Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Здоровцова Г.И. РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Библиографическое описание:
Здоровцова Г.И. Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья // Современная начальная школа. 2021. № 18. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/18.pdf.

В последние годы в нашей стране, к счастью, все большее внимание уделяется образованию детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ).

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понятие «инклюзивное образование» трактуется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Теперь принято излагать не «дети - инвалиды», а «другие дети», «особенные дети», изрядно сглаживая первые впечатления… Словосочетание изменилось, а вот его значимость – нет. «Иные» дети существуют: они живут вблизи с нами, растут, учатся, взрослеют и различаются от нас только физиологическими ограничениями и своим отношением к жизни. Этим деткам предстоит не только вырасти и получить заслуживающее обучение, но и преодолеть с хладнокровием общества, что гораздо сложнее. Собственно, поэтому теперь так остро стоит задача обучения и социализации «специальных» детей. И в чём же значится функция дополнительного образования в работе с «особыми» детьми?

Дополнительное образование предоставляет реальную вероятность выбора ребенку с ОВЗ своего личного образовательного пути, расширяет пространств, в котором возможно формироваться личность ребенка, гарантирует ему “ ситуацию успеха.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

· Каждый человек способен чувствовать и думать.

· Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

· Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

· Все люди нуждаются друг в друге.

· Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

· Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

· Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

· Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В широком значении слова, инклюзивное образование - это не только обучение детей инвалидов, но и всех детей, имеющих конкретные особенности личности – это и дети современной задержкой психологического развития, и дети со свойствами аутизма, и, в том числе, одаренные дети, имеющие хрупкую психологическую особенность.

Одной из первоочередных мер по исполнению положений Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей является реабилитация ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Преимущество на получение образования является обязательным для любого человека. Все мы знаем, что большая численность детей-инвалидов так и не смогли развить и осуществить свой высокоинтеллектуальный и творческий потенциал, так как жизнь в режиме непрерывного психического стресса не дает возможность им объективно оценить свои данные. И если образование детей-инвалидов по программе общеобразовательной школы ведется, то организация дополнительного образования таких детей связана с огромными сложностями. Так, например, посещение кружков дополнительного образования для ребенка с диагнозом ДЦП очень часто становится просто невыполнимым, так как им необходимо значительно больше времени для того, чтобы отразить самые простые действия. Даже для того, чтобы ровно перерезать лист бумаги, им необходимо приложить максимально усилий. А при этом еще и выдержать взгляды и высказывания некоторых ребят. У детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с физическими проблемами существуют отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Чувствительность, возбудимость, пассивность этих детей обусловлена не только физическими проблемами здоровья, но и недостатком общения и социального развития в целом: многие учащиеся из-за стеснения общаются только с детьми с такими, же проблемами здоровья. Общение же с обычными сверстниками располагает к доверительным отношениям и раскрепощению. Положительные эмоции способствуют плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ.

Поэтому работа с детьми с ОВЗ – это не только направление в образовательном учреждении, но и большое желание родителей, и необходимая потребность самих детей.

У педагога стоит решение таких задач, как:

– составление индивидуальных планов работы;

– донесение информации родителям;

– выявление трудностей ребенка;

– проведение индивидуальных занятий;

– применение на занятиях умений и навыков в другие виды деятельности.

Следовательно, к таким детям нужен индивидуальный подход. Удовлетворение от общения с ровесниками располагает к доверительным отношениям. Одобрительный эмоциональный фон содействует плодотворному обучению и воспитанию детей с ОВЗ. Поэтому работа с детьми с ОВЗ – это не только направленность в образовательной политики, но и стремление родителей, и потребность самих детей, и выполнимость педагогического коллектива. Педагог может основываться на правила общения с такими детьми:

- не сопоставлять с остальными детьми;

- не стоит устремляться сделать его более «комфортным» и внешне адекватным;

- не навязывать себя ребенку, если приняли решение с ним поиграть или чему-то обучить;

- быть эмоционально вежливым не только внешне, но и внутренне;

- не заострять внимание на неудачах;

- использовать различные формы поддержки ребенка без слов, такие как, пожатие руки, улыбку, поглаживание по голове, подмигивание, объятия;

- воздержаться долгих объяснений или бесед, т.к. нередко они попросту недоступны детям.

- научить ребенка всегда заканчивать начатое дело;

- быть терпимым к «странному поведению» ребенка;

- к любому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в силу своего недостатка, а с позиции, что он может.

Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве образовательного учреждения, подразумевает, что дети с разными особенностями обязаны быть интегрированы в общий образовательный процесс, а организация образования делает им для этого нужные условия. В связи с этим увеличивается роль и значимость педагога в образовательном пространстве, так как он становится соучастником инклюзивного процесса в сотрудничестве с командой профессионалов, администрации и родителями.

Учатся «специальные» дети по общим дополнительным программам, но педагоги всегда применяют индивидуальный подход в их обучении.

Внедрение в работу детских объединений реализуемых направленностей дополнительного образования – способа интегративного подхода разрешило детям, имеющим нарушения развития, наравне со своими здоровыми сверстниками, изучать базовые навыки, умения и знания по предметным областям.

Особенным подвидом в организации процесса дополнительного образования являются индивидуальные занятия с детьми побочной линии развития, дозволяющие сопровождать образовательный процесс любого обучающегося (воспитанника) по универсальной траектории с учетом личностных и возрастных особенностей. Одной из главных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Главная цель данной работы – оказать помощь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им потребоваться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье. По итогам проведённого мониторинга для родителей (законных представителей), воспитывающих детей с ОВЗ выяснилось, что родители заинтересованы в получении детьми дополнительного образования, они хотят, чтобы их дети общались со сверстниками, по возможности учились в детских объединениях в общих группах, чтобы детей завлекали к участию в досуговой деятельности.

Система дополнительного образования охватывает в себя все разнообразие творческих направлений, удовлетворяющих различные интересы детей всех возрастных групп. Дополнительное образование, в отличие от основного, в наибольшей степени адаптировано для создания доступной образовательной среды.

Дополнительное образование может дать реальную возможность выбора ребенку с ОВ своего индивидуального образовательного пути, увеличивает пространство, в котором возможно формировать личность ребенка, гарантирует ему “ ситуацию успеха ”.

Приобретенные навыки и умения в системе дополнительного образования имеют все шансы в дальнейшей жизни этих детей быть отнюдь не только лишь досугом, но и профилизацией их актуального статуса.

Дети учатся способностям общения, приемам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и совершать верный выбор.

Чтобы сформировать у обучающихся начальных классов интерес к учению необходимо применять метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха. Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.

В связи с этим существенное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению учащимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Имеет важное значение, что позитивные результаты достигаются долговременной работой и в узком сотрудничестве всех участников образовательного процесса.

Инклюзия – это попытка дать убеждённость в собственных силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особенном отношении и поддержке. Для этих детей нужны всевозможные модификации и варианты в методиках подачи информации преподавателями.

Поэтому, необходимо повышение квалификации педагогов при помощи семинаров, круглых столов, конференций с приглашением педагогов-дефектологов, а также Интернет-конференций, которые позволят приобретать неоценимый опыт профессионалов в области инклюзивного образования из различных населенных пунктов России.

Таковым образом, ребенок с особыми образовательными возможностями имеет и общие для всех потребности, ключевая из которых – необходимость в любви и стимулирующей формирование обстановке. Ребенок обязан вести жизнь в наибольшей степени приближенной к стандартной. Обучаться могут все дети, следовательно, всем им должна быть предоставлена возможность получить и дополнительное образование.