тьютор
ГБОУ школа-интернат № 37, г. Санкт-Петербург
Профессия – «тьютор»
У слова «тьютор» интересная судьба. Оно ворвалось в лексикон российских педагогов в конце прошлого века и долгое время оставалось «непонятным». Постепенно профессия тьютора стала осваиваться на просторах педагогической деятельности и особенно, она востребована в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями. Его значение в концепции образования с течением времени изменялось в разных странах и культурах.
В сегодняшнем понимании, тьютор (от анг. Tutur) – это специалист, который организует условия для успешной интеграции учащегося с особенностям развития в образовательную и социальную среду школы, является его помощником при прохождении учеником индивидуального образовательного и социального маршрута.
При этом суть и содержание деятельности тьютора, остаётся неизменной – это в высшей степени индивидуализированный подход. Особую актуальность проблематики тьюторства приобретает в связи с масштабной модернизацией российского образования, где ключевым моментом является вступления в силу нового ФЗ «Об образовании в РФ», где в концепции реализации разных учебных программ, подчёркивается индивидуальный подход к каждому обучающемуся ребёнку.
Задачи тьютора
Помочь ребёнку адаптироваться к школьной среде; проявить свои возможности; создать благоприятную среду, побуждающую и стимулирующую ребёнка, с интеллектуальными особенностями к учебной деятельности и к социальному поведению.
Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью реализации задач обучения, воспитания, коррекции нарушений развития.
В рамках реализации ФГОС на базе ГБОУ школы-интерната№ 37, была введена должность тьютора в классах «Особый ребёнок».
Обучающиеся по II варианту, эти дети, которые особо нуждаются в индивидуальном сопровождении, поскольку они отличаются выраженными нарушениями интеллектуального развития, часто в сочетании с другими психофизическими нарушениями (опорно-двигательные, сенсорные, соматические расстройства аутистического спектра и эмоционально – волевой сферы).
Класс был сформирован как 1 «Б» дополнительный к 1 сентября 2021 года на основании решений ТМППК Фрунзенского района. Мотивация к учебной деятельности отсутствовала у всех детей. Из шести человек только 4 человека использовали в речи простые слова и фразы, остальные речью не владеют.
Все ученики понимают обращенную речь только в конкретной бытовой ситуации. Эти дети, придя в школу, требовали особого внимания и кропотливой работы со стороны учителя и тьютора в адаптации к школе.
Перед нами стояла задача сформировать класс как коллектив, научить совместной деятельности, соблюдать дисциплину, создать для детей в классе психологический комфорт. По мере знакомства с классом, выявлялись те ученики или конкретный ребёнок, который требует индивидуального подхода и которому без помощи тьютора, невозможно адаптироваться к школе и к классу.
Так, в технической помощи нуждался и нуждается ученик у которого основной диагноз (мышечная дистрофия Дюшена). Мальчику сложно подниматься по лестнице, поэтому тьютор сопровождает ребенка, во время передвижения.
Основное время в этом классе тьютор уделяет другому ученику.
Мальчик не вступает в контакт с детьми. Работоспособность очень низкая. Внимание крайне неустойчивое. Требуется постоянная помощь и контроль со стороны педагога и тьютора. Может очень короткое время выполнять какие - либо учебные задачи, но только совместно с тьютором. Поведение часто носит полевой характер. Отмечаются аутостимуляции, навязчивые стереотипные действия (постукивание, крики, писк, пощипывание). Отмечаются частые перепады настроения. Может очень сильно кричать. Общение со взрослыми ситуативное. С этим ребенком ведется очень тесная работа.
Для достижения успехов, необходимо применять разные приемы работы с детьми, имеющими определенные особенности развития. Так, при расстройствах аутистического спектра, необходимо выделить для ребенка специальное место, где бы он был один.
На первом году обучения в классе был оборудован складной домик, куда мог ребёнок уединиться, для снятия нервозности или повышенной тревожности.
Во время занятия у ребенка должна быть возможность выйти из класса.
Именно, так проходила работа тьютора с этим учеником. По началу мы выходили из класса и постепенно привыкали к школе, к классу. На начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы, психологического комфорта, желание взаимодействовать тьюторонта с тьютором.
Так как наши дети в классе на 90% гиперактивны, то мы совместно с педагогом применяли следующие приёмы:
- дать различные поручения, которые бы нравились и были бы полезны.
Выполняя такие поручения или задания, у детей излишнее возбуждение, гиперактивность, нервозность значительно снижалась.
Какие именно, поручения и задания:
- собрать или раздать тетради, учебники;
- разобрать карандаши по цветам;
- помочь в уборке класса;
- вытереть доску;
- навести порядок на партах;
- помочь однокласснику переодеться на физкультуру и т.д. (их великое множество).
