воспитатель
Артемова Татьяна Николаевна
воспитатель
МБОУ СОШ № 2 дошкольное отделение "Матрешка", город Серпухов
«Образование уменьшает число опасностей,
угрожающих нашей жизни,
уменьшает число причин страха и,
давая возможность измерить
опасность и определить её последствия,
уменьшает напряжённость
страха ввиду этих опасностей».
К.Д. Ушинский
Динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице, в природе.
Социальная и экологическая обстановка вызывает крайнее беспокойство. В связи с этим существует постоянная потребность в обновлении подходов, методов и приемов для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Ключевая роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности отдельной личности, в частности подрастающего поколения, на начальном этапе принадлежит дошкольному образованию.
Об актуальности темы безопасности ребенка можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «безопасность», мы поймем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
В своей педагогической деятельности большое внимание мы уделяем формированию основ безопасного поведения у дошкольников.
В постоянно меняющемся мире необходим гибкий подход к формированию и развитию подрастающего поколения. Современные дети и родители не всегда воспринимают информацию, предоставленную в традиционном, теоретическом формате.
Поэтому, в своей деятельности мы постоянно ищем новые педагогические ресурсы, приемы и методы, не только в работе с детьми, но и при взаимодействии с родителями.
В работе над формированием у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности мы применяем технологии, которые полностью соответствуют современным требованиям ФГОС ДОО.
Среди них такие, как:
- здоровьесберегающие технологии;
- технология проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности;
- игровая технология;
- технология развивающей предметно – пространственной среды;
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- технология «ТРИЗ» и др.
Не так давно, нас заинтересовала технология «Образовательное событие». И мы обратились к ней.
Что такое технология Образовательное событие?
По Б.Д. Эльконину. Технология образовательного события - это одна из технологий индивидуализации образовательного процесса. Технология образовательного события – это одна из технологий социального партнерства субъектов образовательного процесса, участия родителей и педагогов в совместном проживании с детьми некоего события, несущего свои новые смыслы каждому участнику.
Целью образовательных событий является:
• Присвоение детьми социального опыта через нетрадиционные формы, повышение познавательной активности детей, вовлечение родителей в образовательный и воспитательный процесс.
Технология «образовательное событие», как нельзя лучше, соответствуют современным требованиям развития человека и гражданина. Благодаря этой технологии у детей появляются новые возможности.
Основная из них – прожить дошкольное детство в соответствии со своими потребностями и возможностями, а также – заявить о себе: о том, что он тоже знает, как устроен мир, и у него есть свои представления о прекрасном, что он много может и умеет, и что он думает.
Использование такой формы работы как образовательное событие позволяет установить взаимосвязь доверия и принятия между воспитанниками, специалистами ДОУ и родителями.
Образовательное событие - это то, что привлекло внимание,
произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.
Образовательное событие – часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при решении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления. Это особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях.
За кажущимся на первый взгляд исключительно игровым сюжетом стоит продуманная и кропотливая работа взрослого, направленная на появление у ребенка как необходимых для жизни универсальных качеств, так и более конкретных, предметных результатов.
Существует Структура образовательного события:
• Эмоциональный взрыв – получение известия, принятия решения.
• Ожидание самого события, подготовка к нему.
• Наступление ожидаемого события – еще один эмоциональный взрыв.
• Жизнь после события.
В основе любого ОС лежит очень сильная эмоция, или аффект. Деятельность, на которую ребенок не отозвался эмоционально – не эффективна.
Также, «Образовательные события» различают по типу:
ОС в детском саду могут отличаться по типу сюжета, наличию привязки к календарному времени, способу организации.
По типу сюжета: реальный
(подготовка к спектаклю), игровой («поможем жителям…», «путешествие в страну…»).
По наличию привязки к календарному времени:
Привязанные к определенному времени календарные события, традиции. Не зависящие от времени года (поиски дорожных знаков, путешествия, квесты).
По способу организации: события, запланированные воспитателем, события, спровоцированные воспитателем, события, возникшие по инициативе детей
Исходя из вышеуказанного мы изучили аспекты технологии, и перешли к ее освоению.
Разделили планирование ОС на блоки:
1. Безопасность на дороге
2. Безопасность в природе
3. Безопасность в быту
4. Пожарная безопасность
И первое событие, в которое погрузились дети – это «Переход улицы» (событие, спонтанно возникшее по инициативе детей
Например, по дороге в детский сад, ребенок был свидетелем неправильного перехода дороги пешеходом и рассказал это в саду).
Продолжая развивать действие, мы побеседовали с детьми и создали игровую ситуацию.
