Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Куц Ирина Александровна
педагог-психолог
МАДОУ №10 «Березка»
ХМАО – Югра город Радужный
Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности несовершеннолетних
Одним из главных институтов воспитания в современном обществе является семья. В жизни каждого человека семья занимает особое место, ведь весь опыт, который он получает в ней, сохраняет в течение всей жизни, так дети, вырастая, повторяют в своей семье поведение своих родителей.
В семье происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, устанавливаются основные ценности жизни, нормы поведения, формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. Она может являться источником развития и эмоционально-психологической поддержки личности, так и источником психологической травмы и личностными расстройствами: психосоматическими заболеваниями, неврозами, отклонениями в поведении. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. [1]
Проблемами взаимоотношений родителей и детей занимались многие авторы: А.Г. Ковалев, Б. Леви, В.Л. Титаренко, Н. Кон, а также зарубежные: Я. Корчак, Д. Спок, К. Росс, В. Сатир, А. Дела Торе. Большую ценность в этом плане представляют работы наших классиков: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.С. Спиваковской, Л.И. Божович, А.В. Добрович, А.А. Бодалева, которые отразили общие закономерности психологического развития ребенка, природу детства и его периодизацию. Кроме того, в отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В.В. Столин, А.С. Спиваковская.[2]
Анализ литературы показывает, что само отношение подростков определяют как центральное образование личности, которое в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности.[3]
Большое значение в становлении личности ребенка имеет стиль семейного воспитания. Стиль семейного воспитания – это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком.[4]
Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении. Существует несколько разнообразных классификаций стилей семейного воспитания. Базовой считается модель американского психолога Дианы Баумринд: авторитетный, авторитарный, индифферентный, либеральный.[5]
В отечественной и зарубежной психологии широко распространены работы, описывающие многообразие типов, стилей семейного воспитания. В связи с этим практически невозможно вывести единую классификацию стилей и автора. В психологии принято выделять 6 основных стилей семейного воспитания: авторитарный; демократический (авторитетный); попустительский (либеральный); хаотический; опекающий; отчужденный (индифферентный).
Авторитарный стиль – родители подавляют инициативу ребенка, принимают все решения за него, ограничивают самостоятельность ребенка, не обосновывают свои требования, жестко контролируют, используют запреты, выговоры и физические наказания, требуют от ребенка высоких достижений, вторгаются в личное пространство. В подростковом возрасте авторитарность родителей повлечет серьезные проблемы.[6] Реакция детей может быть разной. Более активные и сильные подростки сопротивляются давлению родителей, конфликтуют, отстаивают свою позицию, проявляют агрессивность, начинают бунтовать, могут сбегать из дома. Другие, слушаются родителей, уступают и подчиняются, всегда и во всем полагаются на родителей. При таком воспитании к подростковому возрасту у ребенка формируется либо враждебность, агрессивность, конфликтность, стремление доминировать, ненависть к родителям, решение вопросов только силой, грубое, хамское поведение и отношение к окружающим, либо нерешительность, невротизированность, не уверенность в себе, робость, неумение постоять за себя, потеря чувства собственного достоинства. Такие подростки испытывают трудности в адаптации в социуме и окружающем мире. В школе им сложно находить друзей, устанавливать контакт с учителями. При таком стиле воспитания у детей формируется лишь механизм внешнего контроля и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать неуправляемым, антиобщественным т. Авторитарное стиль воспитания лишает ребенка душевной близости, теплоты, любви, ласки, заботы, сочувствия, доверия между детьми и родителями, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Демократический стиль воспитания (авторитетный) – при данном стиле родители поощряют инициативу, личную ответственность и самостоятельность своих детей согласно возрасту.[7] Ребенок воспитывается как самостоятельная, самобытная личность. Этот стиль характеризуется теплым эмоциональным принятием ребенка и высоким уровнем контроля со стороны взрослых. Родители выражают ребёнку свою любовь, доброжелательность, между родителями и детьми есть взаимопонимание, теплые чувства, частое дружеское общение. Родители внимательны к своему ребёнку, эмоционально поддерживают его, создают в семье атмосферу любви и заботы. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей, участвуют в принятии решений. Родители требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в выполнении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение. Подросток чувствует свою значимость в семье. Такое отношение формирует у подростка дисциплинированность, ответственность за свои поступки, активную жизненную позицию, чувство собственного достоинства, самостоятельность, самопринятие, инициативность и целеустремленность, любознательность, растут независимыми, с адекватной самооценкой, умеющими контролировать свои желания, дисциплинировать себя. Формируется способность договариваться, находить компромиссные решения, считаться с мнением окружающих. Хорошо учатся в школе, менее подвержены негативному влиянию сверстников, умеют хорошо ладить и строить взаимоотношения с людьми. В школе у таких подростков не возникают конфликтов с учителями, поскольку ребенок понимает свои обязанности и приучен выполнять их. Подростки знают, что родители всегда смогут его выслушать и помочь. Родители в общении используют методы убеждений, обсуждений, компромисса, доводов. В такой семье отсутствуют физические наказания и словесная агрессия.
