Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Васькова Е.В. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СЛОВОМ С ДЕТЬМИ ОВЗ

Васькова Елена Викторовна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская начальная общеобразовательная школа», с. Октябрьское

Библиографическое описание: Васькова Е.В. Этапы работы над словом с детьми ОВЗ // Современная начальная школа. 2020. № 6. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/06.pdf.

Современная специальная школа для детей с ОВЗ видит одной из главных задач обучения - развитие речи и мышления школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал.

Отвлеченность грамматических понятий и орфографических правил представляет значительное препятствие в усвоении этого материала учащимися не только коррекционной, но и массовой школы.

Особенности освоения детьми с ОВЗ грамматики и правописания заключаются в следующем:

-механическое заучивание грамматических определений или орфографических правил. В результате школьники, запоминая формулировку, совершенно не понимают ее сути.

-фрагментарное усвоение правила. При определении грамматических категорий или в процессе письма дети используют правило частично, не учитывая его многоплановости.

-замена сложного правила более простым на основе случайных, несущественных признаков. Так, выполнение упражнений, где в примерах подлежащее оказывается на первом месте, вырабатывает косный стереотип в определении подлежащего как слова, которое стоит в начале предложения.

-смешение грамматических понятий и орфографических правил, которое происходит или на основе неточного знания правила (что менее типично), или в силу свойственной специфике учащимся тенденции к уподоблению сходных понятий.

-быстрое забывание грамматического и орфографического материала. Знания и умения у детей с ОВЗ чаще всего очень непрочны и без постоянного повторения или при изменении системы работы утрачиваются;

-неумение применять полученные знания из области грамматики и орфографии на практике. Эта особенность связана не только с теми факторами, о которых говорилось выше, но и с недостаточной сформированностью умения переносить полученные знания из одних условий в другие [4, С.63].

Память детей с ОВЗ развита слабо. Научить ребенка писать словарные слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Такие дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике.

Вопросы формирования навыков грамотного письма в такой школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых «словарных» слов.

Учитывая основные недостатки лексической стороны речи детей, программа по русскому языку в специальной (коррекционной) школе определяет основные задачи словарной работы.

Обогащение словаря учащихся. Систематическое ознакомление учащихся с новыми словами и устойчивыми словосочетаниями. Эта работа проводится в связи с наблюдениями окружающей действительности, расширением круга реальных представлений учащихся о природе и обществе, на уроках чтения, географии, естествознания, математики, истории, труда и рисования.

Закрепление и уточнение значения слов. Учащиеся с нарушением интеллекта нуждаются в неоднократном повторении нового слова для его запоминания. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном уроке, употреблялось бы учащимися в новой ситуации, на других уроках.

Активизация словаря. Происходит увеличение количества активно используемых слов, смысл которых хорошо и точно понимается учащимися.

Данные задачи реализуются на всех уроках русского языка, но в зависимости от специфики предмета (чтение, грамматика и правописание, развитие речи) и от этапа урока та или иная задача может становиться ведущей, выступать на первый план [5].

Этапы усвоения новых слов учащимися с нарушением интеллекта.

Для правильной организации словарной работы необходимо ясно представлять не только задачи и соблюдать требования, но и представлять основные источники обогащения словаря учащихся, а также этапы усвоения новых слов.

Словарь учащихся определяется в первую очередь программой специальной (коррекционной) школы, учебниками по различным предметам, книгами для чтения, внеклассными и внешкольными мероприятиями.

Новые слова усваиваются учащимися постепенно. Сначала ученик понимает слово только в определенном контексте, слово не наполнено еще конкретным содержанием.

Затем ученик правильно понимает слово и в тексте, и отдельно. Может даже объяснить его значение с помощью картинки или других наглядных средств, но активно это слово не использует, оно пока находится в пассивном словарном запасе. Наконец, наступает момент, когда ученик правильно употребляет новое слово в своей речи, включая его в состав связного высказывания в различных грамматических формах[3].

