Библиографическое описание:
Потоцкая М.А. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 1 КЛАССЕ // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.
Тема: Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строениями птиц.
Цели:
¾ познакомить с птицами и показать их разнообразие;
¾ учить выделять существенные признаки птиц;
¾ исследовать строение пера птиц.
Планируемые результаты:
1. Учащиеся научатся называть основной признак птиц.
2. Научатся узнавать некоторые виды птиц среди других птиц.
3. Научатся приводить примеры птиц.
4. Научатся описывать птиц по плану.
Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формировать уважительное отношение к иному мнению.
Метапредметные:
регулятивные УУД:
- учить понимать и принимать информацию из разных источников
(фотографии, таблицы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать, анализировать, делать выводы.
познавательных УУД:
- познакомить с птицами и их отличительными признаками, показать их многообразие и красоту, учить распознавать птиц среди других представителей животного мира с помощью атласа – определителя.
коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество; формировать умение работать в группе, умение общаться, управлять своим поведением, принимать решение и обосновывать его.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе).
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Технология деятельностного подхода.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальный опрос учащихся, индивидуальная работа, работа в парах.
Образовательные ресурсы: учебник «Окружающий мир 1 класс» А.А. Плешаков и др., презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран),карточки с изображением птиц, письмо «Мудрой Совы», памятки, таблица «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Отличительные признаки птиц», «Описание птиц», плакат «Строение птиц», «Это полезно знать», фотографии птиц в зоопарке, книги «Гадкий утёнок», «Гуси-лебеди», «Сказка о золотом петушке», рисунки учащихся «Где встречаются тайцы?», Красная книга Донбасса, поделки «Наши пернатые друзья», перья павлина, сигнальные карточки.
УМК: «Школа России»
Ход урока
I. Организация начала урока.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
II. Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним с какими группами животных мы уже познакомились? (Рыбы, насекомые)
«Минутка синоптика»
Слушание пения птиц
- А вы узнали чьи это голоса? (Синички)
III. Самоопределение к деятельности.
- Как выдумаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам)
- На какие мы ответим? Чему научимся?
- Узнаем кого называют птицами.
- Будем учиться определять птиц. Будем описывать их по плану.
- Давайте заглянем в гости к Муравьишке-Вопросику. Оказывается, он не один, у него в гостях Черепашка. Давайте послушаем рассказ Муравьишки.
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. Какие разные животные, подумал я, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы. А вы как думаете, ребята?» (ответы учащихся)
IV. Изучение нового материала.
- Чтобы увидеть животных, о которых говорил муравей, нам необходимо открыть учебник на странице 36.
Рассматривание животных
- Действительно ли все они птицы?
- Знаете ли вы животное, похожее на белку? (Это белка-летяга)
- Птица ли она? (Это экзотическое домашнее животное.)
- Летучая мышь – птица? (Это не грызун и не птица, отряд млекопитающие/ рукокрылые.)
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, так как не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.
- Посмотрите на птиц, которых вы видите. Найдите их общий признак. (Перья)
- Можете ли вы ответить на вопрос «Кто такие птицы?»
- Теперь давайте посмотрим в учебник, такой ли вывод подсказывает Черепашка на странице 37?
Вывод: Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.
Строение птиц
- Муравьишка-Вопросик предлагает нам познакомиться со строением птиц на странице 36.
- Рассмотрим птиц.
- Назовите основные части тела.
- Чем покрыто тело птиц? (Перьями)
Физкультминутка
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень,
Тири – тири, тень-тень-тень.
V. Формирование навыков.
1. Практическая работа.
- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами превратимся в учёных.
- Чем занимаются учёные? (Наблюдают, исследуют, размышляют и делают выводы)
Орнитологи – люди, которые изучают птиц.
- Рассмотрим перья.
- Пуховые, мягкие, они помогают сохранить тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.
- У пера есть стержень, бородки - они соединены друг с другом. Внутри перо полое, пустое.
- Подуйте на перо. Что случилось? (Оно колышется, летит, значит, перья лёгкие.)
Опыт:
Я макну перо в стакане с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит?
(Перья защищают птиц от воды и сырости.)
- Птицы смазывают свои перья жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.
- Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Большие перья помогают летать, а маленькие – защищают от холода.
- Кто знает, как люди раньше использовали перья? (Использовали для письма)
Беседа
- Рассмотрите птиц, вы их узнали? Назовите их.
- Что общего у всех этих птиц? (Перья)
- Какая самая большая птица в мире?
