Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Микрюкова И.Н. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2-М КЛАССЕ НА ТЕМУ «МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА»

Микрюкова Ирина Николаевна
учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 5, г. Саяногорск

Библиографическое описание: Микрюкова И.Н. Урок русского языка во 2-м классе на тему «Мягкий знак на конце и в середине слова» // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

Цель: закреплять знания о роли мягкого знака; совершенствовать умения писать мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость, умение сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы; воспитывать трудолюбие, дружеские отношения в совместной работе.

Оборудование: вертушки (технология Базарного), магнитные экраны, сигнальные карточки, рисунки солнышка, диск Чайковский «Времена года»

Формируемые УУД:

личностные: самоопределение, смыслообразование;

познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.

Ход урока

Организационный момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Ну-ка, проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка, карандаш, экран, сигнал, тетрадка.

Проверили? Вот здорово!

К уроку всё готово.

- Ну что же, раз к уроку всё готово – давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.

- А сейчас закройте глаза и вслушайтесь в эту музыку. (Чайковский цикл «Времена года» «Подснежник»)

- Как вы думаете, о каком времени года рассказывает этот музыкальный фрагмент?

- Как вы это поняли?

- Совершенно верно, этот фрагмент о весне из цикла «Времена года» Чайковского.

- К нам на урок тоже заглянула весна в виде весеннего солнышка, оно у каждого на столе.

- Какое настроение у нашего гостя?

- Сегодня на уроке вы должны оценить свою работу (выполнил задание – закрасил лучик)

Чистописание

Отгадайте загадку.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём (лес)

- Подберите однокоренные слова. (Лес, лесок, лесной, лесник)

Какое слово лишнее?

- Назовите первый звук, который слышится в этих словах.

- Дайте характеристику звуку л

- Как на письме обозначается звук л?

- Повторим написание строчной буквы л

- Подготовим пальчики к работе. (разминаем каждый пальчик)

1,2,3,4,5, - вышли пальцы погулять

1 – этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой

2 – этот пальчик для того, чтоб показывать его

3- этот пальчик самый длинный и стоит он в середине

4 – этот пальчик безымянный, он разбалованный самый

5 – этот пальчик хоть и мал – очень ловок и удал.

- Откройте тетради

Я тетрадь свою открою

И наклонно пложу.

Сяду ровно, не согнусь

За работу я примусь.

- Запишите число.

- Вспомним написание буквы л

- Напишите букву л, рядом напишите букву л в соединении с 6 буквой алфавита, с 7 буквой алфавита, с 10 буквой алфавита. С 32 буквой алфавита, с 33 буквой.

- Проверьте друг у друга.

Прочитайте хором записанные слоги.

- Что объединяет данные слоги?

- Что придаёт мягкость согласному звуку л?

- Сделайте вывод, какие буквы обозначают мягкость согласного на письме.

Словарная работа (на вертушках)

- Прочитайте слова на вертушках.

Б-рёза, р-бята, -сина, р-бина, учит-ль, уч-ник

-Что общего в этих словах?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

-Какое слово можно назвать лишним и почему?

Приготовьте экраны.

-Покажите, какая буква пропущена в 1 слове, во 2 слове и т.д.

- Запишите эти слова в тетрадь.

1 вариант – слова, которые отвечают на вопрос кто?

2 вариант – слова, которые отвечают на вопрос что?

Поставьте ударение, выделите орфограмму. (взаимопроверка)

- Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие. (учитель)

-Составьте устно предложение с этим словом.

Запишите это предложение в тетрадь. Выделите грамматическую основу.

Формулирование темы и целей урока.

-По классу тёплым весенним ветерком разнесло слова. Прочитайте их.

-Что общего в этих словах? (все слова с ь)

Предположите тему нашего урока. Чем мы будем заниматься на уроке?

-На какие две группы можно разделить эти слова?

-Соберите эти слова и распределите их в два столбика, в зависимости от местонахождения ь

-Какое место занимает ь в словах первого столбика?

Какую роль играет ь в конце слова после согласных?

- Какое место занимает ь в словах второго столбика?

Какую роль играет ь в середине слова между двумя согласными?

Какой из двух согласных произносится мягко?

- Какой общий вывод можно сделать?

-Прочитайте слова первого столбика без ь Что заметили? Что происходит?

- Что случится, если буквы ь не будет в языке?

- Сделайте вывод, какую ещё роль играет ь в словах?

В тетрадь выпишите слова, в которых все согласные звуки мягкие. (один ученик пишет на индивидуальной доске проверка сигнальными карточками) Докажите.

Физминутка

-Если звучит слово с мягким знаком в конце слова после согласной – вы хлопаете в ладоши; если с мягким знаком в середине слова между согласными – приседаете, если произнесу слово без ь – топаете ногами.

Тень, школьник, палка, боль, пилка, борьба, мель, зверьки, уголки, плыть, мальчик, окунь, зорька

Выполнить упражнение для глаз.

Закрепление

Работа по учебнику

с.114 упр.190 – по заданию по вариантам. (взаимопроверка)

Прочитайте слова, которые выписали. (сигналят карточками)

Что общего в этих словах?

Что ещё можно сказать об этих словах? (букв больше чем звуков)

- А почему? Сделайте вывод.

Вывод: Мягкий знак звука не обозначает.

Работа в группах

- К нам сегодня пришла телеграмма. И не одна, а целых шесть.

Что означает слово телеграмма?

Обратимся к толковому словарю.

- Эта телеграмма от капитана Врунгеля.

Из какого произведения этот герой и кто автор?

- Во всех шести телеграммах одинаковый текст. У капитана что-то случилось, раз он столько телеграмм отправил. Но вот что хотел сообщить капитан не понятно. Прочитай те текст. Давайте вместе разберёмся.

Работаем в группах.

Кончился угол.

Сел я на мел.

Галка под нами.

Я вес похудел.

Какие ошибки допустил капитан?

Итог.

- Что вы можете сказать о букве ь?

Рефлексия

- Давайте посмотрим, как вы работали на уроке. Покажите солнышки.

- Молодцы, вы хорошо работали.

Домашнее задание.

с.78 упр.173

для желающих творческое задание – сочинить устно сказку о роли ь в словах.