Библиографическое описание:
Бенкендорф Т.П. Разработка урока по литературному чтению на тему «Особенности поведения, внешнего облика, речи героев, сказки в В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» (4 класс) // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Цель: Продолжить изучение сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Найти особенности поведения, внешнего облика, речи героев. Познакомить с устройством музыкальной шкатулки. Формировать навыки выборочного, диалогического, дикторского чтения. Учить грамотно отвечать на поставленные вопросы. Развивать внимание, мышление, память,речь. Воспитывать интерес к прочитанному; уважение к труду других людей.
Формируемые УУД:
Планируемые результаты.
Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских «литературная сказка», «авторская сказка» (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), определение основной мысли, деление текста на части, составление плана,;
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, работа в группе.
Личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании, проявление интереса к литературной сказке.
Оборудование: Аудиозапись сказки (отрывок), мультимидийная доска, музыкальная шкатулка, раздаточные карточки для речевой разминки и карточки схемы устройства табакерки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот опять звенит звонок
Начинаем наш урок
В сказку мы сейчас пойдем
Много нового найдем.
II. Речевая разминка.
У каждого ученика карточка для речевой разминки.
- Ребята, прочитайте загадку речевой разминки жужжащим чтением и отгадайте загадку.
А, вон летит жар-птица
Пылают два крыла…
Огнями и зарницами
Блестит ночная мгла.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем.
(Лампа электрического освещения)
- Прочитаем эту загадку: а) с ускорением; б) с вопросительной интонацией; в) весело; г) скороговоркой.
III. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
- Люди с давних пор мечтали подняться в небо, как птица; пройти по морскому дну; узнать, что происходит в мире; разговаривать по телефону без проводов; да много еще о чем. Давайте вспомним волшебные предметы, которые когда-то помагали сказочным героям, а теперь эти вещи стали реальными и помогают нам в жизни.
Слайд-шоу:
Горшочек, который сам варил кашу - мультиварка;
Гусли-самогуды - магнитафон;
Ступа Бабы Яги - ракета;
Летающий ковер - самолет;
Сани,что везут сами - машина;
Серебрянное блюдо с яблочком – телевизор;
-Можно продолжать этот список долго, так как многие предметы, о которых мечталось, прочно вошли в нашу жизнь.
- Ой, ребята, тише, что это за звуки?
Звучит перезвон музыкальных шкатулок.
- Что это за звуки? Как они появляются? (Это механические звуки, играет механизм)
- Вам интересно узнать, как устроены такие механизмы?
- Тогда, я предлагаю вам исследовать, как устроена табакерка.
IV. Проверка домашнего задания.
Чтение по ролям (папенька, Миша, автор) до слов «… от чего звенят колокольчики?»
V.Новый материал.
1. Проблемный вопрос.
- Почему папенька не рассказал Мише, как работает табакерка?
- Нам предстоит исследовать вместе с Мишей, как устроена табакерка?
На интерактивной доске надпись «Устройство табакерки».
2. Групповая работа.
- Ребята, к нам доставили четыре письма. Но на конверте не указали, кто их отправил. Сейчас, объединившись в группы, мы прочитаем письма и попробуем узнать, кто их написал.
Повторение правил работы в группах.
Письмо 1.
Здраствуйте,ребята!
Мы жители городка в табакерке решили пригласить вас в гости. Мы узнали, что вы проводите исследование, как устроена наша табакерка. Добро пожаловать к нам! Мы вам все покажем, обо всем расскажем.
Динь-динь-динь-динь.
- От кого это письмо?
На доске появляется запись
Динь-динь-динь- колокольчики
Письмо 2.
Уважаемые, дети!
Мы узнали, что вам очень жаль мальчиков –колокольчиков. Хотим пояснить, что мы не виноваты. Это работа у нас такая: задевать, поднимать, стучать. Добро пожаловать к нам в гости, посмотрите, как мы трудимся.
Тук-тук-тук
- От кого это письмо?
На доске появляется запись
Тук-тук-тук – молоточки.
Письмо 3.
Привет, ребята!
Я самый добрый сказочный герой на свете. Лежу себе в халате на диване, с боку на бок переворачиваюсь, «все лицом кверху», ничего плохого не делаю. Удивляюсь, почему меня надзирателем называют. Приходите в гости, разберитесь пожалуйста.
Шуры-муры-шуры-муры.
- От кого это письмо?
На доске появляется запись
Шуры-муры- валик.
Письмо 4.
Многоуважаемые, ученики 4-б класса!
Приглашаю вас в золотой шатер с жемчужной бахромой. Вы узнаете его по золотому флюгеру, который крутится наверху. Уж я точно расскажу вам, как устроена табакерка.
Зиц-зиц-зиц.
- Кто написал это письмо?
На доске появляется запись
Зиц-зиц- зиц- пружина.
- Вернитесь на свои места и начинаем наше исследование. Но прежде отдохнем.
Физкульминутка (Фиксики)
3. Выборочное чтение и ответы на вопросы.
- Отправляемся в путешествие по первому письму. Прочитайте, что заметил Миша, когда мальчик-колокольчик взял его за руку.
