воспитатель
МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 169" Г.ЧЕБОКСАРЫ
Изучение психологических особенностей агрессии дошкольников требует анализа представлений о природе агрессии и ее детерминантах, сложившихся в русле биологических, психологических и социологических концепций. Это, в свою очередь, диктует необходимость рассмотрения представлений о сущности агрессии, созданных в психологической теории и анализа современного состояния этого вопроса.
Достаточно широким является круг теорий и концепций, в которых рассматривается природа и проявления агрессивности. Человеческая агрессивность объективно относится к классу маргинальных явлений, которые могут быть изучены только при объединении усилий ряда научных дисциплин школ и подходов, как естественных, так и социальных.
На сегодняшний день среди ученых нет единого мнения по вопросу о том, что такое агрессия и как ее следует определять. Слово агрессия происходит от латинского «agressi», что означает «нападать».
Этимология слова происходит от имени эллинского божества Ареса – покровителя воинов и сражений, который наряду с разрушительными грозными силами имел и конструктивный аспект созидания.
«Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха и т.п.)» [8].
Феномен агрессивности изучался в русле многих теорий и подходов: психоаналитическом, гуманистическом, эволюционном, социобиологическом и т.д. Одно из наиболее ранних определений агрессивности было дано еще Аристотелем. Он понимал агрессию как враждебное поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред [2].
В мировой психологии зарубежные исследования по проблеме агрессии представлены более широко, чем отечественные. К тому же, они имеют более давние традиции, которые начали интенсивно складываться уже в первые десятилетия XX века в работах А. Адлера, З. Фрейда, А. Фрейд, К. Юнга, М. Кляйн, С. Шпильрейн и др.
Все многообразие западных исследований можно разделить на четыре группы. Первая включает теории психоаналитического направления. В них агрессивность трактуется как врожденное, инстинктивное свойство индивида (З. Фрейд, К. Лоренц, Мак-Дуголл и др.). Первую группу составляют работы основоположников психоэнергетической модели агрессии.
Вторую – теории и концепции, разработанные в русле бихевиорального направления, рассматривающие агрессивность как характеристику поведения, приобретаемую человеком во взаимодействии с другими людьми.
Представители третьей группы рассматривают агрессивность как неотъемлемое качество сознания человека. Так, А. Адлер считал, что различные формы агрессивного поведения порождаются «агонизирующим» сознанием.
К четвертой группе относятся взгляды представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Первый этап исследования агрессии связан с именем З. Фрейда и с именами других представителей психоаналитического направления (З. Фрейд, Г. Амман, Э. Фромм, С. Милгрэм).
В психоанализе были объединены теории, в которых агрессивность характеризовалась как врожденное, инстинктивное свойство человека. К нему относились: ортодоксальный, фрейдистский психоанализ, психоаналитическая концепция С. Шпильрейн, теория М. Кляйн, а также близкие к ним этологические теории (К. Лоренц) [3].
З. Фрейд один из первых превратил агрессию и агрессивность в объект научного исследования, став основоположником психоэнергетической модели агрессии. Источником агрессивного поведения З. Фрейд считал Танатос, то есть инстинктивное влечение к разрушению и смерти. Эта концепция отражена в поздних работах З. Фрейда. В ранних работах он утверждал, что все человеческое поведение проистекает из эроса или инстинкта жизни. В этом контексте агрессия рассматривалась им как реакция на блокирование либидозных импульсов [4].
Вопрос об изначальной природе человеческой деструктивности был поднят С. Шпильрейн. Ее идея сводилась к тому, что во всяком акте созидания содержится процесс разрушения, то есть инстинкт самовоспроизведения включает в себя два равных компонента – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Понадобилось длительное время, чтобы концепция С. Шпильрейн была признана психоаналитиками и даже З. Фрейдом, который пытался понять сущность взаимосвязи между Эросом и Танатосом. Он утверждал, что человеческое поведение – это результат их постоянного взаимного напряжения. Он считал, что Танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других [5].
Г. Амон – один из самых известных психоаналитиков нашего времени – усматривает в изначальной функции агрессии гуманную основу. По его мнению, открытость ребенка миру, его стремление к познанию его, овладению им есть не что иное, как конструктивная агрессия, несущая положительный заряд для установления контактов. Но под деструктивным воздействием семьи (или обстоятельств) конструктивная агрессия становится деструктивной. Она может быть направлена как наружу (сексуальные извращения, преступность и т.д.), так и внутрь (депрессия, самоповреждения, суицид).
Деструктивная агрессия, в отличие от конструктивной, выражается в разрыве всяческих контактов и социальных отношений. Так или иначе, но эта концепция лежит в русле идей З. Фрейда об агрессии как о проявлении стремления к смерти.
Но с таким подходом к агрессии согласны далеко не все психоаналитики. Многие известные авторы независимо друг от друга пришли к заключению, что деструктивная агрессивность все же не обладает чертами, которыми характеризуются влечения, в том числе и к смерти.
Многие психоаналитики отходили от жестких фрейдовских схем и рассматривали не только биологическую, но и социальную природу агрессии.
Своеобразная трактовка агрессивности имела место у А. Адлера. Согласно его подходу, агрессивность – неотъемлемое качество сознания человека. Он считал, что различные формы агрессивного поведения порождаются «агонизирующим» сознанием. Им выделялась открытая и закрытая формы агрессии, вплоть до хвастовства, цель которой состоит в символической реализации собственного могущества и превосходства [1].
А. Адлер считал, что агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы, которые связаны с унижением и причинением боли. Это различные ритуалы, обряды, конвенционные формы наказания. Ответную агрессию он считал естественной сознательной или бессознательной реакцией человека на принуждение, вытекающей из желания быть субъектом.
