Библиографическое описание:
Урумова А.В. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» // Современная начальная школа. 2022. № 12 (43). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/43-1.pdf.
Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий, умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе, формулировать собственное мнение.
Структура и содержание урока.
I Организационный момент.
Мы умные, мы дружные,
Мы - внимательные, мы - старательные!
Мы отлично учимся,
Все у нас получится!
II Актуализация знаний.
1. Работа с перфокартами.
-определите падеж выделенных имен существительных, отметьте ответ в таблице.
1) Разноцветное коромысло над рекой повисло.
2) Длинной шеей я кручу, груз тяжелый подхвачу.
3) Над избушкой висит хлеба краюшка.
4) Вьется веревка, на конце - головка.
5) Бегут по дорожке доски, да ножки.
6) Черный конь скачет в огонь.
7) На пяти проводах отдыхает стая птах.
8) В тесной избушке ткут холсты старушки.
9) В воде купался, а сух остался.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
И.п.
+
Р.п.
+
+
Д.п.
+
В.п.
+
+
Т.п.
+
П.п.
+
+
2.Взаимопроверка в парах. (Друг другу дети ставят кружок зеленого цвета, если все правильно, красного цвета, если есть ошибки)
Кто работу выполнил правильно - поднимите зеленый сигнал светофорика, а красный – тот, кто выполнил с ошибками.
III.Самоопределение к деятельности.
1.Прочитайте предложение:
Бабушка рассказала мне о сестр… и дочер….
- Найдите в предложении однородные члены.
- Как в предложении они соединены?
- Каким членом предложения они являются?
- Какой частью речи они выражены?
- Определите их род и падеж.
- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных?
Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.
- Что вы заметили? (Окончания разные)
- Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?
На этот вопрос нам сегодня еще предстоит ответить.
(Ставлю? знак)
2.Подведение к теме урока.
- А сейчас пододвиньте к себе тетради.
Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.
· Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (сказуемое)
· Главная неизменяемая часть слова? (корень)
· Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
· Изменяемая часть слова? (окончание)
· Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)
· Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)
· В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что?
· Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ?
· Соединительная гласная в сложном слове вездеход?
Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ.
- Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)
IV. Сообщение темы урока. Постановка цели.
- Прочитайте название темы на с.89 учебника.
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить?
- Сформулируйте задачи урока.
V. Работа по теме урока.
1.Работа по учебнику. Работа в группах.
Упр. 153, (с.89)
- Прочитайте слова в каждой группе. К какой части речи они относятся?
- Определите род у имен существительных.
- Я вам, ребята предлагаю разбиться на 3 группы и провести исследование.
- Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.
1 группа – изменяет по падежам слова папа, лиса;
2 группа – изменить по падежам слово стол, окно;
3 группа – изменить по падежам слово рожь, степь.
– Что общего во всех столбиках?
– Чем отличаются?
– Почему же тогда разные окончания?
– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные.
1 столбик – ж. р. и м. р. с окончанием -а, -я.
2 столбик – м. р. с ; с. р. с окончанием -о, -е.
3 столбик – ж. р. ь с
Вывод:
окончания имен существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.
-Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
- Сколько групп склонений в русском языке?
- Что для них характерно?
Вывод: в зависимости от падежных окончаний имена сущ. можно разделить на 3 большие группы – 3 склонения.
К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я.
Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с и с. р. с окончанием -о, -е.
К 3 склонению – имена сущ. ж. р. с ь .
2.Закрепление знаний.
Распределение существительных по склонениям.
-Еще раз, на что необходимо обратить внимание?
-По цепочке определяем склонение у наших слов.
(Жизнь, фасоль, печь, дочь, папа,картофель, степь, автомобиль, вещица, морковь, конь, неправда,боль)
Определите падеж и склонение существительных в единственном числе:
Сорвет дятел шишку на ели, принесет ее на березу и вставит в щель. Ловко стучит он клювом по шишке. Отработанную шишку бросит дятел вниз. Так и складывается под березой груда еловых шишек.
5.Работа с новыми словарными словами.
БЕСЕДА- это словарное слово и второе словарное слово с сегодняшнего урока – это слово БЕСЕДОВАТЬ.
- Какие это слова?
4.Упр.154, (с.89). (Работа в парах)
- Спишите слова, дописывая и выделяя окончания. Укажите род.
- Подумайте в чем сходство и различие данных слов.
- Какие слова вы записали: какого они рода, какие имеют окончания, в каком числе употреблены?
- Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена существительные вы записали?
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Упр.155, (с.90) (Самостоятельная работа)
- Какого склонения данные имена существительные? Докажите.
- Как об этом сказано в учебнике, прочитайте на с.90.
VII.Подведение итогов урока.
- Что такое склонение?
- Сколько групп склонений в русском языке?
- Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных.
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Оцените результаты своего труда на уроке.
Домашнее задание.
1.Правило.
2.Упр.156, с.90
Урумова А.В. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» // Современная начальная школа. 2022. № 12 (43). Часть 1. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/43-1.pdf.
Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.
Личностные УУД:
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат;
Регулятивные УУД:
умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий, умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.
Познавательные УУД:
умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение; поиск и выделение необходимой информации; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе, формулировать собственное мнение.
Структура и содержание урока.
I Организационный момент.
Мы умные, мы дружные,
Мы - внимательные, мы - старательные!
Мы отлично учимся,
Все у нас получится!
II Актуализация знаний.
1. Работа с перфокартами.
-определите падеж выделенных имен существительных, отметьте ответ в таблице.
1) Разноцветное коромысло над рекой повисло.
2) Длинной шеей я кручу, груз тяжелый подхвачу.
3) Над избушкой висит хлеба краюшка.
4) Вьется веревка, на конце - головка.
5) Бегут по дорожке доски, да ножки.
6) Черный конь скачет в огонь.
7) На пяти проводах отдыхает стая птах.
8) В тесной избушке ткут холсты старушки.
9) В воде купался, а сух остался.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
И.п.
+
Р.п.
+
+
Д.п.
+
В.п.
+
+
Т.п.
+
П.п.
+
+
2.Взаимопроверка в парах. (Друг другу дети ставят кружок зеленого цвета, если все правильно, красного цвета, если есть ошибки)
Кто работу выполнил правильно - поднимите зеленый сигнал светофорика, а красный – тот, кто выполнил с ошибками.
III.Самоопределение к деятельности.
1.Прочитайте предложение:
Бабушка рассказала мне о сестр… и дочер….
- Найдите в предложении однородные члены.
- Как в предложении они соединены?
- Каким членом предложения они являются?
- Какой частью речи они выражены?
- Определите их род и падеж.
- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных?
Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.
- Что вы заметили? (Окончания разные)
- Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?
На этот вопрос нам сегодня еще предстоит ответить.
(Ставлю? знак)
2.Подведение к теме урока.
- А сейчас пододвиньте к себе тетради.
Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.
· Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (сказуемое)
· Главная неизменяемая часть слова? (корень)
· Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)
· Изменяемая часть слова? (окончание)
· Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)
· Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)
· В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что?
· Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ?
· Соединительная гласная в сложном слове вездеход?
Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ.
- Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)
IV. Сообщение темы урока. Постановка цели.
- Прочитайте название темы на с.89 учебника.
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить?
- Сформулируйте задачи урока.
V. Работа по теме урока.
1.Работа по учебнику. Работа в группах.
Упр. 153, (с.89)
- Прочитайте слова в каждой группе. К какой части речи они относятся?
- Определите род у имен существительных.
- Я вам, ребята предлагаю разбиться на 3 группы и провести исследование.
- Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.
1 группа – изменяет по падежам слова папа, лиса;
2 группа – изменить по падежам слово стол, окно;
3 группа – изменить по падежам слово рожь, степь.
– Что общего во всех столбиках?
– Чем отличаются?
– Почему же тогда разные окончания?
– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные.
1 столбик – ж. р. и м. р. с окончанием -а, -я.
2 столбик – м. р. с ; с. р. с окончанием -о, -е.
3 столбик – ж. р. ь с
Вывод:
окончания имен существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.
-Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
- Сколько групп склонений в русском языке?
- Что для них характерно?
Вывод: в зависимости от падежных окончаний имена сущ. можно разделить на 3 большие группы – 3 склонения.
К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я.
Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с и с. р. с окончанием -о, -е.
К 3 склонению – имена сущ. ж. р. с ь .
2.Закрепление знаний.
Распределение существительных по склонениям.
-Еще раз, на что необходимо обратить внимание?
-По цепочке определяем склонение у наших слов.
(Жизнь, фасоль, печь, дочь, папа,картофель, степь, автомобиль, вещица, морковь, конь, неправда,боль)
Определите падеж и склонение существительных в единственном числе:
Сорвет дятел шишку на ели, принесет ее на березу и вставит в щель. Ловко стучит он клювом по шишке. Отработанную шишку бросит дятел вниз. Так и складывается под березой груда еловых шишек.
5.Работа с новыми словарными словами.
БЕСЕДА- это словарное слово и второе словарное слово с сегодняшнего урока – это слово БЕСЕДОВАТЬ.
- Какие это слова?
4.Упр.154, (с.89). (Работа в парах)
- Спишите слова, дописывая и выделяя окончания. Укажите род.
- Подумайте в чем сходство и различие данных слов.
- Какие слова вы записали: какого они рода, какие имеют окончания, в каком числе употреблены?
- Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена существительные вы записали?
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Упр.155, (с.90) (Самостоятельная работа)
- Какого склонения данные имена существительные? Докажите.
- Как об этом сказано в учебнике, прочитайте на с.90.
VII.Подведение итогов урока.
- Что такое склонение?
- Сколько групп склонений в русском языке?
- Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных.
VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Оцените результаты своего труда на уроке.
Домашнее задание.
1.Правило.
2.Упр.156, с.90