Страус
Он слишком тяжёлый для полётов, а перья на крыльях – короткие. У него длинные, сильные ноги, которые помогают страусу бегать быстрее своих врагов.
Пингвин
Не летает, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой.
- Посмотрите на Черепашку. Она украшена перьями. Чьи это перья?
Распустила хвост жар-птица,
И горит, и серебрится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес... (Павлин)
- Для чего некоторым птицам необходимо яркое оперение? (Для маскировки)
- Обратите внимание на плакат. Рассмотрим его.
Отличительные признаки птиц
Размер
Окраска
Место обитания
Особенности питания
Описание павлина с использованием плаката
- Отгадайте загадки.
1. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
2. Во дворе я — королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
3. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
4. Серый маленький комочек
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей -
Ждет тебя наш... (Воробей)
Описание птиц с использованием плаката
План
1. Название.
2. Размеры.
3. Окраска оперения.
4. Особенности частей тела.
- Сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»
- У человека нос, а у птицы – (клюв).
- У зверей шерсть, а у птиц – (перья).
- Рыбы плавают в реке, а птицы летают – (в небе).
- Дом лисы - нора, а дом птицы – (гнездо).
- У животных – 4 лапы, а у птиц – (2 лапы).
- Животные – рычат, а птицы – (щебечут).
- Кто может ответить на вопросы: Кто такие домашние птицы? Дикие? Перелётные? Зимующие?
- Рассмотрите плакаты и соотнесите их с верным определением.
Письмо Совы:
Памятка. Подкармливайте птиц зимой. Помоги зимующим птицам.
Рубрика «Что почитать о птицах?». Выставка книг
- Рассмотрите выставку книг.
- Какие книги вы ведёте? Чему они вас учат?
VI. Рефлексия.
- Муравей-Вопросик просит ещё раз сказать ему, кто такие птицы.
- Приведите примеры птиц.
- С каким настроением работали?
- Что понравилось на уроке?
- Оцените свои достижения с помощью сигнальных карточек.
VII. Итог урока.
- Ответьте хором:
«Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.»
- Вы молодцы! Мне было очень приятно очень работать с вами. я увидела умных, заинтересованных детей. Скажите себе: «Я молодец! Я думал! Я старался, я сделал открытие!».
Литература.
Плаешаков А.А. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Часть 1 -2011.
Потоцкая М.А. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 1 КЛАССЕ // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.
Тема: Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строениями птиц.
Цели:
¾ познакомить с птицами и показать их разнообразие;
¾ учить выделять существенные признаки птиц;
¾ исследовать строение пера птиц.
Планируемые результаты:
1. Учащиеся научатся называть основной признак птиц.
2. Научатся узнавать некоторые виды птиц среди других птиц.
3. Научатся приводить примеры птиц.
4. Научатся описывать птиц по плану.
Личностные УУД:
- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формировать уважительное отношение к иному мнению.
Метапредметные:
регулятивные УУД:
- учить понимать и принимать информацию из разных источников
(фотографии, таблицы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать, анализировать, делать выводы.
познавательных УУД:
- познакомить с птицами и их отличительными признаками, показать их многообразие и красоту, учить распознавать птиц среди других представителей животного мира с помощью атласа – определителя.
коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество; формировать умение работать в группе, умение общаться, управлять своим поведением, принимать решение и обосновывать его.
- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе).
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Технология деятельностного подхода.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальный опрос учащихся, индивидуальная работа, работа в парах.
Образовательные ресурсы: учебник «Окружающий мир 1 класс» А.А. Плешаков и др., презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран),карточки с изображением птиц, письмо «Мудрой Совы», памятки, таблица «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Отличительные признаки птиц», «Описание птиц», плакат «Строение птиц», «Это полезно знать», фотографии птиц в зоопарке, книги «Гадкий утёнок», «Гуси-лебеди», «Сказка о золотом петушке», рисунки учащихся «Где встречаются тайцы?», Красная книга Донбасса, поделки «Наши пернатые друзья», перья павлина, сигнальные карточки.
УМК: «Школа России»
Ход урока
I. Организация начала урока.
Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас!
II. Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним с какими группами животных мы уже познакомились? (Рыбы, насекомые)
«Минутка синоптика»
Слушание пения птиц
- А вы узнали чьи это голоса? (Синички)
III. Самоопределение к деятельности.
- Как выдумаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам)
- На какие мы ответим? Чему научимся?
- Узнаем кого называют птицами.
- Будем учиться определять птиц. Будем описывать их по плану.
- Давайте заглянем в гости к Муравьишке-Вопросику. Оказывается, он не один, у него в гостях Черепашка. Давайте послушаем рассказ Муравьишки.
