Высшая школа делового администрирования
Click to order
Публикации
2020 (№ 3-16)

Чуприна О.А. АКТУАЛЬНОСТЬ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Чуприна Оксана Александровна
учитель начальных классов, МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЯКИМАНСКО-СЛОБОДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА", г. Муром

Библиографическое описание: Чуприна О.А. Актуальность гражданско-патриотического воспитания детей // Современная начальная школа. 2020. № 14. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/14.pdf.

Гражданско-патриотическое воспитание, как одно их наиболее значимых непреходящих ценностей общества, является основой государственного строительства, и идейным фундаментом его жизнеспособности. К сожалению, с переходом российской экономики на рыночные отношения происходит девальвация многих духовно-нравственных ценностей, таких, например, как верность отечеству, долг, самоотверженность, героические традиции прошлого, честь. Через произведения искусства и СМИ в сознание людей, и особенно молодого поколения проникают далеко не лучшие образцы массовой культуры. По этой причине этого у детей начинают проявляться, негативное отношение к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны и равнодушие к своей Родине. Патриотическое воспитание в любом обществе должно строиться на базовых ценностях народа и как следствие служить интересам государства, всецело прививающееся в детском возрасте.

Из этого следует, что одной из важнейших задач современности становится гражданско-патриотическое воспитание, именно подрастающего поколения, так как детство и юность – та самая благодатная пора для воспитания священного чувства любви к Родине. Ребёнок доверяет взрослым, подражает, прислушивается, искренне эмоционально отзывчив, именно в раннем возрасте начинают возникать искренние чувства и жизненные идеалы, так же это период развития социальных интересов. Пережитые в детстве знания и впечатления, остаются с человеком на всю его жизнь. В связи с этим формирование гражданского понимания и самосознания, будущего патриота своей Родины начинается с ранних лет, именно в детском возрасте закладываются чувства любви к родным людям, родному дому, краю, природе, традициям. За основу берутся простые и понятные для всех чувства, с помощью которых формируется и укрепляется – высокое чувство любви к Родине. Это означает, что развитие у ребёнка чувства любви ко всему близкому и родному с детства становится одним из важных направлений гражданско-патриотического воспитания. Возникновение чувства привязанности к любимым и близким душе местам: берёзке за домом, поляне ландышей по весне, является одним из компонентов патриотического воспитания.

Так же равным образом одной из важнейших задачей является воспитание у детей любви к трудовому и боевому прошлому нашей Родины. Эмоциональный, красочный рассказ о поступках героев труда, о настоящих подвигах ветеранов войны за наше Отечество вызывает сильные переживания, чувство гордости за нашу страну и людей, проживающих в ней. Переживание возникает как результат своего отношения к жизни другого человека, сострадания к нему. У детей начинает возникать стремление приумножить славу и могущество страны, исходя их прошлых традиций и полученных знаний.

Таким образом, высокое чувство любви к Родине есть продукт целой системы средств воспитания, который включает в себя пропаганду, рассказы об истории страны, организацию деятельности и поведения детей.

Из этого можно сделать вывод, что гражданско-патриотическое воспитание детей – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу. Можно добавить, что все эти чувства важно подкреплять личным примером, ведь дети учатся всему у взрослых, хотят быть похожими на них, а точнее на тех с кем они больше всего общаются – на своих родителей, старших братьев или сестёр, родственников, учителей и т.д.

Начальным этапом формирования у детей патриотического чувства следует считать накопленный опыт жизни в социуме своей страны, понимание и усвоение принятых государственных порядков, взаимоотношений и норм поведения. Всё выше перечисленное будет оказывать влияние на нравственное развитие младшего поколения, только при условии, что всё это будет окрашено личными чувствами и переживаниями детей. Конечно, определяющим критерием здесь выступают чувства, играющие определенную роль в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, так как нравственные чувства детей отличаются недостаточной прочностью и устойчивостью.

Вследствие этого большое значение гражданско-патриотического воспитания принадлежит учебному процессу. Так, дошкольные образовательные учреждения являются начальным звеном системы гражданско-патриотического воспитания. Они призваны помогать формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к природе малой Родине, своему Отечеству.

В этот период детского возраста происходит формирование духовно-нравственной ориентаций, культурно-ценностных основы личности ребенка, мышления, развитие его чувств и эмоций, осознания себя в окружающем мире, механизмов адаптации в обществе.

