Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Бенкендорф Т.П. РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, ВНЕШНЕГО ОБЛИКА, РЕЧИ ГЕРОЕВ, СКАЗКИ В В.Ф. ОДОЕВСКОГО «ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ» (4 КЛАСС)

Библиографическое описание:
Бенкендорф Т.П. Разработка урока по литературному чтению на тему «Особенности поведения, внешнего облика, речи героев, сказки в В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» (4 класс) // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Цель: Продолжить изучение сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Найти особенности поведения, внешнего облика, речи героев. Познакомить с устройством музыкальной шкатулки. Формировать навыки выборочного, диалогического, дикторского чтения. Учить грамотно отвечать на поставленные вопросы. Развивать внимание, мышление, память,речь. Воспитывать интерес к прочитанному; уважение к труду других людей.

Формируемые УУД:

Планируемые результаты.

Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;

Метапредметные:

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских «литературная сказка», «авторская сказка» (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), определение основной мысли, деление текста на части, составление плана,;

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, работа в группе.

Личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании, проявление интереса к литературной сказке.

Оборудование: Аудиозапись сказки (отрывок), мультимидийная доска, музыкальная шкатулка, раздаточные карточки для речевой разминки и карточки схемы устройства табакерки.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок

Начинаем наш урок

В сказку мы сейчас пойдем

Много нового найдем.

II. Речевая разминка.

У каждого ученика карточка для речевой разминки.

- Ребята, прочитайте загадку речевой разминки жужжащим чтением и отгадайте загадку.

А, вон летит жар-птица

Пылают два крыла…

Огнями и зарницами

Блестит ночная мгла.

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло вокруг, как днем.

(Лампа электрического освещения)

- Прочитаем эту загадку: а) с ускорением; б) с вопросительной интонацией; в) весело; г) скороговоркой.

III. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

- Люди с давних пор мечтали подняться в небо, как птица; пройти по морскому дну; узнать, что происходит в мире; разговаривать по телефону без проводов; да много еще о чем. Давайте вспомним волшебные предметы, которые когда-то помагали сказочным героям, а теперь эти вещи стали реальными и помогают нам в жизни.

Слайд-шоу:

Горшочек, который сам варил кашу - мультиварка;

Гусли-самогуды - магнитафон;

Ступа Бабы Яги - ракета;

Летающий ковер - самолет;

Сани,что везут сами - машина;

Серебрянное блюдо с яблочком – телевизор;

-Можно продолжать этот список долго, так как многие предметы, о которых мечталось, прочно вошли в нашу жизнь.

- Ой, ребята, тише, что это за звуки?

Звучит перезвон музыкальных шкатулок.

- Что это за звуки? Как они появляются? (Это механические звуки, играет механизм)

- Вам интересно узнать, как устроены такие механизмы?

- Тогда, я предлагаю вам исследовать, как устроена табакерка.

IV. Проверка домашнего задания.

Чтение по ролям (папенька, Миша, автор) до слов «… от чего звенят колокольчики?»

V.Новый материал.

1. Проблемный вопрос.

- Почему папенька не рассказал Мише, как работает табакерка?

- Нам предстоит исследовать вместе с Мишей, как устроена табакерка?

На интерактивной доске надпись «Устройство табакерки».

2. Групповая работа.

- Ребята, к нам доставили четыре письма. Но на конверте не указали, кто их отправил. Сейчас, объединившись в группы, мы прочитаем письма и попробуем узнать, кто их написал.

Повторение правил работы в группах.

Письмо 1.

Здраствуйте,ребята!

Мы жители городка в табакерке решили пригласить вас в гости. Мы узнали, что вы проводите исследование, как устроена наша табакерка. Добро пожаловать к нам! Мы вам все покажем, обо всем расскажем.

Динь-динь-динь-динь.

- От кого это письмо?

На доске появляется запись

Динь-динь-динь- колокольчики

Письмо 2.

