Высшая школа делового администрирования
Публикации
2023

Потоцкая М.А. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 1 КЛАССЕ

Библиографическое описание:
Потоцкая М.А. КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 1 КЛАССЕ // Современная начальная школа. 2023. № 11 (54). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2023/54.pdf.

Тема: Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строениями птиц.

Цели:

¾ познакомить с птицами и показать их разнообразие;

¾ учить выделять существенные признаки птиц;

¾ исследовать строение пера птиц.

Планируемые результаты:

1. Учащиеся научатся называть основной признак птиц.

2. Научатся узнавать некоторые виды птиц среди других птиц.

3. Научатся приводить примеры птиц.

4. Научатся описывать птиц по плану.

Личностные УУД:

- развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формировать уважительное отношение к иному мнению.

Метапредметные:

регулятивные УУД:

- учить понимать и принимать информацию из разных источников

(фотографии, таблицы); пользоваться дополнительными источниками информации; наблюдать, анализировать, делать выводы.

познавательных УУД:

- познакомить с птицами и их отличительными признаками, показать их многообразие и красоту, учить распознавать птиц среди других представителей животного мира с помощью атласа – определителя.

коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество; формировать умение работать в группе, умение общаться, управлять своим поведением, принимать решение и обосновывать его.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками (распределение ролей в коллективной работе).

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.

Технология деятельностного подхода.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальный опрос учащихся, индивидуальная работа, работа в парах.

Образовательные ресурсы: учебник «Окружающий мир 1 класс» А.А. Плешаков и др., презентация, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран),карточки с изображением птиц, письмо «Мудрой Совы», памятки, таблица «Дикие птицы», «Домашние птицы», «Отличительные признаки птиц», «Описание птиц», плакат «Строение птиц», «Это полезно знать», фотографии птиц в зоопарке, книги «Гадкий утёнок», «Гуси-лебеди», «Сказка о золотом петушке», рисунки учащихся «Где встречаются тайцы?», Красная книга Донбасса, поделки «Наши пернатые друзья», перья павлина, сигнальные карточки.

УМК: «Школа России»

Ход урока

I. Организация начала урока.

Прозвенел для нас звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Мы хороший дружный класс

Всё получится у нас!

II. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним с какими группами животных мы уже познакомились? (Рыбы, насекомые)

«Минутка синоптика»

Слушание пения птиц

- А вы узнали чьи это голоса? (Синички)

III. Самоопределение к деятельности.

- Как выдумаете, чему будет посвящена тема нашего урока? (птицам)

- На какие мы ответим? Чему научимся?

- Узнаем кого называют птицами.

- Будем учиться определять птиц. Будем описывать их по плану.

- Давайте заглянем в гости к Муравьишке-Вопросику. Оказывается, он не один, у него в гостях Черепашка. Давайте послушаем рассказ Муравьишки.

«Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. За лесом, на окраине деревни, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Большая ночная бабочка пролетела надо мной, бесшумно взмахивая крыльями. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. Какие разные животные, подумал я, но все они умеют летать… Наверное, все они птицы. А вы как думаете, ребята?» (ответы учащихся)

IV. Изучение нового материала.

- Чтобы увидеть животных, о которых говорил муравей, нам необходимо открыть учебник на странице 36.

Рассматривание животных

- Действительно ли все они птицы?

- Знаете ли вы животное, похожее на белку? (Это белка-летяга)

- Птица ли она? (Это экзотическое домашнее животное.)

- Летучая мышь – птица? (Это не грызун и не птица, отряд млекопитающие/ рукокрылые.)

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Умение летать не подходит, так как не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо.

- Посмотрите на птиц, которых вы видите. Найдите их общий признак. (Перья)

- Можете ли вы ответить на вопрос «Кто такие птицы?»

- Теперь давайте посмотрим в учебник, такой ли вывод подсказывает Черепашка на странице 37?

Вывод: Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.

Строение птиц

- Муравьишка-Вопросик предлагает нам познакомиться со строением птиц на странице 36.

- Рассмотрим птиц.