Попустительский стиль (либеральный) – родитель дает ребенку «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, ни в чем не ограничивает. Он не понимает слово «надо» и требования родителей не слышит.[8] Для самоутверждения ребенок использует капризы, требования, демонстративно обижается. Родитель выбирает тактику невмешательства, не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности. Отношения являются дистантными, отчужденными, отсутствует доверие. Общение с ребенком строится на принципе вседозволенности и низкой дисциплины, характерна неспособность или нежелание направлять ребенка. В подростковом возрасте, такие дети часто конфликтуют с теми, кто не потакает им. В школе у подростов возникают проблемы со сверстниками и педагогами, поскольку они не приучены выполнять требования взрослых, уступать, слушаться старших, следовать законам и правилам. Из-за чего подросток вырастает эгоистичным, конфликтным, постоянно недоволен окружающими, что не дает ему строить нормальные взаимоотношения со сверстниками. Не способен к близости и привязанности, отсутствует желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать. Проявляется хамство и вседозволенность, воровство, враньё, распущенность, безответственность, не умение «держать слова». Отсутствие контроля со стороны семьи приводит к тому, что подросток включается в асоциальные группы, т.к. у него не сформировались психологические механизмы, необходимые для ответственного поведения в обществе. Подросток, выросший в обстановке вседозволенности, более подвержен психологическим проблемам, фобиям, депрессиям. Он не научен контролировать себя и своё поведение, неспособен противостоять жизненным проблемам.
Хаотический стиль – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет четких конкретных, определенных требований к ребенку, между родителями возникают разногласия по поводу выбора воспитательных мер.[9] Непредвиденность родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и вызывают повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, невротические реакции, агрессивность и неуправляемость, антисоциальное поведение. При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, подросток отличается незрелостью суждений, имеют низкую самооценку. Про таких подростков в школе говорят, что они неуправляемы. Им очень сложно адаптироваться в социуме, поскольку у них нет четких, конкретных ориентиров в оценках и поведении.
Опекающий стиль (гиперопека) – родители хотят постоянно находиться возле ребенка, решать за него все возникающие проблемы, живут вместо него, лишают его самостоятельности в физическом, психическом и социальном развитии.[10] Родители чрезмерно следят за поведением подростка, тревожатся, заботятся и опекают. Чем подавляют инициативу, волю и свободу ребенка, лишают самостоятельности, воспитывает покорность, безволие, беспомощность. Опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой – к формированию у него тревожности, беспомощности, инфантильности, плаксивости, неуверенности в себе, подросток становится невротизированным, слабо ориентируется в социальной сфере. Дети вырастают послушными, но неуверенными в себе, своих силах и возможностях, бояться сделать что-то не так, ошибиться. Некоторые дети в подростковом возрасте стремятся вырваться из-под чрезмерного контроля и опеки родителей, проявляют агрессию, становятся непослушными и своевольными. Возникают трудности с взаимоотношением со сверстниками. Гиперопека, контроль, ограничения и запреты формируют у подростка скрытность, умение хитрить, обманывать. Такие подростки зависимы от чужого, а также негативного влияния окружающих. Подростки начинают врать для самозащиты от родителей, постоянно пытающихся контролировать их, что приводит к отчуждению от них. Родители неосознанно тормозят формирование у ребенка разных навыков и умений, развитие настойчивости в достижении цели, трудолюбия.
