемые упражнения и задания для работы с младшими школьниками. Подобные задания, которые можно легко найти в специальной литературе, необходимо вводить в уроки регулярно, сочетая их с темой и общими задачами. Это могут быть не только, так называемые, основные предметы, но физкультура, трудовое обучение, музыка, рисование. Продолжительность упражнений колеблется от 2 до 10 минут. Форма организации работы по развитию внимания может быть различной: групповая, работа в парах, индивидуальная. В зависимости от типа упражнения оно должно соответственно занимать своё место в определённой части урока: в организационном моменте, на этапе повторения и закрепления знаний, физминутке или итоге урока. Эти упражнения не только играют развивающую роль, но и помогают введению в урок нового материала; повторению, закреплению и даже проверке уже изученного; а также помогут разнообразить необходимые перерывы для отдыха детей между этапами урока. Всё зависит от общих целей конкретного урока.
Развивающие упражнения можно использовать и во внеурочной деятельности. Их достоинством можно считать возможность придания им игрового и соревновательного оформления. Данная методика открывает для творчески работающих учителей большое поле для деятельности. Ведь уже известные апробированные упражнения можно варьировать, привнося в них свои новые элементы и способы их применения в процессе учебной деятельности.
Как известно, учебная деятельность не ограничивается школьными рамками. На следующем этапе работы необходимо провести просветительскую работу с родителями: показать им необходимость помощи своим детям не просто при выполнении домашнего задания, но и в общем развитии ребёнка; научить их использовать развивающие упражнения в повседневной жизни.
Методика развития внимания опирается на следующие принципы:
1. деятельности - любое развитие происходит в процессе какой-либо деятельности;
2. психологической комфортности - ребёнок не должен чувствовать свои неудачи;
3. сотрудничества педагога со школьной психологической службой и родителями;
4. индивидуальности - необходимо учитывать, что индивидуально-типологические особенности каждого ребёнка позволяют тренировать его внимание лишь в определённых пределах;
5. последовательности - предлагать упражнения надо начиная с самых простых, постепенно усложняя их по мере овладения;
6. поэтапности - необходимо сначала включать в учебную деятельность упражнения для развития объёма и концентрированности внимания, затем устойчивости и распределения и, наконец, переключаемости и интенсивности (варианты распределения упражнений для тренировки различных свойств внимания могут быть различными, т. к. психологическая диагностика детей поможет выявить те свойства внимания, развивать которые необходимо в первую очередь);
7. цикличности - включать развивающие упражнения в уроки необходимо определёнными циклами, продолжительность которых составляет в среднем примерно два месяца. Повторять эти циклы в течение учебного года целесообразно 2-3 раза.
Результаты проводимой мною работы показали, что дети легче стали воспринимать учебный материал и как следствие этого, повысилась успеваемость (по результатам последней четверти многие улучшили свои оценки по некоторым предметам). Кроме того, развивая внимание как свойство личности и придавая ему нравственную направленность можно воспитывать неравнодушных отзывчивых людей, а их так не хватает в современном жёстком мире.