Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ

Серова Елена Михайловна,
учитель английского языка,
МОУ «СОШ №56 УИМ»,
г. Магнитогорск
Интегрированные конкурсы как средство формирования конкурентной полипредметной среды комплексного применения знаний одарённых детей
Сложные социальные и экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, оказывают существенное влияние на процессы социализации. Формирование конкурентоспособности личности школьника заключается в том, что развивающийся рынок труда и «рынок личностей» предъявляют к подрастающему поколению высокие требования. Все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность личности. Сегодняшним школьникам в недалеком будущем предстоит принять на себя всю тяжесть проблем, которые необходимо решать в постиндустриальном обществе свободных цивилизованных рыночных отношений. В этой связи одной из приоритетных задач современного школьного образования становится создание условий для формирования конкурентоспособной личности, способной самостоятельно, результативно и нравственно решать общественные и свои личные (профессиональные и непрофессиональные) проблемы.
Город Магнитогорск и Челябинская область традиционно ориентированы на развитие промышленного сектора экономики и это накладывает заметный отпечаток на характер соответствующих задач перед системой образования и получает отражение в их направленности на повышение качества технологического и естественно-математической подготовки. Решение этих задач невозможно без интеграции всех уровней образования, производственной и социокультурной сфер, средств массовой информации, родителей и структур, которые потенциально обладают возможностью влиять на изменение качества естественно-математического и технологического образования. Нам представляется необходимым формирование и развитие у обучающихся ценностного отношения к прошлому и настоящему России, воспитание осознанного уважительного отношения к истории, культуре, традициям народов, населяющих город Магнитогорск и Челябинскую область через изучение промышленной, языковой и культурной специфики региона.
Процесс обучения представляет собой образовательно значимое взаимодействие учителя и учащихся. До недавнего времени считалось, что для обеспечения успешности этого взаимодействия достаточно создания адекватной учебным целям системы педагогических условий: материально-технических, учебно-методических, организационных. Сегодня на смену термину «педагогические условия» приходит термин «образовательная среда», поскольку на современном уровне развития общества уже больше нельзя гарантировать, что условия, в которых протекает образовательный процесс, находятся в достаточной степени под контролем учителя и администрации школы.
В настоящее время основное влияние на ребенка оказывает среда, в которой протекают процессы самообразования и саморазвития ребенка. Учитель и общение с ним является лишь частью окружающей его среды. Как организовать эффективное и главное сбалансированное взаимодействие всех компонентов? А если это не рядовой обучающийся, а обучающийся с высокими интересами, потребностями, успехами в какой-то области (или нескольких областях) знаний. В то время как обычные учащиеся поэтапно и медленно осваивают изученный материал, такие дети склонны к быстрому усвоению материала многих последующих занятий, что приводит к неравномерности обучения в процессе получения образования.
Мы считаем, что интеграция делает возможным решение этой проблемы. Что же такое интеграция? Интеграция – объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом». Интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция — средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Мы считаем, что все школьные дисциплины обладают интегрированным потенциалом. Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:
·           внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
·           межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
·           транс- (кросс) –предметная – является разновидностью межпредметной и означает сквозную связь конкретно-данного предмета с другими предметами (изучение иностранного языка на музыкально-изобразительной основе).
Обычно в межпредметной интеграции различаются слабый, средний и высокий уровни. Слабой (низкой) степенью интеграции обычно считаются межпредметные связи, когда при изучении материала одного предмета эпизодически включается материал другого предмета (факты, иллюстрации, понятия, музыкальные фрагменты и т.д.). При этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями и задачами. Средней степенью интеграции считается интегрированный урок, когда какой-то чрезвычайно сложный для учащихся объект изучается с разных сторон средствами нескольких учебных предметов, но при этом опять же сохраняется в целом самостоятельность каждого предмета. Высокая степень – это создание интегрированных курсов.
Полипредметный урок не является альтернативой традиционным урокам. Он не должен использоваться в качестве урока первичного представления материала или его отработки, а только в качестве обобщающего урока, урока закрепления полученных знаний. Кроме того, при проведении полипредметных уроков необходимо учитывать наличие методических и технических средств для его проведения. Поскольку такой урок включает в себя несколько предметных областей, для его проведения необходимо задействовать несколько учителей-предметников. Взаимодействие учителей возможно только в том случае, если существует внутришкольная модель сетевого взаимодействия учителей. Помимо этого, при проведении полипредметных уроков возникает проблема недостатка времени урока, так как в течение 45 минут необходимо обобщить большой объем знаний. Использование большего количества уроков, как правило, невозможно и по техническим причинам, и по требованиям планирования и выполнения образовательной программы по предметам. Следовательно, для реализации полипредметных уроков необходимо использование технологий, дающих возможность более эффективно использовать время урока и расширять его границы. Такие возможности представляют полипредметные конкурсные мероприятия. Следует помнить, что внеучебная деятельность мотивирует ученика, помогает в освоении и углублении материала, а также позволяет учителю лучше узнать своего ученика.
Организация любого конкурса требует проведения большого количества подготовительных мероприятий. На подготовительном этапе это такие мероприятия как:
·           формирование органов руководства и методического обеспечения конкурса;
·           организация работы предметно-методической комиссии (нужно определить зону ответственности каждого участника группы; выработать критерии отбора конкурсного материала);
·           сотрудничество с информационными партнерами конкурса;
·           обеспечение организационно-технические условия для проведения конкурса (создать сайт, организовать работу технического исполнителя);
·           подготовка материала смежных дисциплин, которая начинается с изучения программ по предметам и определением взаимосвязей учебных тем.
Это позволяет организаторам изучить учебный материал смежных предметов, получить необходимые консультации у учителей – предметников. Опыт показал, что первоначально надо интегрировать содержание, т.е. учебный материал. Интегрировать можно по 2, 3, 4 и более дисциплин.)
На этапе непосредственного проведения конкурса:
·          информирование образовательных учреждений о проведении конкурса
·          участие учащихся образовательного учреждения в конкурсе
·          организация работы жюри.
В рамках заключительного этапа является важной:
·          обработка полученные результаты;
·          подведение итогов конкурса;
·          подготовка отчета о результатах проведения конкурса и анализ участия учащихся образовательных учреждений в конкурсе.
Одной из проблем обучения ИЯ является отсутствие языковой среды. Учитель вынужден создавать ее искусственно на своих уроках и во внеурочной деятельности. В помощь и поддержку педагога в 2015 году возникла идея создания игрового конкурса как части проекта «Вектор: Уральский регион». В контексте данного проекта педагоги в сотрудничестве решают такие задачи как создание условия для формирования у обучающихся представления об Уральском регионе как привлекательном для реализации образовательных потребностей и профессиональных возможностей; развитие лингво-страноведческой компетенции обучающихся 9-11 классов; сформировать у обучающихся 9-11-х классов целостное представление об истории, культуре и промышленности города Магнитогорска и Челябинской области.
Предлагаемые интегрированные конкурсы носят познавательный характер и состоят из следующих содержательных этапов: филологического, направленного на проверку знаний учащихся краеведческого характера и технологического, предполагавшего работу со статистической информацией об ПАО «ММК», представленной в виде схем и инструкций к организации и осуществлению производственных процессов. Задания конкурса предусматривают использование англоязычной языковой среды при проектировании моделей производственных процессов.
Таким образом, содержание всех конкурсных модулей проекта объединены идеями пропаганды и популяризации естественно-научных, технологических знаний, повышения качества математического образования, с одной стороны, с другой – развитием историко-культурологического кругозора и филологических компетенций обучающихся.
Март 2021