Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Гордеева Е.В. КОНСПЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАВЫКА АНАЛИЗА РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ С ФОРМИРОВАНИЕМ ТАКИХ ПОНЯТИЙ, КАК «СЛЕВА», «СПРАВА», «ЛЕВЕЕ», «ПРАВЕЕ», «СЗАДИ»

Гордеева Елена Васильевна
педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области
"Новочеркасская школа-интернат", г. Новочеркасск

Библиографическое описание: Гордеева Е.В. Конспект психолого-педагогиче-ского занятия на тему «Закрепление навыка анализа расположения объектов с формированием таких понятий, как «слева», «справа», «левее», «правее», «сзади» // Современная начальная школа. 2020. № 5. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/05.pdf.

Цель занятия:

1. Формирование навыка анализа взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «правой - левой» ориентировки, отработка представлений «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…».

2. Формирование представления «сзади» в его метрической части – «ближе ко мне (сзади)», «дальше от меня (сзади)», и в координаторной части – «сзади сверху», «сзади снизу», «сзади слева», «сзади справа».

Задачи:

1. Развивать пространственные представления о собственном теле в горизонтальной плоскости;

2. Формировать целостную картину мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления);

3. Формировать представления о взаимоотношениях внешних объектов между собой;

4. Формировать навык представления пространственных представлений на вербальном уровне (речевая деятельность, как одна из основных составляющих стиля мышления, и собственно когнитивного развития ребенка).

Содержание:

1. Психогимнастика.

2. Работа с картинками.

3. Работа с предметами.

4. Задание-игра.

5. Работа с карточками.

6. Рефлексия занятия.

7. Динамическая пауза ("Башенка").

1. Психогимнастика

"Слушай команду". Учащиеся стоят на одной линии. Ведущий дает команды, связанные с движением в определенном направлении. Вначале движения выполняются совместно с педагогом-психологом, который показывает и озвучивает каждое направление.

Примерные команды: шаг вперед, вверх (прыжок), вниз (присесть), встать, шаг назад, прыжок вправо, шаг влево.

2. Работа с картинками



Педагог-психолог по одному каждому из учащихся задает вопросы о расположении животных по отношению друг к другу.



3. Работа с предметами



На столе педагог-психолог располагает игрушки. Просит детей озвучить место расположения названной игрушки по отношению к другим.

Далее учащийся должен расположить одну из игрушек в определенном месте по отношению к себе и к своему стулу и озвучить ее место расположения.

4. Задание-игра

Все учащиеся сидят вокруг стола с закрытыми глазами. Один из учащихся, идя по кругу за ними, по очереди дотрагивается до плеча. Если правое плечо, тот, до кого дотронулись, хлопает руками 2 раза, если левое – 1 раз. Остальные угадывают, кто хлопнул, и называют, какое плечо. Тот, кто угадал первым, продолжает игру в качестве ведущего.



5. Работа с карточками



«Лабиринты»

Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы должны объединиться в пары и определить, кто будет первым закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». После того, как все пары выполнят задание, педагог-психолог предлагает детям поменяться ролями в паре.

6. Рефлексия занятия

· Что нового узнали?

· Что было легко?

· Что было трудно?

7. Динамическая пауза

«Башенка»

Дети становятся в круг и строят "башню" из больших пальцев в определенном направлении. Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника.

После слов: "Всем, всем - до свидания!" - башня рушится.

Библиографический список

1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов) – М.: «Ось-89», 2006.

2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2007.

3. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: «Айрис Пресс», 2007.

4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической работы психолога – М.: «Аркти», 2000.

5. Сунцова А.В., С.В. Курдюкова «Изучаем пространство».- М.: «Эксмо», 2009.