Микрюкова Ирина Николаевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 5, г. Саяногорск
Библиографическое описание: Микрюкова И.Н. Урок русского языка во 2-м классе на тему «Мягкий знак на конце и в середине слова» // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.
Цель: закреплять знания о роли мягкого знака; совершенствовать умения писать мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы; воспитывать трудолюбие, дружеские отношения в совместной работе.
Оборудование: вертушки (технология Базарного), магнитные экраны, сигнальные карточки, рисунки солнышка, диск Чайковский «Времена года»
Формируемые УУД:
личностные: самоопределение, смыслообразование;
познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка, карандаш, экран, сигнал, тетрадка.
Проверили? Вот здорово!
К уроку всё готово.
- Ну что же, раз к уроку всё готово – давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.
- А сейчас закройте глаза и вслушайтесь в эту музыку. (Чайковский цикл «Времена года» «Подснежник»)
- Как вы думаете, о каком времени года рассказывает этот музыкальный фрагмент?
- Как вы это поняли?
- Совершенно верно, этот фрагмент о весне из цикла «Времена года» Чайковского.
- К нам на урок тоже заглянула весна в виде весеннего солнышка, оно у каждого на столе.
- Какое настроение у нашего гостя?
- Сегодня на уроке вы должны оценить свою работу (выполнил задание – закрасил лучик)
Чистописание
Отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём (лес)
- Подберите однокоренные слова. (Лес, лесок, лесной, лесник)
Какое слово лишнее?
- Назовите первый звук, который слышится в этих словах.
- Дайте характеристику звуку л
- Как на письме обозначается звук л?
- Повторим написание строчной буквы л
- Подготовим пальчики к работе. (разминаем каждый пальчик)
1,2,3,4,5, - вышли пальцы погулять
1 – этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой
2 – этот пальчик для того, чтоб показывать его
3- этот пальчик самый длинный и стоит он в середине
4 – этот пальчик безымянный, он разбалованный самый
5 – этот пальчик хоть и мал – очень ловок и удал.
- Откройте тетради
Я тетрадь свою открою
И наклонно пложу.
Сяду ровно, не согнусь
За работу я примусь.
- Запишите число.
- Вспомним написание буквы л
- Напишите букву л, рядом напишите букву л в соединении с 6 буквой алфавита, с 7 буквой алфавита, с 10 буквой алфавита. С 32 буквой алфавита, с 33 буквой.
- Проверьте друг у друга.
Прочитайте хором записанные слоги.
- Что объединяет данные слоги?
- Что придаёт мягкость согласному звуку л?
- Сделайте вывод, какие буквы обозначают мягкость согласного на письме.
Словарная работа (на вертушках)
- Прочитайте слова на вертушках.
Б-рёза, р-бята, -сина, р-бина, учит-ль, уч-ник
-Что общего в этих словах?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
-Какое слово можно назвать лишним и почему?
Приготовьте экраны.
-Покажите, какая буква пропущена в 1 слове, во 2 слове и т.д.
- Запишите эти слова в тетрадь.
1 вариант – слова, которые отвечают на вопрос кто?
2 вариант – слова, которые отвечают на вопрос что?
Поставьте ударение, выделите орфограмму. (взаимопроверка)
- Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие. (учитель)
-Составьте устно предложение с этим словом.
Запишите это предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу.
Формулирование темы и целей урока.
-По классу тёплым весенним ветерком разнесло слова. Прочитайте их.
-Что общего в этих словах? (все слова с ь)
Предположите тему нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке?
-На какие две группы можно разделить эти слова?
-Соберите эти слова и распределите их в два столбика, в зависимости от местонахождения ь
-Какое место занимает ь в словах первого столбика?
Какую роль играет ь в конце слова после согласных?
- Какое место занимает ь в словах второго столбика?
Какую роль играет ь в середине слова между двумя согласными?
Какой из двух согласных произносится мягко?
- Какой общий вывод можно сделать?
-Прочитайте слова первого столбика без ь Что заметили? Что происходит?