Этот отрезок жизни каждого человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности очень ярки и сильны, в связи с этим и остаются в памяти на долгие годы, что важно в воспитании патриотизма.

Для ребёнка в этот период Родиной является родной дом, двор, где он гулял, детский сад и родная природа. Воспитание патриотизма начинается с воспитания любви и привязанности к малой Родине, именно к тому месту, где человек родился. Недаром существует поговорка: «где родился, там и пригодился». В этой фразе заключена многовековая мудрость всего русского народа. Воспитание патриотизма у детей нужно начинать с простых вещей, таких например, как чтение народной сказки, все они передались от поколения к поколению основываясь на нравственных ценностях: добре, дружбе, взаимопомощи, трудолюбие.

"Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа".

Не случайно К.Д. Ушинский ввел в русскую педагогику литературу термин "народная педагогика", видя национальную самобытность в произведениях народного фольклора, следовательно, богатый материал, на котором можно основываться в воспитании у детей любви к Родине.

Если дошкольное образование можно считать начальным этапом в гражданско-патриотическом воспитании, то средние образовательные учреждения являются его фундаментом. Школа является сложным организмом, отражающим проблемы и противоречия, происходящие в обществе, благодаря воспитательному потенциалу, может определить ориентацию конкретной личности, является важнейшим инструментом, отвечающим за социализацию личности, который способен путем эволюции обеспечить воспитание гражданина и патриота. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Однако образование личности ребёнка должно быть направлено не только на усвоение определенных знаний, но и на развитие личной ответственности, самостоятельности, которые позволят эффективно учиться, действовать и трудиться в современных условиях. Зачастую, современные образовательные технологии предполагают организацию активной деятельности учащихся на уроках. Именно в этом и состоит важнейшая задача для реализации воспитательного потенциала урока на современном этапе – активная деятельность детей в области познания. Тем не менее, рост технологической и технической базы образования делает возможным реализовать не только теоретическую, но и практическую основополагающую педагогики и психологии воспитания детей патриотизму.

На школьных занятиях учащиеся могут больше узнать о прошлом и настоящем нашей Родины, изучают жизнь и заслуги лучших представителей науки, культуры, героями страны. С помощью знаний, полученных на уроках, у детей возникает большая заинтересованность в познании своей Родины, что является одной из важнейших предпосылок для возникновения патриотических чувств.

Школа в своё время должна больше направлять усилий на то, чтобы патриотические чувства детей выражались в полезных делах для школы, семьи, родного края. Помимо полезных дел, учащиеся должны научиться помогать другим, защищать их, так как, с этим тесно связана и другая более важная задача – воспитание у детей готовности защищать свою Родину.

Благодаря полученным знаниям на уроках у детей формируется и закрепляется гражданская и патриотическая позиция по отношению к своей стране. Поэтому очень важно точно преподнести информацию, так чтобы дети правильно её оценили, осознали и запомнили, иначе у них останутся в памяти искажённые познания о Родине и возникнут соответствующие чувства. Для младших школьников, не имеющих достаточного представления о своём Отечестве, они понимают под словом Родина лишь местность, где они проживают, нужно привить более глубокое представление о стране как о государстве.

В современное время наш социум мало волнует проблема воспитания детей в духе патриотизма. Не смотря на это, государство старается уделять серьезное внимание формированию патриотического чувства у школьников; это нашло отражение в ряде законодательных систем и норм. К сожалению, по непонятным причинам это касается только учащихся крупных городских школ, а в сельской местности, где чаще всего учатся дети военнослужащих, предметов с такой тематикой просто нет.

В учреждениях образования гражданско-патриотическое воспитание должно носить систематический характер, одной беседы с ветеранами недостаточно. Но тенденция на сегодняшний день такова, что внимания к гражданско-патриотическому воспитанию в большинстве школ уделяется либо мало, либо его нет совсем. Чтобы воспитать у детей любовь к Родине и нравственное отношение в целом нужно использовать в процессе разнообразные средства и методы, чтобы вызвать интерес у детей к истории страны, объектов патриотической гордости. Так же в задачу патриотического воспитания должны включаться формирование уважительного отношения к символам народа и государства - государственному флагу, гербу, гимну.

Воспитание патриотического духа у детей должно строиться как стимулирование переживаний, привнесение патриотического контекста, ситуаций, правил и норм поведения в деятельности воспитанников. Чтобы добиться успеха в воспитании патриотических чувств детей, используя символику, зависит от множества факторов, таких как:

- особых свойств содержания и формы символов;

- возможность образования смысловых ассоциативных связей, называемые К. Левиным «валетностью»;

- специфических порядков предъявления символов - сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий, что может интерпретироваться.