- Чему был удивлен мальчик?
- Прочитайте,объяснения мальчика- колокольчика о сводах в табакерке.
- Расскажите, какую историю из своей жизни вспомнил Миша?
- Как отреагировал мальчик –колокольчик на эту историю?
- Какая поговорка была у колокольчика и мог ли он без нее обойтись?
- Прочитайте, как выглядела улица, на которой очутился Миша.
-В чем ошибся Миша, глядя на колокольчики?
- Чему позавидовал Миша?
- Как вы думаете, хорошо ли ничего не делать?
- Пора отправляться в путешествие по второму письму. Прочитайте, что делали дядьки-молоточки (стр.164)
- Вот мы узнали, как работают молоточки. Отправимся в гости по третьему письму.
- Прочитайте, что увидел Миша, подойдя к надзерателю. (стр.165).
-Вместе с Мишей двигаемся дальше и отправляемся в золотой шатер.
- Какой Миша увидел пружину?
- Прочитайте, что сделал Миша, когда захотел узнать, правду ли говорит царевна?
VI. Закрепление изученого.
- Вернемся к словам царевны пружинки, как получается музыка.
Игра. «Как получается музыка» (Приложение)
- Возьмите карточку со словами царевны-пружины и зачеркните там частицы не, бы, кабы.
- Местоимение «я» замените на слово «пружина».
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Какие части речи употреблены чаще всего?
- Назовите их. Толкала, вертелся, цеплялся, стучали, звенели, была (появляются на доске).
- Что у них общего? (употреблены в прошедшем времени, показатель суффикс Л)
- А теперь заменим их на глаголы в настоящем времени. Толкает, вертится, цепляется, стучат, звенят, есть (появляются на доске)..
- Прочитайте получившийся текст. Так работает табакерка.
ФИЛЬМ
VII. Рефлексия.
· Сегодня я узнал…
· Было интересно…
· Было трудно…
· Я понял, что…
· Меня удивило…
VIII. Итоги.
IX. Домашнее задание.
Перечитать сказку, стр168, ответить на вопросы.
Сделать рисунки героев.
Приложение.
Пружина валик толкает, валик вертится; валик вертится, то он за молоточки цепляется, за молоточки цепляется, молоточки стучат, колокольчики звенят; колокольчики звенят, и музыкаесть! Зиц, зиц, зиц!
Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц, зиц, зиц!
Бенкендорф Т.П. Разработка урока по литературному чтению на тему «Особенности поведения, внешнего облика, речи героев, сказки в В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» (4 класс) // Современная начальная школа. 2021. № 27. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/27.pdf.
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Цель: Продолжить изучение сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке». Найти особенности поведения, внешнего облика, речи героев. Познакомить с устройством музыкальной шкатулки. Формировать навыки выборочного, диалогического, дикторского чтения. Учить грамотно отвечать на поставленные вопросы. Развивать внимание, мышление, память,речь. Воспитывать интерес к прочитанному; уважение к труду других людей.
Формируемые УУД:
Планируемые результаты.
Предметные: достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
Метапредметные:
Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
Познавательные: размышление над нравственными ценностями (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских «литературная сказка», «авторская сказка» (предисловие, зачин, особая структура сказки, характеристика героев сказки), определение основной мысли, деление текста на части, составление плана,;
Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения, работа в группе.
Личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в её использовании, проявление интереса к литературной сказке.
Оборудование: Аудиозапись сказки (отрывок), мультимидийная доска, музыкальная шкатулка, раздаточные карточки для речевой разминки и карточки схемы устройства табакерки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот опять звенит звонок
Начинаем наш урок
В сказку мы сейчас пойдем
Много нового найдем.
II. Речевая разминка.
У каждого ученика карточка для речевой разминки.
- Ребята, прочитайте загадку речевой разминки жужжащим чтением и отгадайте загадку.
А, вон летит жар-птица
Пылают два крыла…
Огнями и зарницами
Блестит ночная мгла.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем,
И светло вокруг, как днем.
(Лампа электрического освещения)
- Прочитаем эту загадку: а) с ускорением; б) с вопросительной интонацией; в) весело; г) скороговоркой.
III. Актуализация знаний.
Вступительное слово учителя.
- Люди с давних пор мечтали подняться в небо, как птица; пройти по морскому дну; узнать, что происходит в мире; разговаривать по телефону без проводов; да много еще о чем. Давайте вспомним волшебные предметы, которые когда-то помагали сказочным героям, а теперь эти вещи стали реальными и помогают нам в жизни.
Слайд-шоу:
Горшочек, который сам варил кашу - мультиварка;
Гусли-самогуды - магнитафон;
Ступа Бабы Яги - ракета;
Летающий ковер - самолет;
Сани,что везут сами - машина;
Серебрянное блюдо с яблочком – телевизор;
-Можно продолжать этот список долго, так как многие предметы, о которых мечталось, прочно вошли в нашу жизнь.
- Ой, ребята, тише, что это за звуки?
Звучит перезвон музыкальных шкатулок.
- Что это за звуки? Как они появляются? (Это механические звуки, играет механизм)
- Вам интересно узнать, как устроены такие механизмы?
