Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Мараховская Т.В. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «С КНИГОЙ ЖИТЬ – ВЕК НЕ ТУЖИТЬ»

Библиографическое описание:
Мараховская Т.В. Проектно-исследовательская работа «С книгой жить – век не тужить» // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.

Введение

Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
(Н. Найдёнова)

Почему я выбрала эту тему? Я очень люблю читать книги. Книга вошла в мою жизнь благодаря семье. Моя семья любит читать книги. Сначала мама и папа читали мне книги. Когда мне не было ещё 4 лет, я научилась читать. Мы так привыкли к книге, что порой не замечаем это чудо. А ведь книга - великое чудо на свете.

Читая книги, можно оказать в прошлом и будущем, многое узнать о настоящем. Протяни руку к книжной полочке, возьми книгу, начни читать и книга с тобой заговорит. Книга - твой надёжный друг и верный помощник. Книга может заставить нас смеяться и плакать, радоваться и переживать, принимать важные решения вместе с героями. Но, прежде всего, книга нам открывает нас самих, мы находим сходство с собой и своими поступками.

В словаре русского языка В.И. Даля слову "книга" дается три значения:

· сшитые в один переплет листы бумаги = предмет,

· писание, все, что в книге содержится = произведение,

· раздел, в письменном сочинении = часть сочинения.

Весь основной смысл слова "книга" так или иначе, связан с интересом, с информацией и распространением знаний.

Поэтому темой моего проекта стала пословица "С книгой жить - век не тужить".

Актуальность моего проекта заключается в том, что чтение всегда считалось лучшим учением, а книга лучшим подарком. Но в современном мире мы заменяем книги на телевидение и интернет. Становится много людей, которые часто получают информацию с помощью интернета. Так быстрее. Для меня книга занимает важное место. Поэтому своим проектом я хочу показать то, что кто дружит с книгой - никогда не будет тужить!

Цель:

- показать, что чтение книг – это увлекательно и интересно.

Задачи:

Ø ознакомиться с историей создания книги,

Ø узнать, есть ли книги необычные,

Ø ответить на вопрос: почему есть такой День книгодарения,

Ø принять участие в акции книгодарения в классе.

Ø провести анкетирование в 3 -4 классах по вопросам исследования,

Ø создать свою книгу - лэпбук "С книгой жить - век не тужить".

Гипотеза: читать книги полезно, интересно, создание книги трудоёмкий процесс.

Методы:

- изучение литературы,

- анкетирование,

- практика,

- анализ.

Продукт: лэпбук "С книгой жить - век не тужить".

Обзор литературы по теме исследования

История создания книги

Я люблю читать книги! О чём я читаю?

Я читаю сказки, потому что сказки учат нас народной мудрости. В сказке всегда побеждает добро.

Мне нравится читать православную литературу: "Жития святых", христианские притчи, православные повести и рассказы, так как они учат доброте, любви, состраданию, милосердию к ближнему. Такие книги дают возможность мне становиться добрее, умнее и любить всё вокруг.

Я с удовольствием читаю повести и рассказы о школьниках. Мне интересно узнавать об их жизни, чувствах, переживаниях моих сверстников в разные времена.

Я люблю читать военные рассказы. В них воспитывается любовь к Родине, описываются подвиги людей, рассказывается о храбрости и героизме.

Живём мы в деревне. Я люблю природу и люблю читать стихи о природе. Чудесные картины природы я представляю как живые, настоящие. А стихи поэтов для детей веселые и смешные. И тогда мне становится радостно.

А как же появились в нашей жизни книги - великое чудо? Для ответа на этот вопрос, я обратилась к историческим книгам. Сама книга уже никого не удивляет в настоящее время, мы привыкли к ее образу и не задумываемся, сколько труда надо вложить в создание книги. Что я узнала.

Давным-давно люди пришли к письменности. Люди использовали для письменности и рисунков разный материал, но первым материалом для письма служил камень. Первые рисунки первобытных художников найдены на стенах пещер.

Глиняные книги – самые древние. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. По размеру глиняные плитки были похожи на настоящий плоский кирпич. Из десятка таких страниц создавалась книга лёгкая и прочная. Именно в Месопотамии появилась первая глиняная книга.

