Высшая школа делового администрирования
Конференции
Ноябрь 2022

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Анухина Валерия Васильевна
воспитатель
Артемова Татьяна Николаевна
воспитатель
МБОУ СОШ № 2 дошкольное отделение "Матрешка", город Серпухов

«Образование уменьшает число опасностей,
угрожающих нашей жизни,
уменьшает число причин страха и,
давая возможность измерить
опасность и определить её последствия,
уменьшает напряжённость
страха ввиду этих опасностей».
К.Д. Ушинский

Динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе.

Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В связи с этим существует постоянная потребность в обновлении подходов, методов и приемов для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности отдельной личности, в частности подрастающего поколения, на начальном этапе принадлежит дошкольному образованию.

Об актуальности темы безопасности ребенка можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «безопасность», мы поймем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.

В своей педагогической деятельности большое внимание мы уделяем формированию основ безопасного поведения у дошкольников.

В постоянно меняющемся мире необходим гибкий подход к формированию и развитию подрастающего поколения. Современные дети и родители не всегда воспринимают информацию, предоставленную в традиционном, теоретическом формате.

Поэтому, в своей деятельности мы постоянно ищем новые педагогические ресурсы, приемы и методы, не только в работе с детьми, но и при взаимодействии с родителями.

В работе над формированием у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности мы применяем технологии, которые полностью соответствуют современным требованиям ФГОС ДОО.

Среди них такие, как:

- здоровьесберегающие технологии;

- технология проектной деятельности

- технология исследовательской деятельности;

- игровая технология;

- технология развивающей предметно – пространственной среды;

- информационно-коммуникационные технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- технология «ТРИЗ» и др.

Не так давно, нас заинтересовала технология «Образовательное событие». И мы обратились к ней.

Что такое технология Образовательное событие?

По Б.Д. Эльконину. Технология образовательного события - это одна из технологий индивидуализации образовательного процесса. Технология образовательного события – это одна из технологий социального партнерства субъектов образовательного процесса, участия родителей и педагогов в совместном проживании с детьми некоего события, несущего свои новые смыслы каждому участнику.

Целью образовательных событий является:

• Присвоение детьми социального опыта через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности детей, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс.

Технология «образовательное событие», как нельзя лучше, соответствуют современным требованиям развития человека и гражданина. Благодаря этой технологии у детей появляются новые возможности.

Основная из них – прожить дошкольное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями, а также – заявить о себе: о том, что он тоже знает, как устроен мир, и у него есть свои представления о прекрасном, что он много может и умеет, и что он думает.

Использование такой формы работы как образовательное событие позволяет установить взаимосвязь доверия и принятия между воспитанниками, специалистами ДОУ и родителями.

Образовательное событие - это то, что привлекло внимание,

произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.

Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при решении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления. Это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях.

За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств, так и более конкретных, предметных результатов.

Существует Структура образовательного события:

• Эмоциональный взрыв – получение известия, принятия решения.

• Ожидание самого события, подготовка к нему.

• Наступление ожидаемого события – еще один эмоциональный взрыв.

• Жизнь после события.

В основе любого ОС лежит очень сильная эмоция, или аффект. Деятельность, на которую ребенок не отозвался эмоционально – не эффективна.

Также, «Образовательные события» различают по типу:

ОС в детском саду могут отличаться по типу сюжета, наличию привязки к календарному времени, способу организации.

По типу сюжета: реальный

(подготовка к спектаклю), игровой («поможем жителям…», «путешествие в страну…»).

По наличию привязки к календарному времени:

Привязанные к определенному времени календарные события, традиции. Не зависящие от времени года (поиски дорожных знаков, путешествия, квесты).

По способу организации: события, запланированные воспитателем, события, спровоцированные воспитателем, события, возникшие по инициативе детей

Исходя из вышеуказанного мы изучили аспекты технологии, и перешли к ее освоению.

Разделили планирование ОС на блоки:

1. Безопасность на дороге

2. Безопасность в природе

3. Безопасность в быту

4. Пожарная безопасность

И первое событие, в которое погрузились дети – это «Переход улицы» (событие, спонтанно возникшее по инициативе детей

Например, по дороге в детский сад, ребенок был свидетелем неправильного перехода дороги пешеходом и рассказал это в саду).

Продолжая развивать действие, мы побеседовали с детьми и создали игровую ситуацию.

