Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Бурцева Л.П. ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ КНИГ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Библиографическое описание:
Бурцева Л.П. Повышение интереса к чтению книг в младшем школьном возрасте // Современная начальная школа. 2021. № 17. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/17.pdf.

Вот уже больше десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире), к сожалению, не стала исключением.

Правда, если казалось очевидным, что читать необходимо, то сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

Чтение несет в жизни культурного человека сразу несколько важнейших функций. Наиболее очевидная (но отнюдь не единственная) из них – познавательная. Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.

Другая, еще более значимая функция литературы – воспитательная. При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с себе подобными. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры исподволь помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или хотел воспринять из родительских уст.

Что мешает чтению детей?

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Первоклассники не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

КОМПЬЮТЕР

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой - дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Возьмите под строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.

Но помните, нужно использовать ИКТ в повышении интереса к чтению книг проводив интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомим детей с писателями и их произведениями и т. Д.

ТЕЛЕФОН.

Сегодня невозможно представить себе человека, который не пользуется мобильным телефоном. А ведь еще каких-то 25-30 лет назад это устройство было огромной роскошью. Мобильный телефон с широчайшим набором функций, красивым дизайном, малым весом…

Мобильный телефон – это средство связи, которое в наше время есть практически у всех: у детей, подростков, взрослых, пожилых людей. новые функции далеко не всегда приносят пользу, а возможно даже наносят вред организму человека. В смартфонах много разных интересных игр, фильмов от которых дети не могут оторваться. Зачем читать книги, когда в телефоне можно увидеть мультфильм? Это большая проблема.

Когда ребенок смотрит в экран смартфона, его организм испытывает мощнейшую нагрузку. Можно с уверенностью сказать по зрению у детей, заканчивающих школу практически нет ребят с нормальным зрением. Год от года идет нарастание нейродегенеративных процессов центральной нервной системы, которые тоже связаны с действием этих факторов. Пол воздействием электромагнитного поля по-другому формируется нервная система. Когнитивные функции угнетаются. А это значит, что задачки ребенок решает хуже, сочинение пишет хуже, тексты запоминает хуже.

Все мы знаем, что успешная самостоятельность в учении детей не мыслима без беглого чтения. А навык этот формируется постоянной тренировкой чтением вслух. Тот, кто любит книгу, хорошо читает и рассказывает, грамотно пишет, легко усваивает программный материал. Книга учит понимать жизнь, людей, обогащать духовный мир читателя. Чтение книги, в детстве, остаётся в памяти чуть ли не на всю жизнь взрослых людей. Книга должна стать тропинкой, которая ведёт к вершинам умственного, нравственного и эстетического развития.

Чтением детей надо умело руководить. Надо помочь ребёнку встретить свою книгу, когда мысли и слова героев книги отозвались бы эхом в сердце ребёнка и вызвали у него желание ещё и ещё перечитывать любимые страницы.

Что я делаю, чтобы повысить интерес детей к чтению?

1. Провожу в классе неделю Книги и конференцию «Читаем всей семьей».

Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены. В неделе Книги проводятся различные конкурсы, КВН, викторины, конкурс рисунков, выпуск газеты, защита проекта, в которой участвуют все члены семьи. Проводится читательская конференция «Читаем всей семьей». Безусловно, интерес к чтению повышается, т.к. семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения. Все члены семьи с удовольствием и с большим интересом участвуют в неделе.

2. В школе проводим игру "Тобулла5астар". (Знатоки)

Сначала подбираем интересные и развивающие книги. Детям дается список книг для чтения и через некоторое время проводится игра "Тобулла5астар" (Знатоки) по прочитанным книгам. Дети с радостью участвуют в этой игре. Игра командная, поэтому идет обсуждение прочитанной книги. Книги, которые предлагаются детям для самостоятельного изучения, должны быть тщательно подобраны в соответствии с интересами и уровнем развития юного читателя.

3. Проект «Интересная книга»

Дети готовят презентацию о своей любимой книге. Им помогают родители. Цель участника проекта: рассказать о своей книге так, чтобы другие дети тоже захотели прочитать эту книгу. Дети очень стараются, долго готовятся, т.к. предстоит выступить перед аудиторией.