А в соседнем Египетском государстве книги делали из папируса. Есть такое растение- папирус. Его ствол широкий, а высота 5 метров. Рос он в болотистых местах и вдоль рек. Египтяне научились на них писать столбцами палочками, обмакивая их в чернила или цветные краски. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка длиной около 6 метров. После чтения свиток сворачивали в трубочку и хранили в особом футляре. Никто не имел право срезать папирус, ведь он принадлежал лишь царям и фараонам.

На смену папирусу пришел новый писчий материал – пергамент. В древнем городе Пергам выделывали пергамент из шкур животных. На нем можно было писать с обеих сторон. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Писали на нем с двух сторон Четвертинка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались и получалась книга. В такой книге можно было писать и рисовать. Она называлась кодексом. По внешнему виду кодекс напоминал современную книгу. На написание одной книги уходило целое стадо баранов. Книга писалась от руки несколько лет. Пергаментные книги делали очень тщательно и украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Переплёт такой книги был деревянный, обшитый кожей.

А теперь мы отправляемся в удивительную страну Китай. Изобрели бумагу во II веке н.э. именно в Китае. Бумагу изобрел Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы 500 лет хранили тайну производства бумаги. В разных странах стали создавать целые мастерские по созданию бумаги и книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были монахи. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. Художники заполняли страницы рисунками. Причудливым штрихом писали заголовок. Затем книгу «одевали» в переплет и украшали.

Немецкий мастер, Иоганн Гутенберг изобрел первый печатный станок и открыл новую эру в книжном деле.

История возникновения книг на Руси начинается с первых русских берестяных грамот, которые появились в Новгороде. В 863 году произошло величайшее событие: была изобретена славянская азбука.

Официально история книжного дела на Руси началась в 1057 году. Самой первой рукописной книгой, написанной на кириллице, является Остромирово Евангелие на пергаменте - кожаная книга, созданная с октября 1056 по май 1057 года.

Второй точно датированной древнерусской книгой является Изборник Святослава 1073 года. Это одна из самых больших по объёму древнерусских книг, высокохудожественный памятник книжного искусства. Изборник Святослава - это древнерусская энциклопедия. В нём обсуждаются вопросы христианского богословия, содержатся сведения по астрономии, математике, зоологии, ботанике, истории, грамматики. (Приложение 1)

В Древней Руси писали на березовой коре– бересте. Знаки на бересту наносили костяным стерженьком. Такой стерженёк называли писало. Первыми создателями рукописных книг были монахи.

Бумагу на русскую землю долго завозили из Европы, а производство начали только в XVI весе при Иване Грозном.

Двадцатый век подарил нам электронную книгу, которая хранится в памяти компьютера. В нее можно поместить тысячи или десятки тысяч произведений. Большая энциклопедия может поместиться на диске. Но приятнее почитать настоящую книгу с картинками. Им не нужно тратить электричество, подключать интернет и просить взрослых о помощи.

Необычные книги

В книгах я нашла интересную информацию о необычных книгах. Это для меня показалось очень интересным.

Ø Самая маленькая в мире книга "Маленький Тэд из города Репа". Она состоит из 30 страниц, которые являются микро табличками. Для того, чтобы прочитать что-нибудь в этой книге, необходимо воспользоваться микроскопом.

Ø Самая большая книга. высота её превышает 4 метров, ширина в раскрытом виде 7 метров. А весит она 492 кг. «Самая большая книга для малышей» огромна и занесена в «Книгу рекордов Гиннеса».

Ø Кулинарная книга. Все листы в ней белые. Как же прочитать в ней рецепт? Её нужно сначала запечь в фольге 25 минут при температуре 100 градусов. Потом только на страницах появится текст.

Ø Книга - специя. Обычно специи хранят в специальных баночках. Но в этой книге специи в листах. Для того, чтобы использовать книгу- специю, нужно оторвать лист и положить на сковородку.

Ø Книга - фильтр. Книга - фильтр напечатана на фильтрованной бумаге, способной убивать вредоносные бактерии, присутствующие в воде. Каждая страница покрыта наночастицами серебра. Благодаря этим мельчайшим частицам микробы, вызывающие холеру, брюшной тиф, кишечную палочку мгновенно уничтожаются.

