социальный педагог
ОГБУСО "СРЦН Братского района"
Гражданско-патриотическое воспитание детей является ключевым фактором развития современной России, обеспечение духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Огромное значение в социальном и духовном развитии человека имеет патриотизм. В нём объединены духовно – нравственное и историко-краеведческое, гражданско-правовое и социально – патриотическое, военно-патриотическое и спортивно-патриотическое, а также, культурно-патриотическое направления.
Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. В связи с этим, в нашем Центре ведущую роль в патриотическом становлении подрастающего поколения возлагается на педагогический состав. Основная задача педагога - возрождение духовных традиций России, с определением таких понятий как: Родина, ее история, ее культурное наследие, патриот, гражданин и так далее. Патриотическое воспитание - целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания. Дети, оставшиеся без надзора родителей, с раннего возраста сталкиваются с негативными сторонами нашего общества, практически не обладают чувством любви к Родине и гордости за неё. У них отсутствует чувство эмпатии, потребность помогать кому-то, уважать старшее поколение и быть ему за что-то благодарными. Они почти не знают и не проявляют желания знакомиться с историей нашей страны. Именно на формировании чувства любви к своей стране и народу основана система гражданско - патриотического воспитания в нашем Центре. Основная цель гражданско – патриотического воспитания состоит в формировании гражданственности, любовь к Родине и ее гражданам, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, становление гражданственности, как качества личности. Воспитание бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, любви к малой Родине, к своим родным местам. Формирование у детей знания и представления о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Эта цель достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, писателей, конструкторов, художников, актеров и др.
В настоящее время в центре сложилась определенная система патриотического воспитания, которая включает различные направления для формирования чувства патриотизма. Регулярно проводятся мероприятия, занятия, беседы, посвященные Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью этих занятий является раскрытие воспитанникам смысла понятия «любовь к Родине», воспитание чувств уважения и любви к Отечеству.
В течение трех лет - гражданско-патриотическое воспитание было моей темой углубленной работы. За это время было проведено множество мероприятий, таких как:
1.Беседы
Примерные темы бесед, использованные в работе:
«Ко дню памяти А.С. Пушкина»
«Время первых»
«Кто такой гражданин? Что такое общество?»
«Я-Личность»
«Воспоминания о войне»
«Символика Иркутской области»
Цикл занятий «Знакомство с героями военных лет: З.И. Рыбкина-Воскресенская», «Знакомство с героями военных лет: Ф.А. Астахов» и др.
Беседа включает в себя задачи по формированию гражданско-патриотических представлений детей; разъяснению норм и правил поведения в обществе.
2.Викторины
Примерные
темы викторин, использованные в работе:
«Великие русские писатели»
«Правила поведения в общественных местах»
«Юный патриот»
«Город Братск- Мой край родной»
«Фильмы о войне»
«Великие деятели России» и др.
Викторина помогает детям приобрести необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
3.Экскурсии
Темы экскурсий:
«Памятные места родного города»
«Окно в эпоху»
Онлайн экскурсия в Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня им. О. Леонова»
Онлайн экскурсия в архитектурно-этнографический музей «Тальцы»
Благодаря экскурсиям, дети ближе узнают историю своей страны, культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей, наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.
4.Акции
Темы акций:
«Маленькие памятники большой Победы» (сезонная уборка памятника Неизвестному солдату)
«Письмо солдату»
«Георгиевская ленточка»
Концерт ко дню пожилого человека
Концерт ко дню Великой победы
Участие в акциях носят более творческий характер, дети могут реализовать свои творческие фантазии, высказать свое видение темы и предлагать свои варианты работы. Участие в акциях, безусловно, положительно влияет на работу детского коллектива и формирует интерес к истории русского народа и уважение к памятным событиям свое родины.
5.Спортивные мероприятия
Темы мероприятий:
«Турнир по настольному теннису»
«Турнир по шашкам»
Легкоатлетическая эстафета, посвящённая Дню Победы
Военно-спортивная игра «Зарница»
Товарищеские встречи по волейболу и др.
Спортивные мероприятия осуществляются в нашем центре через различные формы массовой работы, и каждая из них выбирается в соответствии с учетом возрастных и психологических особенностей, интересов детей, а также с использованием различных методов.
Только активное вовлечение детей в подготовку и участие в мероприятиях помогает становлению патриотического сознания. Поэтому главная задача педагога как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином, воспитать любовь и уважение к родному дому, семье, формировать чувство гордости за достижения людей и страны в целом. Поэтому тема гражданско-патриотического воспитания в нашем центре занимает центральное место в работе педагога.
Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.
Литература1. Карбанович О.В., Лупоядова Л.Ю., Якимович И.Г. Методика и технология гражданско-правового образования: Методическое пособие Брянск-Курсив, 2012. 171 с.
2. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы: пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. – М.: АПК и ПРО, 2001.
3. Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.