Высшая школа делового администрирования
Публикации
2022 (№ 32-43)

Краснова Н.В. КЛЮЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Библиографическое описание:
Краснова Н.В. Ключевые особенности обновленного ФГОС. Что нужно знать учителю начальных классов // Современная начальная школа. 2022. № 8 (39). URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/2022/39.pdf.

Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт считается одним из наиболее конкретизированных и систематизированных.

На протяжении нескольких лет стандарты современного российского образования претерпели изменения:

- хорошим результатом первого поколения ФГОС НОО считалось, когда «усвоены знания», а не умение применять знания тем или иным способом;

- ФГОС второго поколения были ориентированы на развитие и результат универсальных учебных действий.

Актуальные федеральные государственные образовательные стандарты фокусируются на практических навыках - обучающиеся должны понимать, как связаны предметы и как помогут в реальной современной жизни.

Обновленный ФГОС делает акцент на тесном единстве и взаимодействии учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы. Среди новшеств выделяются: функциональная грамотность, вариативность, единство воспитания и обучения и необязательность второго иностранного языка. Также уточнены направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. Каждый пункт конкретизирован и понятен.

Вариативность заключается в том, что у школ есть возможность разработать и реализовать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов, в которых точно обозначены предметные результаты.

Опираясь на обновленный ФГОС НОО, в 1 классе с 2022 года планирую реализовать сразу несколько патриотических нововведений:

· на базе 1 класса будет сформировано детское патриотическое отделение;

· в модуле воспитательной работы буду организовывать мероприятия по изучению государственных символов страны, например такие как, «Главный символ России глазами детей», «Откуда на флаге России три цвета».

В обновленных стандартах говориться о формировании функциональной грамотности - способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Для реализации функциональной грамотности в своей педагогической деятельности ввожу через предметы «Математика» и «Окружающий мир» понятие «финансовая грамотность».

Цель уроков – развитие основ образа мышления, воспитание ответственного и грамотного финансового поведения, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений, а именно умение распоряжаться деньгами, личными финансами, умение экономить, ориентироваться в социуме. Мною разработана программа внеурочной деятельности по финансовой грамотности.

Также в рабочей программе созданы и реализуются уроки функциональной грамотности, например:

на уроках математики «Знакомство с проектом «Числа в загадках, пословицах, поговорках» ученики получают возможность преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную, научную; моделируют ситуации, которые возникают в повседневной реальной жизни;

на уроках литературного чтения - смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности, для этого использую тренинги и методы для развития быстрого чтения «Чтение в кружок», «Ассоциативный куст», прием «Кластер»;

на уроках окружающего мира при изучении темы «Какие деньги были раньше в России» учащиеся используют различные способы поиска, сбора и представления информации об истории возникновения денег и их назначение, используют логические действия сравнения различных видов денег.

Грамотное использование многообразных приемов работы по формированию функциональной грамотности младших школьников позволяет мне воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС НОО.

Для осуществления направления - единство воспитания и обучения, выделяются основные параметры учебно-воспитательной работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. В обновленный ФГОС НОО включено воспитание патриотизма, который понимается как: интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране; ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян.

Инвариантными модулями моей программы являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация». В индивидуальный план в рамках модуля «Школьный урок» включены, разработаны и используются в работе, например, такие темы как «День народного единства», «День воссоединения Крыма с Россией», «День государственного флага Российской Федерации» и другие.

Таким образом, обновленный ФГОС представляет собой методическое и дидактическое пособие по разработке траектории обучения учащихся, предопределяющий каждый предмет и план по его освоению. Он призван гарантировать равные условия обучения и доступность образования, высокое качество подготовки в образовательных организациях и единство учебного процесса.