Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Лоханько О.О. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ТЕАТРА «ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММКА»

Библиографическое описание:
Лоханько О.О. Методическая разработка внеклассного занятия, посвященная дню театра «Театральная программка» // Современная начальная школа. 2021. № 28. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/28.pdf.

Цель занятия: организовать деятельность учащихся с театральной программкой, научить работать с ее содержанием.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется занятие:

Обучающиеся владеют:

Регулятивными УУД:

· организация своего рабочего места;

· определение цели учебной деятельности;

· планирование выполнения задания;

· оценивание своего задания.

Познавательные УУД:

- общеучебные:

· поиск и выделение необходимой информации;

· выбор наиболее эффективных способов решения задачи;

· контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- логические:

· выдвижение гипотез;

· сравнение и анализ информации.

Задачи занятия, как планируемые результаты обучения:

Личностные УУД

формирование:

· осознание своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений;

· осознание собственных качеств личности и уровня их сформированности;

развитие:

· морального сознания.

Регулятивные УУД

формирование:

· умение планировать цели и пути их достижения;

· умения принимать решения;

· способность к самооценке.

Коммуникативные УУД:

совершенствование:

· умения выражать собственные мысли;

· способности брать на себя инициативу;

· способности добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Познавательные УУД:

развитие:

· умения видеть проблему;

· умения выдвигать гипотезы;

· умения наблюдать;

· умения производить оценку полученных результатов.

Предметные УУД:

· научить «читать» театральную программку, выделять из нее нужную информацию;

· совершенствовать навыки анализа текста;

· научить составлять театральную программку.

Тип занятия: открытие новых знаний

Форма организации учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Продолжительность: 45 минут

Предварительная работа: создание презентации, раздаточный материал – таблица анализа содержания театральной программки.

Использованное оборудование:

- Ноутбук.

- Электронная доска.

- Мультимедийный проектор.

- Презентация Power Point.

- Колонки.

Задачи этапа

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Методы, приемы обучения

Беседа

Форма

Фронтальная

вызвать познавательный интерес к занятию

- Ребята, сейчас у нас с вами внеклассное занятие.

- Чему мы уже говорили с вами на наших внеклассных занятиях?

- Зачем нам это надо?

- Молодцы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения.

Регулятивные: формирование волевой саморегуляции, умения настроить себя на работу и контролировать свою готовность к уроку.

Коммуникативные: развитие умения вступать в мини-диалог.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Методы, приемы обучения

Создание проблемной ситуации

Форма

Фронтальная

обеспечить осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

вызвать познавательный интерес к проблеме.

- Сегодня у нас еще одно внеклассное занятие. О его теме вы сможете догадаться сами, посмотрев видео-ролик.

- Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?

- А можете ли вы сказать, почему именно о театре мы будем говорить сегодня?

На эту тему можно очень много провести занятий, за одно занятие мы не сможем охватить весь материал. О чем мы можем поговорить в рамках этой темы?

- Сколько же вы всего назвали. И конечно обсудить все это в рамках одного занятия очень сложно. Поэтому мы остановимся сегодня только на одном вопросе, связанном с театром. А о чем именно мы с вами будем говорить, попробуйте догадаться сами. У меня в черном ящике лежит предмет, который непосредственно с вязан с театром и театральными постановками. Для того что бы вы могли догадаться что это, я вам дам подсказку: - это своеобразный печатный путеводитель спектакля или концерта.

- Совершенно верно – это театральная программа.

Просмотр видео-ролика с отрывком из спектакля.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Личностные: выдвижение гипотез и их обоснование

Регулятивные: вероятностное прогнозирование при просмотре видео.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы.

III. Этап выявления места и причины затруднения

Методы, приемы обучения

Создание проблемной ситуации

Форма

Фронтальная

обеспечить осознание учащимися неполноты имеющихся знаний;

вызвать познавательный интерес к проблеме;

организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановки цели.

У входа в зрительный зал вам предлагают программку. Программку? Но зачем? Название спектакля вы знаете, содержание поймете и так. Так зачем же нужна эта программка?

- А кто не может ответить на этот вопрос?

- Почему вы не можете ответить на мой вопрос?