«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. Какие разные животные, подумал я, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы. А вы как думаете, ребята?» (ответы учащихся)
IV. Изучение нового материала.
- Чтобы увидеть животных, о которых говорил муравей, нам необходимо открыть учебник на странице 36.
Рассматривание животных
- Действительно ли все они птицы?
- Знаете ли вы животное, похожее на белку? (Это белка-летяга)
- Птица ли она? (Это экзотическое домашнее животное.)
- Летучая мышь – птица? (Это не грызун и не птица, отряд млекопитающие/ рукокрылые.)
- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, так как не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.
- Посмотрите на птиц, которых вы видите. Найдите их общий признак. (Перья)
- Можете ли вы ответить на вопрос «Кто такие птицы?»
- Теперь давайте посмотрим в учебник, такой ли вывод подсказывает Черепашка на странице 37?
Вывод: Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.
Строение птиц
- Муравьишка-Вопросик предлагает нам познакомиться со строением птиц на странице 36.
- Рассмотрим птиц.
- Назовите основные части тела.
- Чем покрыто тело птиц? (Перьями)
Физкультминутка
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку,
И с дорожки на плетень,
Тири – тири, тень-тень-тень.
V. Формирование навыков.
1. Практическая работа.
- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?
- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами превратимся в учёных.
- Чем занимаются учёные? (Наблюдают, исследуют, размышляют и делают выводы)
Орнитологи – люди, которые изучают птиц.
- Рассмотрим перья.
- Пуховые, мягкие, они помогают сохранить тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.
- У пера есть стержень, бородки - они соединены друг с другом. Внутри перо полое, пустое.
- Подуйте на перо. Что случилось? (Оно колышется, летит, значит, перья лёгкие.)
Опыт:
Я макну перо в стакане с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит?
(Перья защищают птиц от воды и сырости.)
- Птицы смазывают свои перья жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.
- Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Большие перья помогают летать, а маленькие – защищают от холода.
- Кто знает, как люди раньше использовали перья? (Использовали для письма)
Беседа
- Рассмотрите птиц, вы их узнали? Назовите их.
- Что общего у всех этих птиц? (Перья)
- Какая самая большая птица в мире?
Страус
Он слишком тяжёлый для полётов, а перья на крыльях – короткие. У него длинные, сильные ноги, которые помогают страусу бегать быстрее своих врагов.
Пингвин
Не летает, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой.
- Посмотрите на Черепашку. Она украшена перьями. Чьи это перья?
Распустила хвост жар-птица,
И горит, и серебрится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес... (Павлин)
- Для чего некоторым птицам необходимо яркое оперение? (Для маскировки)
- Обратите внимание на плакат. Рассмотрим его.
Отличительные признаки птиц
Размер
Окраска
Место обитания
Особенности питания
Описание павлина с использованием плаката
- Отгадайте загадки.
1. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
2. Во дворе я — королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
3. Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица — почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
4. Серый маленький комочек
Чик-чирик - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей -
Ждет тебя наш... (Воробей)
Описание птиц с использованием плаката
План
1. Название.
2. Размеры.
3. Окраска оперения.
4. Особенности частей тела.
- Сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»
- У человека нос, а у птицы – (клюв).
- У зверей шерсть, а у птиц – (перья).
- Рыбы плавают в реке, а птицы летают – (в небе).
- Дом лисы - нора, а дом птицы – (гнездо).
- У животных – 4 лапы, а у птиц – (2 лапы).
- Животные – рычат, а птицы – (щебечут).
- Кто может ответить на вопросы: Кто такие домашние птицы? Дикие? Перелётные? Зимующие?
- Рассмотрите плакаты и соотнесите их с верным определением.
Письмо Совы:
Памятка. Подкармливайте птиц зимой. Помоги зимующим птицам.
Рубрика «Что почитать о птицах?». Выставка книг
- Рассмотрите выставку книг.
- Какие книги вы ведёте? Чему они вас учат?
VI. Рефлексия.
- Муравей-Вопросик просит ещё раз сказать ему, кто такие птицы.
- Приведите примеры птиц.
- С каким настроением работали?
- Что понравилось на уроке?
- Оцените свои достижения с помощью сигнальных карточек.
VII. Итог урока.
- Ответьте хором:
«Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.»
- Вы молодцы! Мне было очень приятно очень работать с вами. я увидела умных, заинтересованных детей. Скажите себе: «Я молодец! Я думал! Я старался, я сделал открытие!».
Литература.
Плаешаков А.А. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Часть 1 -2011.