Если рассматривать гражданство и патриотизм как явление, необходимо остановится на наиболее глубинных, базовых и устойчивых характеристиках отношения между человеком и его Родиной (народом, природой, культурой), которые можно выразить такими понятиями, как «Отечество» и «Родина». Отсюда можно выделить трио составляющих: Общество - Природа - Культура, которые находятся вокруг человека, называемого воспитанником, что венчает собой очень богатую эвристическую схему.

Очевидно, что в морфологии слова «Отечество» производным является «отец», в тоже время привычное до банальности словосочетание «Родина - мать». Таким образом, здесь нужно обратить внимание на специфичное детско-родительское отношение, которое может дать ключ к пониманию самой сущности патриотизма. С одной стороны можно утверждать, что в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции, что выражается в благодарности детей по отношению к своим родителям за порождение на свет, уважение родителей, признание авторитета отца, возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время. Для ребёнка сильный отец – защитник, покровитель, наставник. Так же для детей важна возможность получить тепло, ласку, быть понятым, принятым, несмотря на совершённые ошибки, затаившееся обиды, заблуждения со стороны любящей матери.

В тоже время эти отношения можно рассмотреть наоборот, когда уже дети несут ответственность и заботу о родителях в старости или же болезни. Уже здесь можно говорить о второй составляющей отношений человека и страны, которая определяется в качестве Отечества или Родины – иную связь – функциональную, где человек – гражданин, получающий добро, а значит становится должником своей страны, вследствие чего реализует свой патриотический долг.

Отсюда следует, что специфика патриотического чувства как «любовь к Родине (Отечеству) » – это только эмоциональное отношение. Если же говорить о более важной задаче гражданско-патриотического воспитания, то она всецело занимается воспитанием патриотических чувств. Что не исключает необходимость личностно-ориентиро-ванного информационного обеспечения воспитания патриотических чувств, когда воспитанников включают в какие-либо виды деятельности.

Важным критерием проявления патриотизма у детей является наличие нравственного опыта, который ограничивается рамками той практической деятельности, в какую они включены (труд, общение с детьми и взрослыми). К сожалению, в начале 90-х годов прошлого века гражданско-патриотического воспитания в школах практически не стало, говоря иначе, оно сошло, «на нет». Помимо этого, воспитание патриотизма было затруднено из-за отсутствия методической литературы, то есть у педагогов не было возможности найти советы и рекомендации по этой проблеме.

Бесспорно, простые понятия добра и зла можно объяснить, не прибегая к специально разработанной литературе, но, к сожалению, с технологической стороны вопроса, обратить сознания детей к исторически сложившимся идеалам страны, помогая тем самым самостоятельно представить все достоинства и значение в мире России уже гораздо сложнее. Необходимо вырастить поколение граждан, которые будут благородны, готовы к подвигам, таких, которых принято называть лаконично – «патриот».

Во многих словарях и энциклопедических сборниках существует огромное количество разъяснений понятия «патриот». Мы выделим наиболее точные и емкие из них:

- патриот – это человек, готовый в любую минуту вступить в сражение и отдать свою жизнь за честь и свободу страны;

- патриот – человек, который гордится своей Родиной, ее культурой, православной верой и готов умереть за свой народ и за свою Родину.

Если проанализировать понятие «патриотизм», то оно представляет собой совокупность гордости достижениями и культурой своей Родины, желания сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремления защищать интересы Родины и своего народа.

Патриотизм является общечеловеческой ценностью, но для каждого человека – гражданина своей страны, он может проявляться как в чувстве безмерной гордости в связи с достижения Отечества, так и горечи за ее беды и неудачи, несчастья, постигшие нашу Родину на пути становления государством. Важно заложить фундамент воспитания этих чувств с малых лет у подрастающего поколения. Если же не воспитывать детей в гражданско-патриотическом духе, то в будущем они будут уважительны к историческому прошлому своего Отечества, бережно относиться к памяти народа, к традициям национального искусства, тем людям, которые своим творчеством обогатили национальную и общечеловеческую культуру.

Вне всякого сомнения, объектом патриотизма служит человек иначе говоря гражданин.

