Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Гусева П.А. АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ В 12-БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (АНГЛИЙСКИЙ, ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫКИ)

Гусева Прасковья Андреевна
учитель иностранных языков, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 369, г. Санкт-Петербург

Библиографическое описание: Гусева П.А. Алгоритм проектирования разноуровневых заданий в 12-бальной системе оценивания на уроках иностранного языка (английский, французский языки) // Современная начальная школа. 2020. № 13. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/13.pdf.

Алгоритм проектирования разноуровневых заданий в «12» бальной системе оценивания включает несколько этапов, это выполнение учащимися

· индивидуальных дифференцированных разноуровневых заданий;

· дифференцированных заданий с адаптацией;

· разноуровневых тестовых заданий;

· разноуровневых тематических контрольных работ

1. Индивидуальные дифференцированные разноуровневые задания применяются учителем на уроке иностранного языка совместно с самостоятельной работой. Задания направлены на проверку точности знаний, осознанности и прочности знаний. Для их выполнения достаточно выделить 5-10 минут.

При выборе учеником заданий разного уровня сложности учащиеся ориентируются на ту оценку, на которую они рассчитывают: 11 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.

Количество заданий в работе зависит от темы урока, уровня сложности, а также от индивидуальных особенностей и способностей ученика и времени для самостоятельной работы на уроке иностранного языка.

Отметка за выполненную работу может выставляться как учителем с учетом уровня выбранной сложности учеником, так и самим учеником, его родителем: при условии, если задание было выдано на дом.

Проведя самоанализ усвоенных знаний, учащиеся могут либо подтвердить умение выполнять задания своего уровня, либо предпринять попытку выполнить задание более сложного уровня. При получении отметки, не удовлетворяющей ученика, она не фиксируется. Учащемуся представляется разовая возможность повторного выполнения задания того же уровня после коррекционной (объяснительной) работы, проведенной с помощью учителя, родителя или самостоятельно.



Пример

Задание № 1.

Составь предложения из предложенных слов на французском языке

Оценка

Francais

Russian language

11

В школе Мими читает и пишет.

Это ластик.

Эмма играет в мяч.

10

В школе Мими читает и пишет.

Это ластик.

Эмма играет в мяч.

9

Это ластик.



Эмма играет в мяч.

8

Это ластик.



Эмма играет в мяч.

7

Это ластик.



Эмма играет в мяч.

6

Это ластик.



Эмма играет в мяч.

5

Это ластик.

4

Это ластик.



2. Дифференцированные задания с адаптацией применяются для обучения и проверки умения учащихся выполнять работу по образцу. Дидактический материал по иностранному языку имеет следующую конструкцию:

1) содержание задания, алгоритм и выполнение задания по нему;

2) содержание аналогичного задания для самостоятельного выполнения учеником по представленному образцу;

3) задание, которое нужно объяснить соседу по парте.

Работа предполагает решение школьником своей учебной задачи и его обсуждения с соседом, а также обсуждение объяснения решения задачи соседа (работа в парах). При этом выполняемые действия начинают автоматизироваться.

Материалы с заданиями такого типа целесообразно использовать для проведения коррекционной работы со «слабыми» учениками и индивидуальной работы с отсутствовавшими на предыдущих уроках учениками. Кроме этого, каждый ученик при желании во внеурочное время может отрабатывать алгоритм выполнения заданий более сложного уровня. Выставление отметок проводится учителем с учетом индивидуальных особенностей учащихся, т.к. основной функцией разноуровневых заданий является не столько контролирующая, сколько обучающая функция.

Для контроля усвоения теоретических знаний применяются адаптивные карточки с пропусками, которые должны быть заполнены учащимися в процессе первичного контроля усвоения универсальных учебных действий на уроках разбора нового и возможного повторения ранее изученного материала.



Пример

Упражнения по французскому языку для 2 класса

№1. Напиши перевод на русский язык.

Une balle

une pomme

яблоко

une table

une tasse



№2. Напиши предложения по-французски (пример в таблице):

Это яблоко.

Это мяч.

Это чашка.

Это стол.

C’est une table.



№3. Слово а значит «имеет». Переведи предложения (пример в таблице):

Lili a une tasse.

Papa a une table.

Capi a une balle.

У Капи есть мяч.

Nana a une pomme.



Оценка

Содержание к выполнению

Отметка о выполнении

11

Задание выполнено верно, без ошибок

10

Задание выполнено (возможна помарка)

9

Задание выполнено с 1 ошибкой

8

Задание выполнено с 1 ошибкой, помаркой

7

Задание выполнено с 2 ошибками, помаркой

6

Задание выполнено с 3 ошибками, помаркой

5

Задание выполнено с 4 ошибками, помаркой

4

Задание выполнено с 5 ошибками, помаркой



3. Разноуровневые тестовые задания.

Тест в данном случае – это разноуровневое задание для экспресс-контроля степени усвоения учащимися определенного учебного материала на иностранном языке с правом выбора правильного ответа из нескольких предложенных. Для учителя и учащихся такой вид работы очень удобен и эффективен. Во-первых, предлагая разноуровневые тесты, учитель обеспечивает достаточный интерес к работе и выполнение ее как слабыми, так и сильными учениками. Во-вторых, у школьников начальной школы вырабатываются устойчивые учебные действия, которые зависят от их возможностей и предпочтений. В-третьих, педагогу легко увидеть общую картину усвоения темы в классе. В-четвертых, в процессе сравнения результатов выполненной работы с эталоном учащийся обучается самооценке, самоанализу и исправлению ошибок, что является одним из важнейших направлений внедрения ФГОС.

Разноуровневые тесты целесообразно применять в качестве текущего контроля после изучения небольшого по объему учебного материала. Учащимся предлагается выполнить задание, расположенных по степени возрастания уровня их сложности за определенный отрезок времени. Для проверки работ используется само- или взаимоконтроль при сличении с правильными ответами. Вопросы о критериях оценивания работ и о выставлении отметок в журнал или дневник учащегося решаются учителем самостоятельно.

4. Разноуровневые тематические контрольные работы направлены на проверку всех качеств и уровней знаний. Время для выполнения работы – урок. При подготовке разноуровневых контрольных работ необходимо учитывать следующие требования:

- вариативность;

- дифференцированный характер (включать задания всех уровней усвоения);

- возможность добровольного выбора задания определенного уровня сложности;

корреляция заданий с оценками 11, 10, 9, 8 7, 6, 5, 4.

Пример





I. Give a title to each part.

(работа в группах)

4

Выбрано и выполнено 1 предложение с ошибкой

5

Выбрано и выполнено 2 предложения с ошибками

6

Выбрано и выполнено 2 предложения без ошибок



7

Выбрано и выполнено 3 предложения с ошибкой

8

Выбрано и выполнено 4 предложения с ошибкой

9

Выбрано и выполнено 4 предложения без ошибок



10

Выбрано и выполнено 5 предложений с ошибкой

11

Выбрано и выполнено 5 предложений без ошибок



a) Jen the Hen

b) The chickens

c) Pam the Cat

d) Tug the Dog

e) Chuck the duck

I. She has got 3 little yellow chickens: a son and 2 daughters. The chickens like to run and to jump. They are very nice. They live in Green Street.

________________________________________________________________

II. She is big and brown. She is a good swimmer. She lives near the lake.

________________________________

III. This is the Little Red Hen. Her name is Jen the Hen. She has got 3 friends: a cat, a dog and a duck. She lives in Green Street.

________________________________________________________________

IV. He is big, black and white. He lives in a doghouse.

________________________________________________________________

V. She is a big grey cat. She lives in Green Street too.

________________________________________________________________