Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2021 (№ 17-31)

Никерова Т.К. HARD И SOFT SKILLS БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Библиографическое описание:
Никерова Т.К. Hard и soft skills будущего учителя начальных классов // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.

В современной профориентации, на тренингах и в статьях по педагогике встречаются такие американские термины, как "hard skills" и "soft skills". Термины hard и soft skills берут начало в военном деле. В 1959 году армия США начала разрабатывать научно обоснованный подход к подготовке военнослужащих. В ходе разработки исследователи выявили важность для военнослужащих не только профессиональных навыков (hard skills), но универсальных компетенций (soft skills), которые не поддаются планомерному обучению. После того, как термины прижились в военной науке и психологии, они перешли в свободное употребление в сфере бизнеса. Сегодня в вакансиях, в том числе на русском языке, можно встретить вместо разделов "профессиональные навыки" и "личные качества" - hard skills и soft skills. В профессии учителя необходимы в равной степени оба вида навыков, так как от соискателя требуется набор профессиональных навыков, а также коммуникабельность, организованность, терпеливость, доброжелательность, так как учитель работает с людьми. Современные условия образования, востребованность компетентностного подхода, а также стандарты WorldSkills требуют от системы профессионального образования изменений не только в содержании профессиональной подготовки, но и в методах контроля и оценки hard skills и формирования soft skills будущих учителей[1]. Да и демонстрационные экзамены, позволяющие выпускникам продемонстрировать свои навыки в смоделированной профессиональной ситуации, уже становятся привычными. В статье мы остановимся на нашем опыте развития профессиональных навыков и личных качеств в ходе освоения профессионального модуля «Классное руководство» на специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах.

Корректировка программы профессионального модуля проходит ежегодно и включает в себя изменения учебных часов в соответствии с изменениями учебного плана, а также обновление содержания разделов и тем модуля. Изменения в содержании связаны и с появлением современной литературы, и с новыми жизненными условиями. Например, раздел «Взаимодействие образовательной организации с семьей, лицами, заменяющими родителей, педагогическим коллективом» обогатился практическими занятиями по телефонному, а в нынешнем году и по цифровому этикету в общении с родителями. На этих занятиях студенты моделируют ситуации, осваивают правила продуктивного заочного общения классного руководителя и родителей. Это позволяет будущим учителям быть в курсе современных изменений практики образования.

2020 год на время пандемии перевел воспитательную работу в дистанционный формат, это породило новые формы воспитательной работы со школьниками. Дистанционный классный час, безусловно, должен отличаться от традиционного, проводимого очно в классном кабинете. Содержание темы «Классный час как форма организации воспитательного процесса» пришлось обновлять в кратчайшие сроки, так как студентам предстояла производственная практика, которую, как подтвердились наши прогнозы, пришлось проводить дистанционно, поскольку проведение практики в обычном формате не могли обеспечить соответствующие эпидемиологические условия. Отметим, что формат дистанционного классного часа был освоен будущими учителями на достаточном технологическом уровне: на практике применялись демонстрация презентаций, видеофрагментов, разработанные студентами интерактивные задания, было заметно свободное владение информационными технологиями.

С другой стороны, набирающее силу движение «Молодые профессионалы» и стандарты WorldSkills выдвигают новые требования в подготовке специалистов. Особую рамку задает демонстрационный экзамен как форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:

· моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;

· независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;

· определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями» [2].

Студенты нашей специальности сдают демонстрационный экзамен с 2018года. В предлагаемых комплектах оценочной документации есть коды, оценивающие вид профессиональной деятельности - классное руководство. Они включают:

· Решение педагогической ситуативной задачи

· Проведение обучающего интерактива для родителей по решению ситуативной педагогической задачи.

Данные виды заданий потребовали существенного изменения не только содержания изучаемых тем, методов преподавания, а также формы промежуточной аттестации.

Решение педагогической ситуативной задачи было включено в содержание практических занятий, в учебную практику по модулю и стало частью дифференцированного зачета по МДК «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя».

В 2018году форма проведения квалификационного экзамена была нами изменена, был сделан акцент на деятельностный формат, где студент сможет продемонстрировать компетенции в ходе активного взаимодействия с волонтерами. Тип задания и его тема определяются в результате жеребьевки.

Типово
е задание №1:


разработайте план-конспект родительского собрания с включением интерактивных форм взаимодействия, определите цель и задачи интерактивного взаимодействия, продемонстрируйте умение организовать интерактивное взаимодействие с родителями в ходе родительского собрания.

Типов
ое задание №2:


разработайте план-конспект классного часа с включением интерактивных форм взаимодействия, определите цель и задачи интерактивного взаимодействия, продемонстрируйте умение организовать интерактивное взаимодействие с учащимися в ходе классного часа.

Условия выполнения задания: экзамен проводится в учебной аудитории, студент может пользоваться: нормативными документами, периодическими изданиями, методическими материалами портфолио, интернет-ресурсами.

Лимит времени на выполнение задания: 1 час 30 минут

Лимит времени на представление задания: 10 минут

Таким образом, деятельностная форма контроля позволяет не на словах, а на деле, в условиях смоделированной профессиональной ситуации продемонстрировать hard skills и soft skills.

Проведенный анализ результатов экзамена позволяет выделить среди сильных сторон высокий уровень демонстрации профессиональной деятельности: умение разрабатывать конспект, организовывать, доносить информацию до участников интерактива, умение мотивировать и создавать эмоциональный фон. Слабыми сторонами являются недостаточное использование студентами интерактивного оборудования в ходе демонстрации интерактива.

Библ
иографический список


1.

ht
tps://proforientator.ru/publications/articles/chto-takoe-hard-i-soft-skills-v-chem-raznitsa-chto-vazhnee.html

2.

https://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html