Доброкачественная агрессия рассматривалась им как биологически адаптивная форма поведения, которая способствует поддержанию жизни, связана с защитой витальных интересов и представляет собой реакцию на угрозу этим интересам. Она заложена в филогенезе и свойственна человеку и животным. Ее следствие – устранение либо угрозы, либо ее причины.
Практическое разведение доброкачественной и злокачественной агрессии необходимо для решения проблемы объективизации сферы витальных интересов человека, что оказывается достаточно сложной задачей, так как наука еще не дала бесспорного перечня витальных интересов
Сопоставление психоаналитических теорий дает возможность прийти к выводу о том, что агрессия – неотъемлемая часть человеческой природы, что она в той или иной форме будет проявляться в поведении, общении и других видах деятельности человека.
А. Басс обращается к проявлениям темперамента, влияющим на развитие агрессивности, причисляя к ним импульсивность, интенсивность реакции, независимость, уровень активности.
Формы проявления агрессии по А. Бассу – А. Дарки:
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятие, угрозы). Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести [4].
Представители гуманистической психологии предлагают качественное преобразование агрессии. Так, А. Маслоу первым фактором избавления от агрессии считал движение к зрелости личности (самоактуализацию). Согласно его представлениям, по мере личностного развития, в процессе приобретения человеком внутренней свободы присущая ему агрессивность все чаще начинает проявляться в виде праведного возмущения, которое постепенно и становится способом самоутверждения.
В качестве второго фактора успешной борьбы с агрессией он рассматривал правильно организованные социальные институты, которые должны снижать вероятность проявления агрессии. В этой связи особую значимость приобретает изучение агрессивности личности, одинаково сильно проявляющейся в различные периоды ее жизнедеятельности [6].
Деятельностный подход в изучении агрессивности представлен взглядами и разработками, в основном, отечественных ученых (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Б.М. Теплов, В.С. Мерлин и др.).
Отечественные исследования агрессии разворачивались по следующим направлениям:
- выявление взаимосвязи агрессии и противоправного поведения (О.Ю. Михайлова, Д.В. Ольшанский, Ф.С. Сауфанов, С.Л. Соловьёва);
- поиск методов и средств социальной профилактики агрессивности (Г.А. Аванесов, Ю.Е. Иванова, Н.А. Ратинова, Е.В. Харитонова);
- определение закономерностей формирования агрессивности и соответствующего поведения на различных этапах онтогенетического развития (С.Б. Дохолян, Н.А. Дубинко, Ю.В. Егошкин, Ю.Б. Можгинский, Л.М. Чепелева);
- влияние агрессии на суицидальные проявления (А.Г. Амбрамова, О.А. Гильбург, Н.В. Конончук, А.М. Красильников, С.В. Цыцарев) и многие другие.
В исследованиях, выполненных в ряде последних десятилетий, одним из факторов, усиливающих агрессивность человека, признается анонимность и связанная с ней деиндивидуализация. В подобных состояниях могут усиливаться положительные аспекты и способности личности, которые до этого были подавлены.
Деиндивидуализация, то есть лишение личности индивидуальных черт является следствием анонимности человека. Призывники, которые идут в армию, в определенной мере оказываются одинаковыми, анонимными и деиндивидуализированными (им обривают волосы, требуют одинаковых стилей поведения и т.д.).
К деиндивидуализации приводит тюремное заключение, где осужденным присваивают определенные номера, что еще больше усиливает анонимность и склонность к агрессивности. Таким путем эти люди компенсируют свою анонимность и лишения (депривацию), особенно удаленность от рычагов власти. Агрессивными чаще всего являются фрустированные люди, маргиналы и рвущиеся к власти и богатству [7].
На основе вышеизложенного можно заключить, что на сегодняшний день среди ученых нет единого мнения по вопросу о том, что такое агрессия и как ее следует определять. До настоящего времени не сложилось единой точки зрения относительно ее природы, причин и возможностей преодоления. Достаточно широким является круг теорий и концепций, в которых рассматривается природа и проявления агрессивности. Большинство авторов полагает, что хотя агрессия и имеет биологические корни, ее асоциальные проявления не являются неизбежными.
Таким образом, анализ имеющихся исследований позволяет сделать вывод, что поведение может считаться агрессивным, если имеют место губительные для жертвы последствия или когда нарушены общепринятые нормы. Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание. Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, на устранение условий, способствующих проявлению агрессии.
Современные исследователи характеризуют агрессию как мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносит вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносит физический ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Список использованных источников
1. Бучкова, А. И. Агрессивность, жадность, лживость и другие подводные камни воспитания / А. И. Бучкова // Дошкольное воспитание. – 2017. - №12. – С. 49-56.
2. Верхотина, Е. А. Возникновение агрессии у детей дошкольного возраста / Е. А. Верхотина // Наука, образование, общество: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2016 г. Часть 4. - 2016. – С. 26-28.
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 199 с.
4. Красноперова, Ю. А. Педагогические условия предупреждения агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей: Дис.... канд. пед. наук.: 13.00.01 / Ю. А. Красноперова. – Уфа, 2005. – 215 c.
5. Кулганов, В. А. Причины и особенности агрессивного поведения дошкольников / В. А. Кулганов // Дошкольная педагогика. – 2016. - №10. – С. 46-49.
6. Мусина, О. И. Психолого-педагогические аспекты использования игровой деятельности в процессе коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста / О. И. Мусина // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 93-95.
7. Плаксина, Н. И. Предпосылки формирования агрессивного поведения у детей дошкольного возраста / Н. И. Плаксина, А. А. Сорокина // Теория науки. – 2014. - №1. – С. 58-62.
8. Фокина, А. И. Проективная рисуночная методика «Кактус» / А. И. Фокина // Справочник педагога психолога. Детский сад. – 2017. - №3. – С. 32-39.