- Что же мы должны сегодня на занятии выяснить?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся ставят цель занятия, выяснить что такое театральная программка и для чего она нужна.

Личностные: выдвижение гипотез и их обоснование, формирование проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы.

IV. Этап построения проекта, выход из создавшейся ситуации

Методы, приемы обучения

Беседа

Форма

Фронтальная, групповая

- Глядя на программку, вы можете многое понять и угадать о еще не увиденном спектакле. В семьях, где очень любят театр, программки хранятся долгие годы. Это и воспоминание о прошлой радости, и возможность к этой радости вновь прикоснуться, поделиться этой радостью с другими. К собственным программкам присоединяют и те, которые сохранились у родственников, знакомых. Так складываются коллекции, которые много могут сказать тому, кто любит театр. Программка становится свидетельством времени.

Программка – визитная карточка спектакля. Программки создают художники, они образно раскрывают характер и смысл спектакля. Подчас программки и сами являются маленькими произведениями искусства

Каждая программа содержит в себе большое количество информации.

- Я принесла вам показать и проанализировать программки. Как вы думаете, из одного тетра или нет? Они на один спектакль или на разные?

Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы и проанализировать театральную программу, у каждой группы она будет своя. Но каждая группа должна проанализировать свою программку по плану и ответить на вопрос, зачем нужна театральная программка. В качестве помощника у каждой группы будут критерии для анализа.

- Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы в группе.

- Вы будете работать в группах, распределите обязанности, что бы успеть в срок.

Учащиеся делятся на группу

Учащиеся называют правила работы в группе.

Личностные: выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы.

V. Реализация построенного проекта

Методы, приемы обучения

Сбор, анализ полученной информации

Форма

Групповая

- организовать групповую работу учащихся, сбор и структурирование новой информации

Ну что ребята, проанализируем результаты нашей работы.

Для чего мы провели анализ театральной программы?

Учащиеся работают в группах, по критериям анализируют театральную программку.

Учащиеся представляют полученные результаты.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: развитие умения планировать свои действия.

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в группе.

VI. Этап первичного закрепления

Методы, приемы обучения

Беседа

Форма

Групповая

- обеспечить применение полученных знаний

Кто теперь может ответить на главный вопрос нашего занятия?

- Какую же информацию несет нам театральная программа?

А эту информацию важно знать зрителю?

Действительно, театральная программка, помогает зрителю подготовится к просмотру.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации., развитее навыков построения речевого высказывания.

Регулятивные: развитие умения планировать свои действия.

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в группе.

VII. Этап самостоятельной работы

Методы, приемы обучения

Форма

Групповая

- обеспечить применение полученных знаний.

- Теперь ребята, я предлагаю Вам самим поработать в роли художников-оформителей, которые создают театральную программку. Совсем скоро у нас состоится выпускной балл. Я предлагаю вам создать театральную программку на наш выпускной балл.

У каждой группы театральная программка будет своя, но в каждой программке должна быть одинаковая информация. Чем мы будем пользоваться для создания вашей программки?

Вы будете работать в группе, поэтому не забудьте распределить обязанности что бы успеть в срок.

Учащиеся работают в группе, составляют свои театральные программки.

Личностные: формирование внутренней мотивации

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: развитие умения планировать свои действия.

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества в группе.

VIII. Этап рефлексии учебной деятельности

Методы, приемы обучения

Беседа

Форма

Групповая

- осмысление процесса и результата деятельности

Теперь я предлагаю каждой группе представить свои театральные программки.

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Для чего она нужна?

Учащиеся представляют свои театральные программки.

Личностные: формирование внутренней мотивации

Познавательные: развитие умения структурировать знания

Регулятивные: развитие умения фиксировать факт завершения действия.

Коммуникативные: формирование своего мнения и позиции



Список литературы:

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.

2. Мельникова Е.Л. Проблемнодиалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – М., Баласс. 2006. С. 144–180.

3. Мельникова Е.Л. Технология проблемнодиалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа. – М.: Баласс, 2008. С. 75–90.

4. Мельникова Е.Л. Проблемнодиалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сб. программ. Основная школа. Старшая школа. – М.: Баласс, 2008. С. 272–286.