В «Толковом словаре великого русского языка» В.И. Даля приводятся два значения понятия «гражданин»: «городской житель, горожанин», и «член общины или народа, состоящего под одним общим управлением». А гражданственность раскрывается как «состояние гражданской общины; понятие и степень образования, необходимые для составления гражданского общества». Из этого следует, что само понятие «гражданское общество» используется в России, но, в отличие от западной в основном правовой трактовки, имеет нравственное содержание.

Так, в характеристике «гражданских доблестей», которые Даль определил как «мирные и миротворные; честь, любовь и правда», прослеживается специфика понимания гражданственности в России, делающая акцент на духовно – нравственных объединяющих началах, приоритете морали над правом.

Слово «воспитание» в словаре определяется как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Исходя из этого можно сказать, что гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения подразумевает приобщение его к историческим ценностям страны, общечеловеческим ценностям, при познании которых у ребёнка формируются свои чувства и отношение, характеризующиеся способностью к сотрудничеству в деятельности, умением принять и понять позицию другого, потребностью сделать деятельность более гармоничной, а так же взаимоотношения с окружающим миром, к родным местам и культуре.

От эпохи к эпохе менялись идеи, взгляды, воззрения на проблемы гражданско-патриотического воспитания начиная с античности.

Аристотель, основывался на упражнении в нравственных поступках – частом повторении желательных действий, в которых не должно быть крайностей, а наоборот, они должны быть продуманными и умеренными.

Наставления Я.А. Коменского в области нравственного воспитания имели религиозную основу. Он советовал воспитывать с детского возраста стремление к деятельности, правдивости, мужеству, опрятности, вежливости, почитании старших.

Формированию гражданско-патрио-тического воспитания детей придавал огромное значение К.Д. Ушинский в своей педагогике. По его мнению, нравственное воспитание должно быть неразрывно связано с трудовым и умственным воспитанием.

Исторические источники гражданства и патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённые существования государств, которые формировали привязанность к родному языку, земле. Когда образовались нации и национальные государства патриотизм становился частью общественного сознания, которое отражало общенациональные моменты развития страны.

Говоря в этом смысле о патриотизме, нужно отметить, что он представляет собой многогранное и сложное явление. Являясь одной из наиболее значимых ценностей в обществе, он соединил в своем содержании исторические, социальные, культурные, духовные, этнические и многие другие компоненты. В первую очередь патриотизм проявляется эмоционально-возвышенным отношением к Отечеству, поэтому выступает в качестве одной из важных составляющих духовного богатства личности человека, что характеризует высокий уровень ее социализации. Единство гражданской зрелости, социальной активности, духовности, гражданской зрелости и является истинным патриотизмом, действенной побудительной силой, реализующей в своей деятельности на благо Родины.

В течение многих веков патриотическое и гражданское воспитание несло определенную идеологию, направленную на укрепление государства. На Руси дух патриотизма всего народа всегда подпитывался лозунгом «За святую Русь», который воплощал в себе веру и любовь к Родине. Соединяя православие и самодержавие, любовь к Родине, защитники Российской империи шли в бой со словами «за Веру, Царя и Отечество».

В дореволюционной России главной являлась религиозно–монархическая парадигма гражданско-патриотического воспитания, которая основывалась на нравственно – православном принципе.

Для периода после революции 1917-го года было характерным прерывание преемственности в развитии гражданско-патриотического воспитания. Новой целью в те годы стало утверждение государственной диктатуры пролетариата, которая воспитывала так называемого «нового человека», другими словами создавалась новая пролетарская культура. Теперь гражданин характеризовался как борец, самоотверженно сражающийся за победу коммунизма в стране и в мировом масштабе. Понятие «советский патриотизм» помимо идеологической нагрузки несло ответственность всех граждан за судьбу страны. Бытовала в ту пору фраза: «Прежде думай о Родине, а потом о себе».

Согласно Конституции РСФСР 1918 г. Гражданами являлись все трудящиеся страны, но с идейно-нравственной точки зрения, участие в решении задач, которые стояли перед государством, далеко не все.

Поэтому задачей гражданского воспитания было разрешить эти противоречия. Так же приоритетными в те годы являлись и другие задачи, такие как подготовка подрастающего поколения, к принятию на себя функции хозяина государства и труженика, гражданина страны, освободить школу от духовного давления масс, так, чтобы ребенок учился в ней и был творцом своей жизни.