Иногда, гиперактивным детям надо дать возможность побегать, попрыгать, а для этого у нас есть активные физминутки, подвижные игры на переменах.
Достигнуть успеха в работе с ребёнком можно только при условии, если тьютор будет четко знать свои основные направления деятельности и принципы, организующие эту деятельность.
Основные направления деятельности и принципы в работе тьютора
Деятельность тьютора очень разнообразна и включает в себя следующие (аспекты) работы:
- изучение ребенка
- планирование (проектирование)
- консультирование и поддержка
- социально-организованная работа
- корректирование хода программ
Тьютор – это посредник между учеником и учителем.
В ходе реализации посреднической функции по вышеназванным направлениям, тьютор должен в своей работе опираться на ряд принципов, которые выступают в качестве его фундамента, основы работы с различными специалистами, с родителями и с детьми.
Принципы тьюторского сопровождения
Основные этапы тьюторского сопровождения
Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию учебного процесса. Под этим понимается и специальным образом адаптированная учебная программа, соотносящаяся с возможностями ребёнка: и специально организованное рабочее (учебное) место: и специально используемые методы и приёмы обучения.
Тьюторское сопровождение школьника в самом общем виде на любой возрастной ступени представляет собой последовательность взаимосвязанных друг с другом этапов:
- диагностический;
- проектировочный;
-реализационный;
-аналитический.
Диагностический этап.
На диагностическом этапе происходит встреча тьютора и подопечного. На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации позитивной атмосферы, психологического комфорта, желание взаимодействовать учащегося с тьютором. (Слайд) По началу это наблюдение за ребёнком и установление контакта и позитивных отношений.
Проектировочный этап
Основная цель этого этапа – выявить основной познавательный интерес ребенка. Главное, чтобы в этой работе найти то, что интересно ребенку. Складывать кубики, рвать бумагу, рисовать красками и т.д. (Слайд)
Реализационный этап
Это форма презентаций каких-либо сообщений, докладов, выступлений на классном часе и т.д., но это в теории. В нашем случае, это когда обучаюшийся может показать свою деятельность совместно с тьютором на открытом уроке, присутствует на внеклассных мероприятиях.
Например: формат открытых уроков, которые проходили в нашей школе для педагогов из других школ, «Осенняя карусель» - праздник осени, который проходил среди учащихся классов «Особый ребёнок».
Аналитический этап
На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам всего процесса работы и презентаций, на которой были представлены результаты самого учащегося. Т.е. создается «Папка результатов», в которую собираются материалы, освещающие результаты, достигнутые ребенком.
Так на втором году обучения ребёнок сидит на уроках, выполняет все задания вместе с классом, выполняет устные инструкции учителя, участвует на открытых уроках и внеклассных мероприятиях, правильно держит ручку и работает в тетрадях. И всё это достигается благодаря использования специальных видов работ, которые отличаются от общей учебной деятельности.
Например:
- на уроке речи, дети изучают буквы, слушают учителя, выполняют его задания по теме урока, то Егор работая с тьютором по этой же теме урока, но она адаптирована, конкретно для него. Так, дети работают по учебнику с буквой А, а Егор изучает букву А в виде аппликации, рисованием пластилином, раскрашиванием буквы палочками.
И такая индивидуальная работа тьютора с ребенком проходит по каждой теме каждого предмета.
Основная цель нашей деятельности – это социализация, адаптация на сколько это возможно для наших детей в жизненном пространстве. На первом году обучения проходила адаптация, социализация в стенах школы, на втором году обучения мы раздвигаем рамки «жизненного пространства» и с классом выезжали в I – четверти в городскую библиотеку им. А.П. Чехова.
Итак, основные направления работы тьютора заключаются:
- в сопровождении обучающихся в классах «Особый ребёнок» на протяжении всего учебного дня;
- работа с детьми, которые требуют дополнительного индивидуального сопровождения;
- помощь педагогу в реализации СИПР для каждого из обучающихся в классе;
- введение документации (журнал, планирование, дневник наблюдения).
При возникновении дефекта в развитии - нарушается взаимодействие ребенка с окружающим миром: ребёнок не видит, не слышит, не воспринимает, не говорит, не чувствует. При ограниченном взаимодействие ребёнка с людьми и социальным пространством у ребенка нарушается процесс усвоения социального опыта.
Поэтому задача педагогов, тьюторов, психологов, родителей – приложить максимальные усилия на преодоление первичных дефектов и свести к минимуму возникновение вторичных.
Ещё великий физиолог И.П. Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.