- Что случится, если буквы ь не будет в языке?
- Сделайте вывод, какую ещё роль играет ь в словах?
В тетрадь выпишите слова, в которых все согласные звуки мягкие. (один ученик пишет на индивидуальной доске проверка сигнальными карточками) Докажите.
Физминутка
-Если звучит слово с мягким знаком в конце слова после согласной – вы хлопаете в ладоши; если с мягким знаком в середине слова между согласными – приседаете, если произнесу слово без ь – топаете ногами.
Тень, школьник, палка, боль, пилка, борьба, мель, зверьки, уголки, плыть, мальчик, окунь, зорька
Выполнить упражнение для глаз.
Закрепление
Работа по учебнику
с.114 упр.190 – по заданию по вариантам. (взаимопроверка)
Прочитайте слова, которые выписали. (сигналят карточками)
Что общего в этих словах?
Что ещё можно сказать об этих словах? (букв больше чем звуков)
- А почему? Сделайте вывод.
Вывод: Мягкий знак звука не обозначает.
Работа в группах
- К нам сегодня пришла телеграмма. И не одна, а целых шесть.
Что означает слово телеграмма?
Обратимся к толковому словарю.
- Эта телеграмма от капитана Врунгеля.
Из какого произведения этот герой и кто автор?
- Во всех шести телеграммах одинаковый текст. У капитана что-то случилось, раз он столько телеграмм отправил. Но вот что хотел сообщить капитан не понятно. Прочитай те текст. Давайте вместе разберёмся.
Работаем в группах.
Кончился угол.
Сел я на мел.
Галка под нами.
Я вес похудел.
Какие ошибки допустил капитан?
Итог.
- Что вы можете сказать о букве ь?
Рефлексия
- Давайте посмотрим, как вы работали на уроке. Покажите солнышки.
- Молодцы, вы хорошо работали.
Домашнее задание.
с.78 упр.173
для желающих творческое задание – сочинить устно сказку о роли ь в словах.
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 5, г. Саяногорск
Библиографическое описание: Микрюкова И.Н. Урок русского языка во 2-м классе на тему «Мягкий знак на конце и в середине слова» // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.
Цель: закреплять знания о роли мягкого знака; совершенствовать умения писать мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы; воспитывать трудолюбие, дружеские отношения в совместной работе.
Оборудование: вертушки (технология Базарного), магнитные экраны, сигнальные карточки, рисунки солнышка, диск Чайковский «Времена года»
Формируемые УУД:
личностные: самоопределение, смыслообразование;
познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Ход урока
Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ну-ка, проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка, карандаш, экран, сигнал, тетрадка.
Проверили? Вот здорово!
К уроку всё готово.
- Ну что же, раз к уроку всё готово – давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.
- А сейчас закройте глаза и вслушайтесь в эту музыку. (Чайковский цикл «Времена года» «Подснежник»)
- Как вы думаете, о каком времени года рассказывает этот музыкальный фрагмент?
- Как вы это поняли?
- Совершенно верно, этот фрагмент о весне из цикла «Времена года» Чайковского.
- К нам на урок тоже заглянула весна в виде весеннего солнышка, оно у каждого на столе.
- Какое настроение у нашего гостя?
- Сегодня на уроке вы должны оценить свою работу (выполнил задание – закрасил лучик)
Чистописание
Отгадайте загадку.
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём (лес)
- Подберите однокоренные слова. (Лес, лесок, лесной, лесник)
Какое слово лишнее?
- Назовите первый звук, который слышится в этих словах.
- Дайте характеристику звуку л
- Как на письме обозначается звук л?
- Повторим написание строчной буквы л
- Подготовим пальчики к работе. (разминаем каждый пальчик)
1,2,3,4,5, - вышли пальцы погулять
1 – этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой
2 – этот пальчик для того, чтоб показывать его
3- этот пальчик самый длинный и стоит он в середине
4 – этот пальчик безымянный, он разбалованный самый
5 – этот пальчик хоть и мал – очень ловок и удал.
