старший воспитатель
МАДОУ № 35 р. п. Приютово муниципального района
Белебеевский район Республики Башкортостан
В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как LEGO-конструирование. Причины такого активного вхождения LEGO-конструирования в дошкольное образование связаны с тем, что LEGO-конструкторы спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. LEGO-конструирование позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, формировать познавательные действий, развитие воображения и творческой активности, умение работать в коллективе. Практика показала, что наборы LEGO-конструкторов имеют ряд определенных преимуществ перед другими средствами обучения, развития и коррекции:
- LEGO-конструктор безопасен: ребенок может играть с поделками, ощупывать, не рискуя испортить.
- LEGO-конструктор и ребенок максимально мобильны - можно играть на столе, на полу, на ковре. Вне зависимости от навыков у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции. Он находится в ситуации успеха.
- Разнообразие LEGO- конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста.
Дети во второй младшей группе знакомятся с основными деталями и способами крепления деталей.
В средней группе дети закрепляют навыки работы с конструктором, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте они не только учатся работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. В этом возрасте добавляется конструирование по замыслу.
Дети старшей группы способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
В подготовительной группе формирование умения планировать постройку при помощи LEGO -конструктора становится приоритетным. Дети свободно выбирают стратегию работы, проверяют выбранный ими способ решения задачи и его исправления.
Внедрение образовательной робототехники в нашем детском саду происходит посредством интеграции во все образовательные области как в совместной организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей в течение дня. В связи с этим в каждой возрастной группе детского сада оборудованы и оснащены центры по LEGO-конструированию. Где в свободном для детей доступе находятся наборы LEGO - конструкторов, аналоги LEGO, схемы для сборки конструкций. На сегодняшний день наши дошкольники играют с конструкторами LEGO DUPLO городская жизнь, большая ферма, семья, зоопарк, а также в мелкое LEGO, конструкторы ТИКО, ЁЖИК, магнитные конструкторы Магформерс.
Работу по формированию у детей навыков конструирования педагоги строят поэтапно - от простого к сложному. Начиная с простых конструкций и заканчивая подвижными конструкциями дети в игровой форме с интересом осваивают разные механизмы. С 2019 года в нашем детском саду реализуется программа дополнительного образования технической направленности «Построй свою историю». Она направлена на развитие технического творчества детей и формирование научно - технической профориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Воспитатели, реализующие данную программу дополнительного образования, предварительно прошли курс повышения квалификации в Институте развития образования Республики Башкортостан по теме: "Современные подходы робототехники и LEGO-конструирование в ДОО". Занятия по дополнительному образованию проходят в специально оборудованном кабинете дополнительного образования, где имеются все необходимые наборы конструкторов разного вида и сложности их сборки.
Обучение LEGO-конструированию состоит из 3 этапов: установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие.
При установлении взаимосвязей дети получают новые знания на основе личного опыта, расширяя и обогащая свои представления. Дошкольники знакомятся с научной или инженерной проблемой, определяют направление исследований и рассматривают возможные решения.
Новые знания лучше усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с LEGO-конструкторами базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В задании на данном этапе приведены подробные пошаговые инструкции. При желании отводится время для усовершенствования предложенных моделей или для создания своих собственных.
Осмысливая проделанную работу, дети углубляют, конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В данном разделе дети оценивают возможности своих моделей, придумывают сюжеты игры, разыгрывают сюжетно-ролевые ситуации, задействуют в них свои модели.
На занятиях по «LEGO-конструированию» поддерживаются все виды детской инициативы, познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности. Длительность продуктивной деятельности с детьми варьируется в зависимости от ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начиная работу с того места, где закончил. Как правило, LEGO-конструирование завершается игровой деятельностью, ведь используя детали не одного, а двух и более наборов LEGO, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры. Дети используют LEGO-конструкции в сюжетно-ролевых играх, в играх — театрализациях, в создании LEGO-мультфильмов. В результате реализации программы дополнительного образования «Построй свою историю»:
- дети способны выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в паре);
- дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместном конструировании, техническом творчестве;
- дети достаточно хорошо владеют устной речью, способны объяснить техническое решение, могут использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
- у детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими при работе с LEGO -конструктором;
- у детей активно развиваются математические способности (в ходе пересчета деталей, блоков, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину); совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
- у детей появился устойчивый интерес к LEGO-конструированию
Показательным занятием дополнительного образования «Построй свою историю» стало занятие в старшей группе компенсирующей направленности воспитателя Болдыревой Алевтины Владимировна на тему: «Создание и использование LEGO-мультфильмов в современном образовательном процессе ДОУ». На занятии дети увлеченно обыгрывали предварительно построенный сюжет к мультфильму, распределяли роли кинооператора и звукорежиссера, озвучивали героев и учились снимать на видео фрагменты своего мультфильма. В результате дети получили большой запас знаний и умений в создании мультфильма и восторг от полученного результата.
Воспитатель Муллагалеева Гульшат Гимазетдиновна в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности №8 провела открытый показ образовательной деятельности по дополнительному образованию «Детская площадка глазами детей», в ходе которой были использованы конструкторы LEGO, ТИКО и ЁЖИК, что стимулировало практическое и интеллектуальное развитие детей. Дети работали творческими группами, с увлечением строя оборудование детской игровой площадки. В завершении построенные конструкции были объединены в одну игровую детскую площадку, которая в дальнейшем пригодилась для сюжетно-ролевой игры «Легоград».
Исходя из всего выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что появившийся у наших детей устойчивый интерес к LEGO-конструированию поспособствует дальнейшему их интересу к моделированию и робототехнике. Ведь, за робототехникой стоит будущее!