учитель начальных классов
Ермакова Людмила Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ "Вурман-Сюктерская СОШ", Чувашская Республика
Одной из основных методических инноваций в рамках ФГОС являются интерактивные методы обучения. Необходимо, чтобы учебный процесс происходил путем постоянного действия и взаимодействия всех обучающихся. Именно это положение и является главным в интерактивном обучении. (В переводе с английского языка interact – «находиться во взаимодействии» или находиться в режиме беседы, диалога с чем- либо (компьютер), или кем-либо)
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Методические рекомендации по использованию технологии «Шесть шляп мышления» в начальной школе
В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от уровня развития данной способности в каждом отдельном человеке, все люди регулярно испытывают неудовольствие оттого, что не всю информацию удалось учесть при принятии какого – либо решения, не все аргументы удалось найти и высказать в процессе презентации своей идеи. Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Как же навести порядок в «кладовых своих мыслей»? Как в нужных ситуациях отделить логику от эмоций, желаемое от действительного, фантазии от фактов? На данные вопросы помогает ответить технология «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.
Эдвард де Боно - доктор медицины и психологии, руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета, специалист с мировым именем в области творческого мышления. Он учит мышлению как привычке, которую нужно и необходимо развивать. Упражнения Эдварда де Боно по развитию мышления могут успешно использоваться на уроках в начальной школе. Эта технология позволяет ребенку незаметно включиться в процесс обсуждения, построения активного высказывания.
Основными задачами являются:
· Формирование и развитие информационной компетентности;
· Развитие навыков упорядоченного мышления, ориентированного на умения работать с информацией;
· Воспитание культуры обмена мнениями;
· Формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, через демонстрацию многозначности возможных решений.
· Формирование контрольно-оценочной самостоятельности.
Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:
· выявить преимущества и недостатки;
· выдвинуть альтернативную точку зрения;
· способствует развитию мышления и умению вести дискуссию;
· побуждает детей к поиску дополнительной информации.
Технология имеет форму групповой деятельности, которая проходит в тёплом неофициальном общении. Благодаря методам групповой работы, ребята учатся объяснять, доказывать свою точку зрения, выражать свои мысли, учатся слушать и слышать друг друга. Ценность этого вида работы состоит в том, что каждый ученик может выбрать разную роль:
· эксперты – анализируют проблему;
· участники – ищут варианты решения проблемы;
· мыслители – анализируют связи между явлениями;
· собеседники – умеют слушать, договариваться;
· партнёры – учатся сотрудничать.
Что такое «Шесть шляп мышления»? Эдвард де Боно предлагает использовать для мыслительных операций разноцветные шляпы, каждая из которых имеет отдельную психологическую характеристику.Прекрасная «вводная» для группы дана самим Эдвардом де Боно: «Шляпу легко надеть и снять. Никакой другой предмет одежды нельзя надеть или снять так быстро и легко. Шесть шляп позволят нам «дирижировать оркестром своих мыслей». Меняя шляпу, мы сможем придать своим мыслям нужное направление, «нужное звучание». Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления в зависимости от поставленной задачи, и делать это с такой же легкостью, как снимать и надевать шляпу». Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении.
Почему «Шесть шляп»? Втехнологии мышление делится на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета. Вот краткое описание каждого из них:
Белая шляпа – работа по сбору информации – в словарях, картах, таблицах, схемах, документах. (Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение?)
Красная шляпа – формирование своего отношения к событиям и их участникам.
Жёлтая шляпа – это выявление позитивных сторон явления, преимуществ и достижений.
Чёрная шляпа – это указание на негативные стороны, безопасность, ошибки.
Зелёная шляпа – это новые предложения, идеи (Как бы ты поступил на месте главного героя?)
Синяя шляпа – контроль над мыслительным процессом, подведение итогов, высказывание наблюдений и комментариев. (Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?)
Как начать работу? На уроках знакомство со шляпами каждого цвета происходит постепенно, поочередно. Сначала вводится «красная» шляпа для эмоционального всплеска, для обсуждения на уровне «вам понравилось?», какие чувства вызвала та или иная игра, сказка, рассказ и т.д.
После того, как ребята научатся пользоваться «красной» шляпой, умеют высказывать свои эмоции только под полями этой шляпы, вводятся шляпы двух цветов – желтая и черная.
Надевая желтую шляпу, ребенок учится во всем искать только положительные моменты. А надевая черную – только отрицательные черты героев, минусы в поведении различных сказочных персонажей.
Когда дети научатся выделять + и – в поведении героев, в какой-то ситуации, умеют выделять интересные моменты, вводятся символы зеленой и синей шляп.
Для работы класс делится на 6 групп. Каждая группа выбирает себе задание по цвету шляпы. Затем учитель в конвертах раздаёт задания или вопросы каждой группе, на которые детям необходимо будет дать ответ или подготовить небольшое сообщение.
Если данная технология используется на уроках литературного чтения, окружающего мира и необходимо обговорить какую-то ситуацию, то отводится время на подготовку, а потом каждая группа зачитывает своё задание и даёт ответы. Работа строится таким образом, что каждая группа дополняет информацию других групп, дискутирует, находит компромисс.
Заслушивать ответы начинают с белых шляп, потому что это работа с первоисточниками. Ответы красных, жёлтых, чёрных, зелёных шляп можно слушать в любой последовательности. Завершают работу подведением итогов, а это делают синие шляпы.
Подводя итог всему выше сказанному, хочется отметить, что использование технологии «Шесть шляп мышления», дает возможность обращаться к тому или иному типу мышления, наиболее целесообразному в данной ситуации, нисколько не нарушая при этом характерных особенностей человека, целостности его «Я», помогает развивать эмоционально-образную речь, помогает преодолеть боязнь устного высказывания, публичного выступления.
Данную технологию можно применять в различных ситуациях, как на уроках в начальной школе, так и в процессе воспитательной работы с детьми. Технология «Шесть шляп мышления» универсальна с точки зрения возрастных границ, её можно применять и при работе с педагогами. Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учёбе и работе, сделать мир вокруг себя ярче.
Если наше дело – в шляпе,
Если наше тело – в шляпе,
Если даже мысли – в шляпе,
Значит, в шляпе-то – вся суть!
Литература
1. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. Основная концепция. http://www.debono.ru/article/sixhats.htm
2. Гузеев В.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. М.: Центр «Педагогический поиск» 2004 г.