Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Бритова Т.В., Фролова Н.С. КРОССЕНС КАК СОВРЕМЕННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО И НЕОРДИНАРНОГО ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Библиографическое описание:
Бритова Т.В., Фролова Н.С. Кроссенс как современное средство развития логического и неординарного творческого мышления учащихся начальных классов // Современная начальная школа. 2022. № 6 (37). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/37.pdf.

В современных условиях центральная и основная функция педагога – содействие образованию школьника, направленное на развитие у ребенка познавательных универсальных учебных действий, обозначенных новыми образовательными стандартами. Это побуждает учителя к поиску и внедрению инновационных педагогических технологий, повышающих эффективность обучения, побуждающих учащихся к более глубокому изучению предмета, мыслить нестандартно, действовать активно и творчески.

Один из наиболее эффективных методических приемов, позволяющих на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика – это прием «кроссенс», головоломка нового поколения.

Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов», разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым – писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Впервые упоминание о кроссенсе было опубликовано в 2002 году в журнале «Наука и жизнь» [1]. Основной смысл создания кроссенса - это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей. «Кроссенс» - это набор картинок, ассоциативная цепочка, замкнутая в поле. Каждая картинка связана с предыдущей и последующей по смыслу, а центральная объединяет сразу несколько. Связи между картинками могут быть как поверхностными, так и глубинными. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям, отгадать изображение в центре [2].

Данный вид работы мы предложили учащимся начальных классов, и он стал пользоваться успехом на уроках. Работа трудна, но достаточна увлекательна, оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отгадывать и самостоятельно составлять кроссенсы.

Работа над овладением приемом «кроссенс» подразумевает несколько ступеней. На первой ступени – подготовительной – предлагаем детям игры и упражнения на развитие ассоциативного мышления; на второй – разгадывание кроссенсов из трех простых картинок (ассоциативные цепочки); на третьей ступени – учащиеся решают кроссенсы из пяти изображений; на четвертой – из девяти ассоциативных задачек; на пятой – создают свой кроссенс.

Игры и упражнения на развитие ассоциативного мышления всем очень хорошо знакомы. Их можно выполнять как индивидуально, так и в паре, включать в любой этап урока. Советуем начинать с простых упражнений уже в 1 классе.

1. К названному учителем слову быстро подобрать противоположное по значению:

длинный – короткий, злой – добрый, толстый – тонкий, горячий – холодный, сырой – вареный, спортсмен – инвалид, чистота – грязь, восход – закат, лето – зима, день – ночь.

2. Назвать, на что похож предмет:

солнце – одуванчик, снежинка – звезда, арбуз – мяч, груша – треугольник, снег – перина, бабочка – цветок.

3. Как назвать одним обобщающим словом подобные предметы и наоборот:

картофель – овощ, сковорода – посуда, кресло – мебель, мультиварка - бытовая техника; часть лица – нос, фрукт – апельсин, домашнее животное - корова.

4. Кто больше назовет близких по значению слов.

доброта – человечность, отзывчивость

ребята – дети, детвора, мальчики и девочки

отец – папа, папаша, батя, папуля, тятенька

дорожка – тропинка, тропа, стежка, путь

странник – путешественник, путник, поломник

5. Назвать, что может следовать из данного явления.

солнце – тепло, загар

зима – холодно

осень – дождь, листопад

лето – каникулы

6. Назвать слово, которого не хватает «Третий не лишний».

праздник, открытка, (почта)

пшеница, комбайн, (хлеб)

Затем предлагаем детям игры на связанные и несвязанные ассоциации.

1. Игра «Фантазия ». Демонстрируем предмет и просим назвать: что это, на что похож данный предмет. Дети называют несколько слов, которые приходят им на ум.

квадрат – стол, доска, окно, дом,…

лист черной бумаги – сажа, земля, ворона, туча,…

2. Игра «Придумай пару». Учитель показывает предмет, изображенный на картинке, ребенок должен подобрать логическую пару [3].

3. Игра «Продолжи». Задаем детям слово, они по очереди называют еще одно слово, ассоциативно связанное с предыдущим.

варенье: ягода, яблоко, груша, сахар,…

хлеб: пшеница, комбайн, хлебороб, мука, буханка,…

4. Игра «Ассоциации». Учитель называет слово, например, «снег». За пять минут ученики должны записать в тетрадях цепочку ассоциаций, вызванных этим словом.

снег – мороз, зима, холод, снеговик, сугроб, метель, лыжи,

В данном случае ассоциации могут быть несвязанные [4; 5].

Такие упражнения и игры на ассоциации полезны детям. Они развивают образную память и воображение, повышают скорость интеллектуальных процессов. Это лучший способ активизации мышления и памяти. Мы заметили, что ученикам стало легче сочинять рассказы, импровизируя на ходу, довольно быстро придумывать сказки на заданную тему, преобразовывать образы окружающего их мира.