Уважаемые, дети!

Мы узнали, что вам очень жаль мальчиков –колокольчиков. Хотим пояснить, что мы не виноваты. Это работа у нас такая: задевать, поднимать, стучать. Добро пожаловать к нам в гости, посмотрите, как мы трудимся.

Тук-тук-тук

- От кого это письмо?

На доске появляется запись

Тук-тук-тук – молоточки.

Письмо 3.

Привет, ребята!

Я самый добрый сказочный герой на свете. Лежу себе в халате на диване, с боку на бок переворачиваюсь, «все лицом кверху», ничего плохого не делаю. Удивляюсь, почему меня надзирателем называют. Приходите в гости, разберитесь пожалуйста.

Шуры-муры-шуры-муры.

- От кого это письмо?

На доске появляется запись

Шуры-муры- валик.

Письмо 4.

Многоуважаемые, ученики 4-б класса!

Приглашаю вас в золотой шатер с жемчужной бахромой. Вы узнаете его по золотому флюгеру, который крутится наверху. Уж я точно расскажу вам, как устроена табакерка.

Зиц-зиц-зиц.

- Кто написал это письмо?

На доске появляется запись

Зиц-зиц- зиц- пружина.

- Вернитесь на свои места и начинаем наше исследование. Но прежде отдохнем.

Физкульминутка (Фиксики)

3. Выборочное чтение и ответы на вопросы.

- Отправляемся в путешествие по первому письму. Прочитайте, что заметил Миша, когда мальчик-колокольчик взял его за руку.

- Чему был удивлен мальчик?

- Прочитайте,объяснения мальчика- колокольчика о сводах в табакерке.

- Расскажите, какую историю из своей жизни вспомнил Миша?

- Как отреагировал мальчик –колокольчик на эту историю?

- Какая поговорка была у колокольчика и мог ли он без нее обойтись?

- Прочитайте, как выглядела улица, на которой очутился Миша.

-В чем ошибся Миша, глядя на колокольчики?

- Чему позавидовал Миша?

- Как вы думаете, хорошо ли ничего не делать?

- Пора отправляться в путешествие по второму письму. Прочитайте, что делали дядьки-молоточки (стр.164)

- Вот мы узнали, как работают молоточки. Отправимся в гости по третьему письму.

- Прочитайте, что увидел Миша, подойдя к надзерателю. (стр.165).

-Вместе с Мишей двигаемся дальше и отправляемся в золотой шатер.

- Какой Миша увидел пружину?

- Прочитайте, что сделал Миша, когда захотел узнать, правду ли говорит царевна?

VI. Закрепление изученого.

- Вернемся к словам царевны пружинки, как получается музыка.

Игра. «Как получается музыка» (Приложение)

- Возьмите карточку со словами царевны-пружины и зачеркните там частицы не, бы, кабы.

- Местоимение «я» замените на слово «пружина».

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Какие части речи употреблены чаще всего?

- Назовите их. Толкала, вертелся, цеплялся, стучали, звенели, была (появляются на доске).

- Что у них общего? (употреблены в прошедшем времени, показатель суффикс Л)

- А теперь заменим их на глаголы в настоящем времени. Толкает, вертится, цепляется, стучат, звенят, есть (появляются на доске)..

- Прочитайте получившийся текст. Так работает табакерка.

ФИЛЬМ

VII. Рефлексия.

· Сегодня я узнал…

· Было интересно…

· Было трудно…

· Я понял, что…

· Меня удивило…

VIII. Итоги.

IX. Домашнее задание.

Перечитать сказку, стр168, ответить на вопросы.

Сделать рисунки героев.

Приложение.

Пружина валик толкает, валик вертится; валик вертится, то он за молоточки цепляется, за молоточки цепляется, молоточки стучат, колокольчики звенят; колокольчики звенят, и музыкаесть! Зиц, зиц, зиц!

Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц, зиц, зиц!