День книгодарения

Зима - самое замечательное время для праздников, которые только возможно придумать. 14 февраля — это Международный день дарения книг. Праздник этот молодой. В чем его суть?

Инициатором праздника стала жительница Америки Эмми Бродмур. Однажды один из её сыновей спросил: - "Почему нет такого дня в году, когда люди дарят друг другу книги просто так!" Это и стало стимулом к созданию праздника.

Отмечается этот праздник и в России. В честь этого праздника проходит акция "Дарите книги с любовью". Основная цель праздника - дарить друг другу хорошие книги. По мнению организаторов никакой гаджет не заменит бумажной книги.

В своем классе мы провели эту акцию. (Приложение2)

Книга — это целый мир, удивительный и волшебный. Читая книги, дети учатся ценить любовь к ближнему, дружбу, добро. Учатся взаимопомощи и сопереживанию, развивает фантазию.

Памятники книге

Памятник книге в Омске. Композиция «Книга – источник знаний» выполнена из металла. Скульптура весом 200 кг представляет собой раскрытую книгу, на страницах которой изображены буквы и персонажи из сказок, расположена у входа в книжный магазин на улице Ленина. Есть памятник и в Санкт - Петербурге. (Приложение 3)

Для чего мы собираем макулатуру?

Раньше ученики школ собирали макулатуру регулярно. Общие цифры сбора макулатуры были огромными. Собирали макулатуру и взрослые. В каждой семье выписывали газеты, журналы. Макулатуру можно было сдать и получить деньги и новые книги. Третья часть бумажной продукции производилась из собранной макулатуры.

Для производства новой бумаги требуется очень много сырья - деревьев. Леса вырубаются быстрее, чем они успевают вырасти. Современные технологии позволяют перерабатывать бумажные отходы до 7 раз. А переработанная макулатура идёт на изготовление новых книг, газет, бумажных пакетов, одноразовой бумажной посуды, бумажных полотенец, горшков для рассады, картона.

В нашей школе ребята собирают макулатуру каждый год. Мы в классе собираем старые тетради, бумагу, а в конце года сдаём. Вся собранная бумага отвозится в пункт сбора макулатуры.

Сдавая макулатуру, мы продлеваем жизнь всего живого на Земле. А совместные дела, посильный вклад в оказании помощи и сохранение окружающей среды делает нашу жизнь интересной.

Использованные методы исследования

В работе я использовала следующие методы: изучение литературы (описан в разделе выше), анкетирование, интервью, практика, анализ.

Анкетирование учащихся проводила в 3 - 4 классах. Хочу представить результаты.

Приняли участие в анкетировании 74 учащихся.

Вопросы и результат:

1. Любишь ли ты читать?

ДА – 68 уч. НЕТ - 6 уч.

2. В твоей семье все читают?

ДА – 12 уч. НЕТ - 62 уч.

3. Какую книгу ты читаешь?

64 ученика написали книги, которые они читают. Ученики 3 класса больше читают рассказы о детях и сказки, а в 4 классах любят читать о Шерлоке Холмсе, «Алиса в стране чудес», «Волшебник изумрудного города».

4. О чём ты любишь читать?

Ученики любят читать сказки, книги о природе, фантастику, о войне.

Вывод: в целом ученики 3-4 классов читают, интересы у ребят по чтению разные.

На практике я решила создать свою книгу - лэпбук.

Лэпбук в переводе с английского языка означает "книга на коленях". Это книга - раскладушка. Создавая её, понимала, что моя книга должна быть необычной, яркой, интересной. Она обязательно должна понравиться моим одноклассникам. Помню: лэпбук - учебная книга. Моя книга называется "С книгой жить - век не тужить".

Разделы моей книги:

ü обложка: здесь я поместила название книги, пословицы и загадки о книге и чтении,

ü 1 страница - "Из истории книг" и «Книжная полка».

ü 2 страница: "Необычные книги", я поместила информацию о важности сбора макулатуры для сохранения деревьев,

ü 3 страница - на центральную страницу я поместила богатыря, который стоит на распутье. Можно пройти по трём направлениям: налево пойдёшь – много нового найдёшь, направо пойдёшь – в книги с головой уйдёшь, прямо пойдешь – счастливым будешь.