4. Провожу читательскую конференцию "Моя любимая книга", в которой участвуют родители. Родители рассказывают о своих любимых детских книгах. О тех самых старых книгах, прочитанных в школьные годы и о совсем новых увлекательных книгах своих детей. Это вызывает очень большой интерес у детей. Дети, которые регулярно видят, что книга постоянный спутник их отца и матери, рано или поздно заинтересуются ими и начнут читать безо всяких понуканий.

5. Игра - основа чтения. В игре нет никакого принуждения, напротив, очень высокая мотивация и эмоциональная насыщенность информации. Поэтому то, что усвоено в игре, надежно закрепляется в сознании и входит в золотой запас ребенка. Играя, ребенок учится без стресса и страха!!! Вот некоторые из них:

"Игра в Карлсона" или в Красную шапочку, Серого волка, кота Матроскина и т.д.- это совместное фантазирование и проигрывание в обыденной жизни придуманных эпизодов из жизни любимых героев. Не забываем все время „советоваться" с любимой книжкой. Она должна быть под рукой.

"Сочинение сказки" Сочинять сказки не так-то просто, но чрезвычайно интересно. Можно напечатать сказку, снабдить ее иллюстрациями. Все дети активно участвуют в этом процессе. Но лучше создавать книгу вручную. Каждый день по страничке.

6. Литературно-музыкальные композиции. Через стихотворения, переложенные на музыку и песни учащиеся более близко и подробно знакомятся, изучают и запоминают произведения, самих писателей и поэтов. Композиции пишу по темам или по юбилейным датам наших любимых писателей.

7. Конкурсы на лучшее чтение стихотворений об осени, зиме, весне, любимого детского поэта.

8. Театрализованные инсценировки

9. Использование компьютерных технологий в учебной и внеклассной работе позволяет значительно повысить эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. С использованием ИКТ можно проводить интересные, познавательные игры, викторины, различные диспуты, знакомить детей с писателями и их произведениями и т. д. Созданы игры-занятия, которые способствуют развитию познавательного интереса, развивают мышление, воспитывают интерес к книге. Они могут быть использованы на уроках и во внеурочное время.

Обобщив собственный опыт и опыт коллег поняла, что необходимо выстроить систему внеклассных занятий и внеурочной деятельности, которые повышают интерес к чтению книг:

Внеклассные занятия.

Часы общения с книгой.

Библиотечные часы.

Выставки книг

Экскурсии в музеи.

Конкурсы сочинений и рисунков.

Конкурсы чтецов стихотворений.

Инсценировки

Неделя Книги

Читательские конференции

Литературно-музыкальные композиции

Дидактические игры.

Работа с родителями

Использование компьютерных технологий.

Данная система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности. Также позволяет развить речь учащихся, повышает учебную мотивацию детей, воспитывает грамотного читателя, и, главное повышает интерес к чтению книг.

Читающая среда должна быть создана, прежде всего, в семье, т.к. привитие детям интереса к чтению на 90% зависит от родителей.

Многие родители не знают, что читают их дети и не интересуются, какими книгами они увлекаются. Родители в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания. Сами же школьники предпочитают покупать сканворды, комиксы.

Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность.

Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей творческому чтению способны только люди творческие, сами испытавшие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором.

Когда учитель и библиотекарь — единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.

В своё время Дидро справедливо утверждал:

“Люди перестают думать, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению”.

Чтение — это двигатель познания жизни. Книга, особенно умная и добрая, добавляет оптимизма и учит размышлять, изменяет жизнь.

Существует много методик обучению чтению. Но главное, о чем мы должны помнить, не превращать чтение в неприятную обязанность, не сравнивать ребенка с соседским мальчиком, который давно сам читает, ни в коем случае не ругать, если что-то не получается. Это только затормозит процесс. Но можно процесс обучения обыграть, превратить в праздник, в увлекательную игру.

Благодаря книге перед ребенком открывается целый мир, о котором он еще почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания, позволяя малышу узнать о том, что ему, возможно, даже не придется никогда увидеть.От того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Книга воспитывает и формируетнравственные качества личности, духовный мир школьника, так как через неё происходит передача нравственных ценностей и норм от одного поколения к другому поколению.