Высшая школа делового администрирования
Публикации
2019 (№ 1-2)

Бакшеева И.В. САМОРЕАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Основные тенденции развития современной педагогики направлены на гуманизацию сферы образования. В центре внимания находится личность ученика, его индивидуальность, осуществление возможностей самовыражения и саморазвития, проявления креативности.

Социальный заказ современного общества направлен на развитие личности учащегося как активного субъекта своей жизнедеятельности. От образовательной организации требуется создание комплекса условий, который позволит учащимся раскрыть и реализовать свой внутренний потенциал, другими словами самореализоваться.

Самореализация – в иерархии потребностей А.Х. Маслу – высшее желание человека реализовать свои таланты и способности. Стремление человека проявить себя в обществе, отразив свои положительные стороны.

Процесс самореализации индивидуален и может осуществляться различными путями и в разных сферах деятельности, но именно учебная деятельность играет значительную роль в жизни школьника и служит важной сферой его самовыражения. По мнению психологов и учителей, внутренней причиной разочарований, неудач в учебе зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников.

Принципы для прогрессирующей самореализации обучающихся представлены на слайде.

А условиями необходимыми для эффективного развития личности младшего школьника, ее самореализации служат:

· Анализ знаний, умений учащихся;

· Причин затруднений в учебной деятельности;

· Составление индивидуальной оценочной шкалы, классифицирующей уровень развития учащихся;

· Объединение заданий по темам;

· Подбор заданий, стимулирующих интерес учащихся к познавательной деятельности;

· Использование заданий, способствующих самодиагностике и самопознанию младших школьников;

· Обеспечение активности и самостоятельности, учащихся в процессе выполнения задания; наличие заданий, способствующих формированию адекватного образа “Я”;

· Наличие заданий продуктивного характера; сопровождающихся опорными схемами и подсказками, которые требуют от учащихся письменных ответов;

· Выполнение заданий творческого характера (определение понятий; ответы на проблемные вопросы; подготовка сообщений и докладов; составление кроссвордов; загадок; написание сказок).

Для повышения профессиональной компетенции педагогов общеобразовательной организации возможно провести педагогические советы по темам, представленные на слайде. Формы проведения педагогических советов самые разнообразные: деловые игры, тренинги, представление опыта, мастер-классы и др.

Для родителей стало традиционным проведение классных тематических родительских собраний, темы по самореализации обучающихся могут быть самыми разнообразными. «Мы растим счастливого ребенка: объединение усилий семьи и школы в решении вопросов самореализации личности учащихся», «Портрет моего ребенка: учимся понимать своих детей», «Традиции семьи как форма самореализации личности ребенка».

Большое значение для самореализации учащихся также имеет их собственная активная жизненная позиция. В течение учебного года обучающиеся могут быть вовлечены в различные формы воспитательной работы, способствующие самореализации личности детей. Примерами таких мероприятий могут быть интеллектуальный марафон «Эрудит», конкурс- презентация для всех классных коллективов «Класс!». В школе разработаны и реализуются программа «Школьное самоуправление как фактор, способствующий самореализации личности учащихся».

А также, эффективными педагогическими средствами влияния на самореализацию выступают: коллективная творческая деятельность, система чередования традиционных поручений, включение родителей в жизнедеятельность классного коллектива, цикл занятий по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка.

Таким образом, нужно стремимся создать интегрированную модель образовательного пространства (школа, участники образовательного процесса, социальные партнеры), создаваемого специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении школьных лет.

Сведения об авторе

Бакшеева Ирина Владимировна, учитель начальных классов, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования г. Саяногорск средняя общеобразовательная школа № 5, Россия, г. Саяногорск.