Таким образом, работа со словарными словами дает возможность не только активизировать и обогащать словарный запас ребенка, но и развивать умения связной речи.

Задача не в том, чтобы научить учащихся употреблять красивые слова и обороты речи, взятые из стихотворений, а в том, чтобы они могли использовать простые и точные слова для ясного выражения своих мыслей и чувств.

Словарная работа должна пронизывать все виды занятий. Почти на любом уроке возникает задача довести до сознания учащихся значение того или иного слова.

Способы объяснения новых слов.

Существует несколько способов объяснения нового слова:

-Показ натурального предмета в классе или его наблюдение во время экскурсии, прогулки.

-Показ макета, чучела, муляжа с объяснением его свойств, особенностей, назначения.

-Рассматривание картинки или рисунка предмета (берлога, ракета).

-Объяснение слов путем подбора синонимом, антонимов (чужая - своя, герой-трус).

-Объяснение значения слов путем их анализа, подбора родственных слов, упражнений в словообразовании.

-Логическое определение предмета или явления.

-Краткое устное описание предмета или явления.

Анализ примеров и фактов из жизни с целью расширения запаса слов, отражающих отвлеченные и обобщенные понятия (совесть, дружба, преданность).

При подготовке к уроку учитель вместе с его содержанием должен продумать, какие слова потребуют объяснения для обеспечения правильного восприятия материала, какие слова и обороты речи учащиеся будут осмысливать при чтении ими текста и какие слова должны войти в активный словарный запас учащихся с нарушением интеллекта. В последнюю группу слов включаются слова, термины, обозначающие свойства и признаки изучаемых предметов или явлений, а также слова, важные для нравственного, эстетического, политического и трудового воспитания

Работа начинается с того, что учитель показывает таблицу с чётко написанным словом. Слово читается в слух, идёт объяснение его лексического значения, обращается внимание на особенности орфографии, затем оно записывается в словарик. Учащиеся упражняются в его написании.

Первый раз слово читает учитель, чётко проговаривая все слоги. Школьники проговаривают его хором, затем по просьбе учителя некоторые повторяют его ещё раз. Лексическое значение слова учитель объясняет, опираясь на жизненный опыт учеников[2].

Таким образом, использование разнообразных методов и приемов семантизации и активизации лексического материала способствует более прочному его усвоению.

На уроках грамматики и правописания словарная работа ведется не только по линии усвоения смысла слова, но и их грамматических признаков и правописания на уроках письма отрабатываются слова с непроверяемыми безударными, а также те слова, которые разбираются в связи с изучением различных грамматических категорий.

Основной задачей словарной работы в специальных школах является обогащение активного словаря детей, а так как словарь учащихся обогащают такие виды работ, которые предполагают выяснение семантики, лексического значения слова, то учитель и должен, опираясь на лексику учебных книг по русскому языку, чтению, ознакомлению с окружающим миром, отобрать для лексических упражнений с детьми круг таких слов, которые нуждаются в разъяснении или уточнении их значения.

Весьма действенным словесным приемом объяснения значения слова является включение его в доступный пониманию ребенка контекст.

Библиографический список

1. Бондаренко А.В. Особенности работы с детьми на уроках чтения в специальной коррекционной школе/ Выступление на методобъединении, Павловск 2017.

2. Горина Е.Н., Павлова Н.В., Селиванова Ю.В., Скворцова В.О., Соловьева О.В., Щетинина Е.Б. Методические основы коррекционного обучения детей с нарушениями развития: Учебное пособие.- Саратов, изд. СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2012, 80 с.

3. Наиболее эффективные этапы работы над словами с непроверяемыми написаниями - [Электронный ресурс] URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/26-1-0-1557 (дата обращения:17.01.2020).

4. Фоменко, Л. А. Система работы по учету ошибок, их предупреждению и преодолению на уроках русского языка в коррекционной школе / Л. А. Фоменко // Коррекционная педагогика. - 2012. - №3. - С.63-71.