Гордеева Елена Васильевна
педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области
"Новочеркасская школа-интернат", г. Новочеркасск
Библиографическое описание: Гордеева Е.В. Конспект психолого-педагогиче-ского занятия на тему «Закрепление навыка анализа расположения объектов с формированием таких понятий, как «слева», «справа», «левее», «правее», «сзади» // Современная начальная школа. 2020. № 5. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/05.pdf.
Цель занятия:
1. Формирование навыка анализа взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «правой - левой» ориентировки, отработка представлений «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…».
2. Формирование представления «сзади» в его метрической части – «ближе ко мне (сзади)», «дальше от меня (сзади)», и в координаторной части – «сзади сверху», «сзади снизу», «сзади слева», «сзади справа».
Задачи:
1. Развивать пространственные представления о собственном теле в горизонтальной плоскости;
2. Формировать целостную картину мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления);
3. Формировать представления о взаимоотношениях внешних объектов между собой;
4. Формировать навык представления пространственных представлений на вербальном уровне (речевая деятельность, как одна из основных составляющих стиля мышления, и собственно когнитивного развития ребенка).
Содержание:
1. Психогимнастика.
2. Работа с картинками.
3. Работа с предметами.
4. Задание-игра.
5. Работа с карточками.
6. Рефлексия занятия.
7. Динамическая пауза ("Башенка").
1. Психогимнастика
"Слушай команду". Учащиеся стоят на одной линии. Ведущий дает команды, связанные с движением в определенном направлении. Вначале движения выполняются совместно с педагогом-психологом, который показывает и озвучивает каждое направление.
Примерные команды: шаг вперед, вверх (прыжок), вниз (присесть), встать, шаг назад, прыжок вправо, шаг влево.
2. Работа с картинками
Педагог-психолог по одному каждому из учащихся задает вопросы о расположении животных по отношению друг к другу.
3. Работа с предметами
На столе педагог-психолог располагает игрушки. Просит детей озвучить место расположения названной игрушки по отношению к другим.
Далее учащийся должен расположить одну из игрушек в определенном месте по отношению к себе и к своему стулу и озвучить ее место расположения.
4. Задание-игра
Все учащиеся сидят вокруг стола с закрытыми глазами. Один из учащихся, идя по кругу за ними, по очереди дотрагивается до плеча. Если правое плечо, тот, до кого дотронулись, хлопает руками 2 раза, если левое – 1 раз. Остальные угадывают, кто хлопнул, и называют, какое плечо. Тот, кто угадал первым, продолжает игру в качестве ведущего.
5. Работа с карточками
«Лабиринты»
Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы должны объединиться в пары и определить, кто будет первым закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». После того, как все пары выполнят задание, педагог-психолог предлагает детям поменяться ролями в паре.
6. Рефлексия занятия
· Что нового узнали?
· Что было легко?
· Что было трудно?
7. Динамическая пауза
«Башенка»
Дети становятся в круг и строят "башню" из больших пальцев в определенном направлении. Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника.
После слов: "Всем, всем - до свидания!" - башня рушится.
Библиографический список
1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов) – М.: «Ось-89», 2006.
2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2007.
3. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: «Айрис Пресс», 2007.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической работы психолога – М.: «Аркти», 2000.
5. Сунцова А.В., С.В. Курдюкова «Изучаем пространство».- М.: «Эксмо», 2009.
педагог-психолог, Государственное бюджетное образовательное учреждение Ростовской области
"Новочеркасская школа-интернат", г. Новочеркасск
Библиографическое описание: Гордеева Е.В. Конспект психолого-педагогиче-ского занятия на тему «Закрепление навыка анализа расположения объектов с формированием таких понятий, как «слева», «справа», «левее», «правее», «сзади» // Современная начальная школа. 2020. № 5. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/05.pdf.
Цель занятия:
1. Формирование навыка анализа взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «правой - левой» ориентировки, отработка представлений «слева от…», «справа от…», «левее, чем…», «правее, чем…».
2. Формирование представления «сзади» в его метрической части – «ближе ко мне (сзади)», «дальше от меня (сзади)», и в координаторной части – «сзади сверху», «сзади снизу», «сзади слева», «сзади справа».
Задачи:
1. Развивать пространственные представления о собственном теле в горизонтальной плоскости;
2. Формировать целостную картину мира в восприятии пространственных взаимоотношений между объектами и собственным телом (структурно-топологические представления);
3. Формировать представления о взаимоотношениях внешних объектов между собой;
4. Формировать навык представления пространственных представлений на вербальном уровне (речевая деятельность, как одна из основных составляющих стиля мышления, и собственно когнитивного развития ребенка).
Содержание:
1. Психогимнастика.
2. Работа с картинками.
3. Работа с предметами.
4. Задание-игра.
5. Работа с карточками.
6. Рефлексия занятия.
7. Динамическая пауза ("Башенка").
1. Психогимнастика
"Слушай команду". Учащиеся стоят на одной линии. Ведущий дает команды, связанные с движением в определенном направлении. Вначале движения выполняются совместно с педагогом-психологом, который показывает и озвучивает каждое направление.
Примерные команды: шаг вперед, вверх (прыжок), вниз (присесть), встать, шаг назад, прыжок вправо, шаг влево.
2. Работа с картинками
Педагог-психолог по одному каждому из учащихся задает вопросы о расположении животных по отношению друг к другу.
3. Работа с предметами
На столе педагог-психолог располагает игрушки. Просит детей озвучить место расположения названной игрушки по отношению к другим.
Далее учащийся должен расположить одну из игрушек в определенном месте по отношению к себе и к своему стулу и озвучить ее место расположения.
4. Задание-игра
Все учащиеся сидят вокруг стола с закрытыми глазами. Один из учащихся, идя по кругу за ними, по очереди дотрагивается до плеча. Если правое плечо, тот, до кого дотронулись, хлопает руками 2 раза, если левое – 1 раз. Остальные угадывают, кто хлопнул, и называют, какое плечо. Тот, кто угадал первым, продолжает игру в качестве ведущего.
5. Работа с карточками
«Лабиринты»
Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы должны объединиться в пары и определить, кто будет первым закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». После того, как все пары выполнят задание, педагог-психолог предлагает детям поменяться ролями в паре.
6. Рефлексия занятия
· Что нового узнали?
· Что было легко?
· Что было трудно?
7. Динамическая пауза
«Башенка»
Дети становятся в круг и строят "башню" из больших пальцев в определенном направлении. Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника.
После слов: "Всем, всем - до свидания!" - башня рушится.
Библиографический список
1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов) – М.: «Ось-89», 2006.
2. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники. – Ростов-н/Д: «Феникс», 2007.
3. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: «Айрис Пресс», 2007.
4. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической работы психолога – М.: «Аркти», 2000.
5. Сунцова А.В., С.В. Курдюкова «Изучаем пространство».- М.: «Эксмо», 2009.