- Откройте тетради
Я тетрадь свою открою
И наклонно пложу.
Сяду ровно, не согнусь
За работу я примусь.
- Запишите число.
- Вспомним написание буквы л
- Напишите букву л, рядом напишите букву л в соединении с 6 буквой алфавита, с 7 буквой алфавита, с 10 буквой алфавита. С 32 буквой алфавита, с 33 буквой.
- Проверьте друг у друга.
Прочитайте хором записанные слоги.
- Что объединяет данные слоги?
- Что придаёт мягкость согласному звуку л?
- Сделайте вывод, какие буквы обозначают мягкость согласного на письме.
Словарная работа (на вертушках)
- Прочитайте слова на вертушках.
Б-рёза, р-бята, -сина, р-бина, учит-ль, уч-ник
-Что общего в этих словах?
- На какие две группы можно разделить эти слова?
-Какое слово можно назвать лишним и почему?
Приготовьте экраны.
-Покажите, какая буква пропущена в 1 слове, во 2 слове и т.д.
- Запишите эти слова в тетрадь.
1 вариант – слова, которые отвечают на вопрос кто?
2 вариант – слова, которые отвечают на вопрос что?
Поставьте ударение, выделите орфограмму. (взаимопроверка)
- Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие. (учитель)
-Составьте устно предложение с этим словом.
Запишите это предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу.
Формулирование темы и целей урока.
-По классу тёплым весенним ветерком разнесло слова. Прочитайте их.
-Что общего в этих словах? (все слова с ь)
Предположите тему нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке?
-На какие две группы можно разделить эти слова?
-Соберите эти слова и распределите их в два столбика, в зависимости от местонахождения ь
-Какое место занимает ь в словах первого столбика?
Какую роль играет ь в конце слова после согласных?
- Какое место занимает ь в словах второго столбика?
Какую роль играет ь в середине слова между двумя согласными?
Какой из двух согласных произносится мягко?
- Какой общий вывод можно сделать?
-Прочитайте слова первого столбика без ь Что заметили? Что происходит?
- Что случится, если буквы ь не будет в языке?
- Сделайте вывод, какую ещё роль играет ь в словах?
В тетрадь выпишите слова, в которых все согласные звуки мягкие. (один ученик пишет на индивидуальной доске проверка сигнальными карточками) Докажите.
Физминутка
-Если звучит слово с мягким знаком в конце слова после согласной – вы хлопаете в ладоши; если с мягким знаком в середине слова между согласными – приседаете, если произнесу слово без ь – топаете ногами.
Тень, школьник, палка, боль, пилка, борьба, мель, зверьки, уголки, плыть, мальчик, окунь, зорька
Выполнить упражнение для глаз.
Закрепление
Работа по учебнику
с.114 упр.190 – по заданию по вариантам. (взаимопроверка)
Прочитайте слова, которые выписали. (сигналят карточками)
Что общего в этих словах?
Что ещё можно сказать об этих словах? (букв больше чем звуков)
- А почему? Сделайте вывод.
Вывод: Мягкий знак звука не обозначает.
Работа в группах
- К нам сегодня пришла телеграмма. И не одна, а целых шесть.
Что означает слово телеграмма?
Обратимся к толковому словарю.
- Эта телеграмма от капитана Врунгеля.
Из какого произведения этот герой и кто автор?
- Во всех шести телеграммах одинаковый текст. У капитана что-то случилось, раз он столько телеграмм отправил. Но вот что хотел сообщить капитан не понятно. Прочитай те текст. Давайте вместе разберёмся.
Работаем в группах.
Кончился угол.
Сел я на мел.
Галка под нами.
Я вес похудел.
Какие ошибки допустил капитан?
Итог.
- Что вы можете сказать о букве ь?
Рефлексия
- Давайте посмотрим, как вы работали на уроке. Покажите солнышки.
- Молодцы, вы хорошо работали.
Домашнее задание.
с.78 упр.173
для желающих творческое задание – сочинить устно сказку о роли ь в словах.