Отчужденный стиль воспитания – подразумевает безразличие родителей к личности ребенка.[11] Родители «не замечают», ребенка, не заинтересованы его развитием и внутренним миром, не проявляют интереса к делам подростка в школе, к его личной жизни. Активно избегают общения с ним, держат его на расстоянии от себя, отсутствует теплота в отношении к ребенку, относятся с пренебрежением, игнорируя его эмоциональные потребности. Дети предоставлены сами себе. Такой стиль бывает в семьях, где родители равнодушны и безразличны к своему ребенку, в неблагополучных семьях, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем или наркотиками. Такое отношение делает подростка несчастным, неуверенным в себе, одиноким, замкнутым, формируется агрессивность, недоверие к окружающим, эмоциональная отчужденность, тревожность. Подростки становятся либо безответственными и неуверенными в себе, либо наоборот неуправляемыми и импульсивными. Они избегают общения, не стремятся устанавливать социальные контакты. Существует опасность вовлечения подростков в асоциальные группы, такие подростки часто имеют проблемы с законом.
В семье не всегда стили воспитания могут проявляться в чистом виде. Родители в разных ситуациях применяют разные стили. Чередование стилей, непоследовательность, неблагоприятно влияет на ребенка. В семье нужно установить единый стиль воспитания, понятный ребенку, учитывающий его потребности и возможности.
Стиль семейного воспитания отражает не только родительские личностные особенности, их позиции, но и складывающуюся личность ребенка. От того какой стиль семейного воспитания будет применяться в семье, зависит развитие ребенка, формирования у него тех или иных черт характера, моделей поведения, особенностей взаимоотношений с родителями и окружающими. Любая дисгармония в семье и воспитании приводит к негативным последствиям, к проблемам в поведении. В настоящее время отмечается разрушение сложившихся семейных ценностей, в этих условиях особенно остро встает проблема отклоняющегося поведения у подростков. Самосознание подростка формируется в первую очередь под воздействием семейной системы. И ошибки семейного воспитания оказывают значительное влияние на развитие противоправных форм поведения несовершеннолетних.
Список использованной литературы:
1. Алексеева Л.С., Плотник М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М., 1995 г.
2. Антонов А.И. Семейная дезорганизация // Жизнедеятельность семьи /Под ред.А.И. Антонова. М. 1990 г.
3. Грейс К. Психология развития// Издательство «Питер» Спб, -2000г.- с.132-134.
4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения/ А.Б. Добрович. – М., 1987 г.
5. Кузьмишина Т. Л., Амелина Е. С., Пермякова А. А., Хохлова Е. А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина. – М., 2014. – С.16-25.
6. Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями / авт.-сост: О.Н. Артеменко, И.А. Малашихина, Е.А. Селюкова. – Ставрополь, 2009
7. Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
8. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов/Л.Б.Шнейдер. -Изд.3-е.М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007 г.
[1] Алексеева Л.С., Плотник М.М., Спиваковская А.С., Ширинский В.И. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка. – Вып. 1. – М., 1995.
[2] Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
[3] Педагогическая психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 400 с.
[4] Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов/Л.Б. Шнейдер.-Изд.3-е.М.: Академический Проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
[5] Кузьмишина Т. Л., Амелина Е. С., Пермякова А. А., Хохлова Е. А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина. – М., 2014. – С.16-25.
[6] Кузьмишина Т. Л., Амелина Е. С., Пермякова А. А., Хохлова Е. А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина. – М., 2014. – С.16-25.
[7] Грейс К. Психология развития// Издательство «Питер» Спб, -2000г.- с.132-134.
[8] Кузьмишина Т. Л., Амелина Е. С., Пермякова А. А., Хохлова Е. А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина. – М., 2014. – С.16-25.
[9] Антонов А.И. Семейная дезорганизация // Жизнедеятельность семьи /Под ред. А.И. Антонова. М. 1990г.
[10] Кузьмишина Т. Л., Амелина Е. С., Пермякова А. А., Хохлова Е. А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т. Л. Кузьмишина. – М., 2014. – С.16-25.
[11] Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения/ А.Б. Добрович. – М., 1987.
Август 2021