ü 4 страница «Играй, да дело знай!». Игры "Собери картинку", ""Узнай сказку по картинкам", "Разгадай кроссворд".

ü 5 страница - "Книжкина просьба" и "Похвальное слово о книге",

ü 6 страница - "Моё творчество" я представила свою сказку на экологическую тему "Большая мечта маленького ручейка".

(Приложение 4)

Вывод: я сделала учебную наглядную книгу "С книгой жить - век не тужить". Моя книга содержит интересный и игровой материал. Здесь я фантазировала, придумывала, работала с интересом.

Полученные результаты и их анализ

Работая над проектом, я пришла к выводу, что книги играют очень важную роль в жизни человека:

ü жить без книг скучно и неинтересно,

ü книга – это ключ к знаниям,

ü читая, её ты узнаешь много нового и полезного для себя. Книги открывают человеку новые миры,

ü книги дадут ответы на многие вопросы,

ü книга развивает кругозор, интересно заглянуть в неё и увидеть прошлое,

ü книги помогают нам принимать правильные решения. Мы учимся на чужих ошибках и стараемся их не допускать.

В результате моей работы я сделала книгу, провела в классе викторину по произведению В. Одоевксого "Мороз Иванович", акцию "День книгодарения". Свой проект я представила в классе.

Мне очень хочется, чтобы одноклассники как можно больше читали в свободное время. Думаю, что результаты моего исследования могут быть полезны всем, кто хочет добиться жизненного успеха. Недаром в пословице говорится: «Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно».

Выводы

Мне очень понравилась работа над проектом. Я узнала много интересной информации.

А самое интересное в работе – это было создание лепбука. При создании книги мне пришлось много читать, вспоминать, уточнять и фантазировать, подбирая задания для такой чудесной затеи.

Я очень люблю читать. В моей семье все читают.

Спасибо моей учительнице, родителям в подсказке для выбора темы моего увлекательного проекта.

Выводы:

1. Гипотеза моя подтвердилась: читать книги полезно и интересно, создание книги трудоёмкий процесс.

2. Я узнала много интересного из истории создания книг, необычных книгах, Дне книгодарения, о памятниках книгам и сборе макулатуры.

3. После изучения всех вопросов появилось желание самой создать книгу для моих одноклассников, для привлечения их к чтению.

4. Создание книги долгий и трудоёмкий процесс.

Мои дальнейшие планы:

ü представить проект на районной конференции,

ü посетить типографию по выпуску книг,

ü читать художественные книги.

Список литературы:

1. Дашкевич В. П. Как делают книгу. – М.: Детская Литература, 1987.

2. Линкова И. Я. Ты и твоя книга: Кн. для чтения. – М.: Просвещение, 1981.

3. Информация сети интернет.

Приложение 1



Глиняная книга Книга из папируса



Бумажная книга Рукописная книга на Руси

Приложение 2



День книгодарения в классе

Приложение 3



Памятник книге в Омске Памятник книге в Санкт - Петербурге

Приложение 4



Сказка "Большая мечта маленького Ручейка"

Однажды в лесу на свет появился маленький Ручеек. Он родился глубоко под землей, где всегда темно. А когда он пробился наружу — была весна, ярко светило солнышко и щебетали птички. Ручейку очень понравилось все, что он увидел вокруг, и он весело побежал по лесу, сверкая на солнце своими чистыми прозрачными струйками. Обитатели леса тоже обрадовались Ручейку. Первой подлетела к нему смелая синичка и выпила несколько капель его чистой вкусной воды. Олененок тоже подбежал и напился водицы. А вслед за ними и все обитатели леса стали каждый день приходить и пить воду из Ручейка. Травы, которые росли по его берегам тоже пили корнями его живительную влагу. Ручеек был несказанно рад приносить пользу окружающим. У него даже появилась мечта обежать весь свет, чтобы увидеть его красоту и везде всем приносить пользу.