Событие, спонтанно возникшее по инициативе детей, переросло в события, запланированные воспитателем (Беседы с детьми, минутки безопасности, НОД по теме ПДД, приглашение инспектора ОГИБДД).

Далее событие перешло в развитие игры самими детьми. Дети организовали сюжетную игру, имеющую продолжение. На этом образовательное событие не закончилось.

Ребята захотели стать настоящими участниками дорожного движения, и здесь взрослые предложили организовать праздник и подготовить спектакль по теме ПДД. Который и стал продуктом образовательного события «Дорожная Азбука».

1. В работе по блоку «Безопасность в природе», мы обратились к событию, запланированному воспитателем «Поможем лесным жителям». В процессе организованного события дети во время игры узнали от лесных жителей, что в лесу появился хулиган, и животные попросили о помощи. Дети, надев маски животных, сами превратились в лесных жителей и спасли лес.

2. В запланированном событии, дети и родители получили задание, посетить лес и понаблюдать за его обитателями, узнать о жизни леса и правилах поведения в лесу. Выполняя задание, дети получили от прогулки по лесу, не только новые знания, но и положительные эмоции. Продуктом Образовательного события «Мы и природа» стал праздник «День Земли»

3. «Безопасность в быту». Воспитатели создали игровую ситуацию «Один дома». «Позвонили мошенники». Дети явились участниками, а не зрителями. У каждого были свои мысли, переживания. Высказывания: Что же делать? Как поступить? Кого позвать?

Далее, образовательное событие получило свое развитие в мероприятии, запланированном педагогами:

Показ кукольного театра «Три поросенка».

На этом событие не закончилось, оно переросло в театрализованную самостоятельную игру детей. Дети были эмоциональны и с удовольствием перевоплощались в персонажей сказки.

Продуктом события стала подготовка и реализация инсценировки сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»

В следующем блоке «Пожарная безопасность» образовательное событие возникло по инициативе детей.

Во время беседы с детьми о профессиях взрослых, девочка рассказала, что ее папа пожарный. Воспитатель внёс атрибуты пожарного, ребята с интересом рассматривали предметы.

На следующий день произошло событие, спровоцированное взрослыми, пожарная эвакуация. Далее, запланированное воспитателями событие «Пожарные спасают от беды»: …На территорию детского сада въехала пожарная машина с настоящими пожарными. Дети рассматривали машину, примеряли амуницию и с восторгом обменивались впечатлениями, эмоции переполняли воспитанников.

Развивая сюжет, воспитатель спровоцировал ситуацию («Пожар на парковке»), которая переросла в сюжетную игру, где дети «потушили пожар и спасли все машины».

Продуктом образовательного события стало театральное представление по мотивам сказки «Теремок».

Сегодня мы поделились с вами своим опытом работы в области формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности дошкольников и применением технологии Образовательное событие.

В данный момент, мы находимся на определенном этапе, этапе понимания и коррекции, и переходим на следующий этап, на котором, мы будем стимулировать проявление активности, самостоятельности у детей в соблюдении правил безопасного поведения.

Новый этап нашей педагогической деятельности будет заключаться в побуждении дошкольников к самостоятельным действиям и применению полученных знаний.

На заключительном этапе мы должны увидеть, ребенка способного к волевым усилиям, который может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

Мы планируем продолжать работу по данной технологии, используя ее во всех видах деятельности.

В заключении можно сказать, что:

Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для взрослого это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его. Для ребенка – возможность заявить о том, что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. Организация жизни в детском саду в событийной форме – это есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный период.

Список используемой литературы:1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.

2. Акопова, Э. С. Новая практика начального образования в России/ Э. С. Акопова// Мир технологий. -2001-№ 3-4. с. 14-32.

3. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.

4. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.

5. Гаткин, Е. Я; Гуревич, А. В. Безопасность ребёнка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. - М., 2002.

6. Деркунская, В. Как воспитать ребёнка валеологически культурным? // дошкольное воспитание / Деркунская В., Поведенок Н., Тимофеева Н., 2004-№ 11-стр. 12-15.

7. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек-М.: ТЦ Сфера, 2004.- 224с.

8. Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!». - Психолог в детском саду. -2006.-№ 3.-с. 52-80.

9. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004.

10. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/ Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.

11. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации / О. В. Чермашенцева. - Издательство «Учитель»,2008.

12. Шойгу, С. К. «Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы» / С. К. Шойгу// Основы безопасности жизнедеятельности- 2011г.

13. «ФГОС ДО» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155.