- Назовите основные части тела.

- Чем покрыто тело птиц? (Перьями)

Физкультминутка

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень,

Тири – тири, тень-тень-тень.

V. Формирование навыков.

1. Практическая работа.

- Вы сказали, что тело птиц покрыто перьями. А что такое перо?

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами превратимся в учёных.

- Чем занимаются учёные? (Наблюдают, исследуют, размышляют и делают выводы)

Орнитологи – люди, которые изучают птиц.

- Рассмотрим перья.

- Пуховые, мягкие, они помогают сохранить тепло. Это тот самый пух, которым набивают подушки. Маховые перья помогают птицам летать. Они жёсткие и упругие.

- У пера есть стержень, бородки - они соединены друг с другом. Внутри перо полое, пустое.

- Подуйте на перо. Что случилось? (Оно колышется, летит, значит, перья лёгкие.)

Опыт:

Я макну перо в стакане с водой. Перо не намокло, вода капельками скатилась. О чём это говорит?

(Перья защищают птиц от воды и сырости.)

- Птицы смазывают свои перья жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают.

- Итак, мы выяснили, что тело птицы – хитроумно устроенный «аппарат», и важную роль в нём играют перья. Большие перья помогают летать, а маленькие – защищают от холода.

- Кто знает, как люди раньше использовали перья? (Использовали для письма)

Беседа

- Рассмотрите птиц, вы их узнали? Назовите их.

- Что общего у всех этих птиц? (Перья)

- Какая самая большая птица в мире?

Страус

Он слишком тяжёлый для полётов, а перья на крыльях – короткие. У него длинные, сильные ноги, которые помогают страусу бегать быстрее своих врагов.

Пингвин

Не летает, а крылья использует как ласты, чтобы плавать в воде и под водой.

- Посмотрите на Черепашку. Она украшена перьями. Чьи это перья?

Распустила хвост жар-птица,

И горит, и серебрится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес... (Павлин)

- Для чего некоторым птицам необходимо яркое оперение? (Для маскировки)

- Обратите внимание на плакат. Рассмотрим его.

Отличительные признаки птиц

Размер

Окраска

Место обитания

Особенности питания

Описание павлина с использованием плаката

- Отгадайте загадки.

1. Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)

2. Во дворе я — королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

3. Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица — почтальон,

Пролетит любой маршрут. (Голубь)

4. Серый маленький комочек

Чик-чирик - замерз он очень!

Солнце, выгляни скорей -

Ждет тебя наш... (Воробей)

Описание птиц с использованием плаката

План

1. Название.

2. Размеры.

3. Окраска оперения.

4. Особенности частей тела.

- Сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко»

- У человека нос, а у птицы – (клюв).

- У зверей шерсть, а у птиц – (перья).

- Рыбы плавают в реке, а птицы летают – (в небе).

- Дом лисы - нора, а дом птицы – (гнездо).

- У животных – 4 лапы, а у птиц – (2 лапы).

- Животные – рычат, а птицы – (щебечут).

- Кто может ответить на вопросы: Кто такие домашние птицы? Дикие? Перелётные? Зимующие?

- Рассмотрите плакаты и соотнесите их с верным определением.

Письмо Совы:

Памятка. Подкармливайте птиц зимой. Помоги зимующим птицам.

Рубрика «Что почитать о птицах?». Выставка книг

- Рассмотрите выставку книг.

- Какие книги вы ведёте? Чему они вас учат?

VI. Рефлексия.

- Муравей-Вопросик просит ещё раз сказать ему, кто такие птицы.

- Приведите примеры птиц.

- С каким настроением работали?

- Что понравилось на уроке?

- Оцените свои достижения с помощью сигнальных карточек.

VII. Итог урока.

- Ответьте хором:

«Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями.»

- Вы молодцы! Мне было очень приятно очень работать с вами. я увидела умных, заинтересованных детей. Скажите себе: «Я молодец! Я думал! Я старался, я сделал открытие!».

Литература.

Плаешаков А.А. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Часть 1 -2011.