Высшая школа делового администрирования
Конференции
Январь 2023

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Новикова Галина Анатольевна
воспитатель
МБОУ "ЦО № 13 им. Е. Н. Волкова", г. Тула

Ребёнок приходит в мир…

Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее воспитатель должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками, со взрослыми.

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера.

Взрослые ведут ребёнка по пути познания мира во всём его разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребёнком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры. Игра для ребёнка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Играя, ребёнок переживает громадную радость, а в условиях радости развитие ребёнка идёт более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребёнок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, фантазию.

Ребёнок должен играть! Вот тут- то нам в помощь и приходит русский фольклор. Каждую потешку, прибаутку, приговорку и прочее мы с ребёнком обязательно обыгрываем вместе.



Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому ещё задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к воспитанию наших истоков – русской народной культуры.

Дети любят играть, так как в игре прежде всего каждый ребёнок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Для воспитателя важен девиз: «Ни дня без игры». Ребёнок как губка впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор организованно входит в повседневную жизнь малыша.

Какова же методика работы с использованием детского фольклора?

1. Прежде всего, взрослый должен хорошо знать текст, выразительно его исполнить и, если требуется, ярко изобразить то, о чём говорится.

2. Ребёнок сначала повторяет движения, глядя на взрослого, подражая ему (текст усваивается довольно быстро). Дети говорят текст все вместе, поэтому надо сразу учить их выразительности речи: уметь выделять наиболее важные слова, т.е. ставить логические ударения. Ребёнок задаёт вопросы, отвечает на них; учится в зависимости от голоса менять силу голоса (громко-тихо), мелодику фраз (низко говорит медведь, высоким голосом – птичка и т. д.)

А движения дети показывают каждый по-своему: кто копирует взрослого, а кто находит и свои яркие краски для передачи образа.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребёнка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребёнка становится более интересной и содержательной.

3. Чтобы шло равное развитие правшей и левшей, правой и левой руки, на одном занятии, не откладывая до следующего, даются движения одной рукой, потом другой.

4. Если необходимо знать, как каждый ребёнок конкретно усвоил текст и движения, используется считалка или дети отвечают по желанию.

5. Если текст позволяет можно использовать ложки как ритмический аккомпанемент. Например, одни дети показывают, как бегут лошадки, а другие стучат ложками, изображая цокот. Для этого надо одну ложку положить на ладонь щёчкой вверх, а щёчкой другой ложки ударять по ней. Получается глухой звук, который может быть то громче, если лошадка близко, то тише, если лошадка ускакала далеко. Иногда дети ритмично проговаривают текст и в такт стучат ложечками. Детям нравится игры с ложками, а для взрослых это важный момент, развивающий у малышей чувство ритма.

6. В детском фольклоре на одну и ту же тему есть много потешек, прибауток и прочее. Чтобы у детей был стойкий интерес к движению, пока они его не усвоили, рекомендуется давать на одну тему разные тексты (например, обращение к солнцу, дождю). Неоднократное повторение ведёт к прочному к усвоению материала.

7. Произведение детского фольклора предпочтительно использовать комплексно. Например, перед играми с пальчиками загадываем про них загадку; или перед игрой в «Зиму» загадываем не только загадку про неё, но ещё и говорим пословицы, поговорки о зимних явлениях.

8. Распределение ролей в играх должно быть справедливым, а не только зависеть от желания ребёнка или взрослого. Тут пригодятся считалки. У детей должен быть стимул их запоминать и использовать в самостоятельной организации и проведении игр.

Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительный движений. Детям фольклор близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор. Детский фольклор воспитатели могут использовать в индивидуальных и групповых занятиях, в часы досуга, на праздниках.

Игры с народным словом нужны и в музыкальном воспитании, так как они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.



А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.