- Тогда, я предлагаю вам исследовать, как устроена табакерка.
IV. Проверка домашнего задания.
Чтение по ролям (папенька, Миша, автор) до слов «… от чего звенят колокольчики?»
V.Новый материал.
1. Проблемный вопрос.
- Почему папенька не рассказал Мише, как работает табакерка?
- Нам предстоит исследовать вместе с Мишей, как устроена табакерка?
На интерактивной доске надпись «Устройство табакерки».
2. Групповая работа.
- Ребята, к нам доставили четыре письма. Но на конверте не указали, кто их отправил. Сейчас, объединившись в группы, мы прочитаем письма и попробуем узнать, кто их написал.
Повторение правил работы в группах.
Письмо 1.
Здраствуйте,ребята!
Мы жители городка в табакерке решили пригласить вас в гости. Мы узнали, что вы проводите исследование, как устроена наша табакерка. Добро пожаловать к нам! Мы вам все покажем, обо всем расскажем.
Динь-динь-динь-динь.
- От кого это письмо?
На доске появляется запись
Динь-динь-динь- колокольчики
Письмо 2.
Уважаемые, дети!
Мы узнали, что вам очень жаль мальчиков –колокольчиков. Хотим пояснить, что мы не виноваты. Это работа у нас такая: задевать, поднимать, стучать. Добро пожаловать к нам в гости, посмотрите, как мы трудимся.
Тук-тук-тук
- От кого это письмо?
На доске появляется запись
Тук-тук-тук – молоточки.
Письмо 3.
Привет, ребята!
Я самый добрый сказочный герой на свете. Лежу себе в халате на диване, с боку на бок переворачиваюсь, «все лицом кверху», ничего плохого не делаю. Удивляюсь, почему меня надзирателем называют. Приходите в гости, разберитесь пожалуйста.
Шуры-муры-шуры-муры.
- От кого это письмо?
На доске появляется запись
Шуры-муры- валик.
Письмо 4.
Многоуважаемые, ученики 4-б класса!
Приглашаю вас в золотой шатер с жемчужной бахромой. Вы узнаете его по золотому флюгеру, который крутится наверху. Уж я точно расскажу вам, как устроена табакерка.
Зиц-зиц-зиц.
- Кто написал это письмо?
На доске появляется запись
Зиц-зиц- зиц- пружина.
- Вернитесь на свои места и начинаем наше исследование. Но прежде отдохнем.
Физкульминутка (Фиксики)
3. Выборочное чтение и ответы на вопросы.
- Отправляемся в путешествие по первому письму. Прочитайте, что заметил Миша, когда мальчик-колокольчик взял его за руку.
- Чему был удивлен мальчик?
- Прочитайте,объяснения мальчика- колокольчика о сводах в табакерке.
- Расскажите, какую историю из своей жизни вспомнил Миша?
- Как отреагировал мальчик –колокольчик на эту историю?
- Какая поговорка была у колокольчика и мог ли он без нее обойтись?
- Прочитайте, как выглядела улица, на которой очутился Миша.
-В чем ошибся Миша, глядя на колокольчики?
- Чему позавидовал Миша?
- Как вы думаете, хорошо ли ничего не делать?
- Пора отправляться в путешествие по второму письму. Прочитайте, что делали дядьки-молоточки (стр.164)
- Вот мы узнали, как работают молоточки. Отправимся в гости по третьему письму.
- Прочитайте, что увидел Миша, подойдя к надзерателю. (стр.165).
-Вместе с Мишей двигаемся дальше и отправляемся в золотой шатер.
- Какой Миша увидел пружину?
- Прочитайте, что сделал Миша, когда захотел узнать, правду ли говорит царевна?
VI. Закрепление изученого.
- Вернемся к словам царевны пружинки, как получается музыка.
Игра. «Как получается музыка» (Приложение)
- Возьмите карточку со словами царевны-пружины и зачеркните там частицы не, бы, кабы.
- Местоимение «я» замените на слово «пружина».
- Прочитайте, что у вас получилось.
- Какие части речи употреблены чаще всего?
- Назовите их. Толкала, вертелся, цеплялся, стучали, звенели, была (появляются на доске).
- Что у них общего? (употреблены в прошедшем времени, показатель суффикс Л)
- А теперь заменим их на глаголы в настоящем времени. Толкает, вертится, цепляется, стучат, звенят, есть (появляются на доске)..
- Прочитайте получившийся текст. Так работает табакерка.
ФИЛЬМ
VII. Рефлексия.
· Сегодня я узнал…
· Было интересно…
· Было трудно…
· Я понял, что…
· Меня удивило…
VIII. Итоги.
IX. Домашнее задание.
Перечитать сказку, стр168, ответить на вопросы.
Сделать рисунки героев.
Приложение.
Пружина валик толкает, валик вертится; валик вертится, то он за молоточки цепляется, за молоточки цепляется, молоточки стучат, колокольчики звенят; колокольчики звенят, и музыкаесть! Зиц, зиц, зиц!
Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, кабы за молоточки не цеплялся, молоточки бы не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц, зиц, зиц!