Скоро Ручеек стал шире и полноводнее, набрался смелости и выбежал из леса на поле. Почувствовав простор, он бежал все дальше и быстрее и вскоре прибежал к деревне. Люди тоже обрадовались Ручейку, стали брать из него воду. Все хвалили Ручеек, говорили что его вода очень вкусная, а некоторые даже считали ее целебной. Ручеек снова почувствовал радость, что может быть полезен и людям. Люди иногда приходили на берег Ручейка, просто чтобы посидеть и отдохнуть, полюбоваться красотой природы. Некоторые устраивали пикник. Часто после этого Ручеек находил на своем берегу мусор и грязь. Это очень его огорчало. А в одном месте на краю деревни Ручеек увидел целую гору мусора. Это была свалка. Но люди даже не думали ее убирать, а только каждый день добавляли мусора. Пластиковые бутылки и пакеты сносило ветром прямо в Ручеек. Их накопилось уже много и они мешали течь его водичке, Ручеек испугался, что совсем задохнется, и убежал из этой деревни.

Через какое-то время он встретил на своем пути широкую Реку и решил, что если он присоединит свои воды к ней, то ему будет гораздо легче осуществить свою мечту: посмотреть мир и принести как можно больше пользы всем. Ручеек заметил, что не один он впадает в Реку. Река текла по равнине и в нее впадало множество маленьких и больших ручейков.

Ах, как приятно чувствовать себя частью широкой Реки! Сколько новых впечатлений и открытий! Ручеек с радостью понимал, что его вода, ставшая частью большой Реки имеет большое значение. Река была домом для многих рыб и различных водных животных. Река обеспечивала водой города, стоявшие неподалеку. На ее живописных берегах отдыхали люди, купались и ловили рыбу. В середине Реки, по наиболее глубокой ее части проплывали баржи и пароходы. А в одном месте Реки люди построили электростанцию, которая обеспечивала электричеством целую область. Но Ручеек с грустью заметил, что люди не всегда бережно относятся к Реке. На ее берегах они построили заводы и фабрики, ядовитые отходы которых сливались в Реку. Из-за этого вода становилась грязной, многие рыбы и животные погибали. Ручеек негодовал. Он думал: «Как могут люди так безжалостно относиться к Реке? Ведь они получают от нее так много пользы! Неужели они не могут позаботиться о том, чтобы не загрязнять воду?»

Но жизнь продолжалась, маленькие обитатели Реки постепенно очищали ее воды от отходов, часть из них оседала на дно, и Ручеек вместе с Рекой несли свои воды все дальше и дальше. И вот они доплыли до того места, где река впадает в Океан. Какой необозримый водный простор открылся взору маленького Ручейка! Теперь он стал частью бескрайнего океана. Ручеек с удивлением заметил, что его вода становится соленой. А как много разных обитателей увидел он в океанских глубинах! Множество диковинных рыб всех цветов и размеров, огромных китов и зубастых акул, веселых дельфинов и морских черепах, прозрачных медуз и колючих морских ежей. Ручеек видел, как по водной глади Океана ходят большие грузовые и пассажирские корабли. Видел как люди большими сетями ловят рыбу, чтобы использовать ее себе в пищу. Узнал, что люди научились добывать полезные ископаемые из океанских глубин, а также использовать энергию его волн и течений. Ручейку нравилось плескаться ласковыми волнами у побережья, где на длинных песчаных пляжах отдыхало множество людей.

Ручеек был счастлив, ведь сбылась его давняя мечта — приносить пользу животным и человеку, и посмотреть белый свет. Но одна мысль омрачала его счастье: он помнил, как люди не умеют ценить окружающую их природу и загрязняют ее. Видел он также, что даже огромный Океан и его обитатели страдают от различных загрязнений из-за людей.

И тогда Ручеек вспомнил, как из сотен ручейков получается полноводная река. А сотни рек впадают в Океан и образуют его воды. Он подумал, что ведь людей на планете очень много. И если каждый из них будет стараться помогать природе, очищать ее от мусора и не загрязнять новыми отходами — тогда жизнь на Земле станет счастливой для всех ее обитателей.

Природа дает человеку, все что необходимо для жизни, а значит, и человек должен делать все, чтобы беречь природу и охранять ее.