С началом коллективизации сельского хозяйства и провозглашением наступления социализма, по всей стране был обозначен переход к новому периоду жизни, связанный с ростом культа личности, сокращением самодеятельных начал в жизни социума. Вследствие этого в период с 1928 г. по март 1953 г. был характерен возврат к воспитанию доверия у граждан к государству и беспрекословное принятие ими официальных норм и ценностей. Всё это было осуществлено для развития гражданско-патриотического воспитания. В эти годы понятие «гражданского воспитания» било поглощено понятием «коммунистическое воспитание», само понятие «гражданственность» в начале XX века отсутствовало в справочной литературе и словарях. Советская дошкольная педагогика рекомендовала формировать у детей основы патриотизма, коллективизма, интернационализма.

Если рассматривать период «оттепели», то ему характерны зарождение идеи гражданского воспитания на демократических началах, через трудовую политехническую школу, которая способна наиболее успешно сформировать гражданина. Вновь поставлена проблема духовных основ гражданского воспитания. Вследствие чего было заключено, что гражданственность формируется на основе выработки чести, человечности, трудолюбия, другими словами простых норм нравственности.

Наряду с этим, в 60-70-е гг. прошлого века понимание патриотизма рассматривалось как составная часть понятия нравственности, где основной упор делался на познании своей страны именно в детском возрасте. Появлялись исследования, опиравшиеся на сферу эмоций ребенка.

Если говорить о 1985 – 1993 годах, то для этих лет после часто безосновательным и коренным сломом всего созданного ранее, характерен кризис гражданского воспитания. В этот период провозглашался тезис о самоцености личности в отрыве ее от гражданской ответственности.

В настоящее же время социальная дифференциация общества, были утрачены духовно-нравственные ценности – это оказало негативное влияние на сознание общества, большинства возрастных и социальных групп россиян, и в первую очередь, о чём уже ранее упоминалось в нашем исследовании, детей и молодежи. Снизился процесс воспитательного воздействия нашего образования, культуры, искусства, тех важных факторов, без которых невозможно формирование патриотизма. У младшего поколения стала заметнее утрата традиционного гражданско-патриотиче-ского сознания. В процессе перестройки в новых социально-экономических условиях были утрачены идеологические ценности.

Поэтому нужно поставить задачи, с помощью которых можно достичь поставленной цели по гражданско-патриотическому воспитанию детей:

1. Сформировать у детей системные познания о своей Родине, которые могут быть представлены следующим образом: географические и природоведческие сведения особенности родного края, климата; знания об особенностях жизни своего народа, традициях, быте, культуре, труде; о достопримечательностях родного края, города, столицы, страны; некоторые и сведения о жизни народа в разные периоды истории; о подвигах героев в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников своего города, улицы.

2. Воспитать у детей интерес к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость на события жизни общества. Вследствие чего, предполагается активизация эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, доброго отношения к окружающим, любви к природе, родному городу, восхищение произведениями народного творчества, уважение к истории народа, ненависти к врагам.

3. Включать детей в практическую деятельность для применения полученных знаний. Это должно помочь формированию у младших школьников определенных навыков и умений, таких как в умение отражать накопленные знания в игровой форме, трудовой и художественной деятельности, умение принять участие в общественном труде, общении со взрослыми и сверстниками, отразить знания в речи, бережно относиться к природе, а так же результатам труда других.

Гражданско-патриотическое воспитание детей в настоящее время не имеет не только определенной целостности, но и должного смысла. Поэтому нуждается в более высокой степени научной разработки, а также дальнейшем развитии, с новыми взглядами и осмыслениями данной проблемы в российском обществе в целом.

О важности любви ребенка к Родине написано много, поскольку обращение к отечеству, к его наследию и традициям воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо изучать и знать культуру своих предков. Именно знание истории народа, истории развития страны, поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своего народа, но и других.



Библиографический список.

1.Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / И. А. Агапова.- М., 2002.- 212 с.

2.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2004.С. 32-37.

3.Бесова М.А. Воспитываем патриотов: пособие– Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 135 с. 13-26.

4.Куприянова Б.В., «Патриотическое воспитание в современной школе» - М.: 2011.С. 57.

5.Мазыкина В.Н, Монахов В.М.. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса - Волгоград: Перемена, 2004 - С.27.

6.Патриотизм // Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1989. – С. 358.

7.Ушакова З.П. Истоки патриотизма – в семье. –2009, Киев. С. 92-94.

8.Щеголев А.А. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в СССР в 1937–1945 гг.: по материалам журнала "Советская педагогика" / А.А. Щеголев // Педагогика. – 2007. – № 9. – С. 76–85.