Уже в 1 классе мы предлагаем детям отгадать кроссенс из трех простых картинок в виде логических цепочек.

– – – варенье

Чем лучше навык поиска ассоциаций, тем сложнее становится кроссенс. Постепенно количество картинок увеличиваем до пяти, в дальнейшем до девяти. После того как дети овладели данной технологией, они пробуют составлять кроссенс самостоятельно. Из нескольких картинок учащиеся выбирают нужные для кроссенса, связав их по смыслу. Создание детьми собственного кроссенса - более сложная работа, но он намного полезней кроссенса, созданного учителем. Это достаточно кропотливо, но интересно. Кроссенс ученика в первую очередь отражает глубину понимания учеником заданной темы, повышает мотивацию и развивает способность самовыражения. Ученики самостоятельно ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное творческое мышление, повышают уровень собственной эрудиции и расширяют свой кругозор. При создании собственного кроссенса дети испытывают огромную радость, что является главным стимулом творчества. А детское творчество неисчерпаемо. С развитием информационных технологий благодаря гибкости ума и смекалке работа каждого ученика отличается оригинальностью и неповторимостью.

Применение кроссенса учителем на любом уроке разнообразно:

· при проверке домашнего задания (выбрать нужные изображения и составить кроссенс).

· при работе над безударными гласными, непроверяемыми ударением (отгадать словарное слово по логической цепочке).

– – – ученик

· при формулировке темы урока, создании проблемной ситуации (найти связь между изображениями и определить тему урока, что будем изучать).

Математика 1 класс, тема: «Литр».

Литр



· при закреплении и обобщении добытых учащимися знаний (по появляющимся изображениям учащиеся обобщают материал, делают выводы).

· при организации групповой работы (из предложенных изображений составить кроссенс, сравнение кроссенсов групп)

Части речи

Русский язык 3 класс, тема: «Части речи».

· в качестве творческого домашнего задания (составление кроссенса на заданную или произвольную тему, на выбор)

Хлеб



Алгоритм составления кроссенса:

1. Определить тему.

2. Подобрать картинки, имеющие отношение к данной теме.

3. Выделить 5 (9) элементов-изображений и особенности каждого элемента.

4. Сконцентрировать смысл на одном элементе-центр.

5. Построить ассоциативную связь между изображениями.

6. Установить порядок следования друг за другом.

Кроссенс готов.

Применение кроссенса на уроках в начальной школе способствует:

· развитию нового стиля мышления, образной памяти и воображения;

· развитию коммуникативных и регулятивных умений;

· проявлению инициативности, креативности;

· повышению скорости интеллектуальных процессов;

· формированию навыков работы с информацией;

· повышению любознательности и мотивации к изучаемому предмету.

· увеличению участников и победителей всероссийских и международных конкурсов, творческих проектных работ.

Таким образом, «кроссенс» – головоломка нового поколения – методический прием, который дает гарантированные результаты уже с первых дней его применения, улучшает качество образования и облегчает процесс учения, позволяет достигать предметные, метапредметные и личностные результаты. Умение высказывать свою точку зрения и защищать ее, умение творить – являются важнейшими умениями современного человека. Воспитание творческой личности ребенка еще в XIX веке Л.Н.Толстой считал важнейшей задачей школы. «Если ученик в школе, - указывал он, - не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» [6]. Не в этом ли главная цель образования? Научить наших детей мыслить логично и творчески.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кроссенс – игра для эрудитов. // Наука и жизнь. – 2002 - №12. – с.12.

2. Никоарэ М. Пересечение смыслов… [Электронный ресурс] // Учительская газета. 5.02.12. – Режим доступа: www.ug.ru/method-article/214 (дата обращения: 1.12.18).

3. Детский Чудо-Юдо портал. Ассоциации к слову – задания в картинках для детей [Электронный ресурс] // Режим доступа: chudo-udo.info/igra-assotsiatsii (дата обращения: 1.12.18).

4. Назаренко Е. Развиваем ассоциативное мышление. Упражнения из копилки тренингов креативности [Электронный ресурс] // Психологический портал центра «1000 идей». Режим доступа: http://www.live-and-learn.ru/catalog/article/razvivaem-assotsiativnoe myshlenie/ (дата обращения: 14.12.18).

5. Галина. Игры на ассоциации – Нестандартные дети [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mama-pomogi.ru/sposobnosti/myshlenie/igry-na-assotsiatsii (дата обращения: 5.01.19).

6. Вейкшан (Кудрявая) Н.В. Педагогические сочинения. Л.Н. Толстой. – Акад. пед. наук СССР. – М: Педагогика, 1989. – 544 с.- (Педагогическая библиотека).