Событие, спонтанно возникшее по инициативе детей, переросло в события, запланированные воспитателем (Беседы с детьми, минутки безопасности, НОД по теме ПДД, приглашение инспектора ОГИБДД).
Далее событие перешло в развитие игры самими детьми. Дети организовали сюжетную игру, имеющую продолжение. На этом образовательное событие не закончилось.
Ребята захотели стать настоящими участниками дорожного движения, и здесь взрослые предложили организовать праздник и подготовить спектакль по теме ПДД. Который и стал продуктом образовательного события «Дорожная Азбука».
1. В работе по блоку «Безопасность в природе», мы обратились к событию, запланированному воспитателем «Поможем лесным жителям». В процессе организованного события дети во время игры узнали от лесных жителей, что в лесу появился хулиган, и животные попросили о помощи. Дети, надев маски животных, сами превратились в лесных жителей и спасли лес.
2. В запланированном событии, дети и родители получили задание, посетить лес и понаблюдать за его обитателями, узнать о жизни леса и правилах поведения в лесу. Выполняя задание, дети получили от прогулки по лесу, не только новые знания, но и положительные эмоции. Продуктом Образовательного события «Мы и природа» стал праздник «День Земли»
3. «Безопасность в быту». Воспитатели создали игровую ситуацию «Один дома». «Позвонили мошенники». Дети явились участниками, а не зрителями. У каждого были свои мысли, переживания. Высказывания: Что же делать? Как поступить? Кого позвать?
Далее, образовательное событие получило свое развитие в мероприятии, запланированном педагогами:
Показ кукольного театра «Три поросенка».
На этом событие не закончилось, оно переросло в театрализованную самостоятельную игру детей. Дети были эмоциональны и с удовольствием перевоплощались в персонажей сказки.
Продуктом события стала подготовка и реализация инсценировки сказки «Волк и семеро козлят на новый лад»
В следующем блоке «Пожарная безопасность» образовательное событие возникло по инициативе детей.
Во время беседы с детьми о профессиях взрослых, девочка рассказала, что ее папа пожарный. Воспитатель внёс атрибуты пожарного, ребята с интересом рассматривали предметы.
На следующий день произошло событие, спровоцированное взрослыми, пожарная эвакуация. Далее, запланированное воспитателями событие «Пожарные спасают от беды»: …На территорию детского сада въехала пожарная машина с настоящими пожарными. Дети рассматривали машину, примеряли амуницию и с восторгом обменивались впечатлениями, эмоции переполняли воспитанников.
Развивая сюжет, воспитатель спровоцировал ситуацию («Пожар на парковке»), которая переросла в сюжетную игру, где дети «потушили пожар и спасли все машины».
Продуктом образовательного события стало театральное представление по мотивам сказки «Теремок».
Сегодня мы поделились с вами своим опытом работы в области формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности дошкольников и применением технологии Образовательное событие.
В данный момент, мы находимся на определенном этапе, этапе понимания и коррекции, и переходим на следующий этап, на котором, мы будем стимулировать проявление активности, самостоятельности у детей в соблюдении правил безопасного поведения.
Новый этап нашей педагогической деятельности будет заключаться в побуждении дошкольников к самостоятельным действиям и применению полученных знаний.
На заключительном этапе мы должны увидеть, ребенка способного к волевым усилиям, который может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Мы планируем продолжать работу по данной технологии, используя ее во всех видах деятельности.
В заключении можно сказать, что:
Переход на событийный формат образовательной деятельности в детском саду дарит новые возможности всем участникам образовательного процесса. Для взрослого это возможность увидеть ребенка в новом свете, услышать его. Для ребенка – возможность заявить о том, что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать. Организация жизни в детском саду в событийной форме – это есть возможность для ребенка естественным образом использовать весь ресурс, который предоставляет дошкольный период.
Список используемой литературы:1. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.
2. Акопова, Э. С. Новая практика начального образования в России/ Э. С. Акопова// Мир технологий. -2001-№ 3-4. с. 14-32.
3. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.
4. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.
5. Гаткин, Е. Я; Гуревич, А. В. Безопасность ребёнка в большом городе: педагогические и социальные технологии / А. В. Гуревич, Е. В. Хижнякова, Э. С. Акопова. - М., 2002.
6. Деркунская, В. Как воспитать ребёнка валеологически культурным? // дошкольное воспитание / Деркунская В., Поведенок Н., Тимофеева Н., 2004-№ 11-стр. 12-15.
7. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек-М.: ТЦ Сфера, 2004.- 224с.
8. Карепова Т. Г. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!». - Психолог в детском саду. -2006.-№ 3.-с. 52-80.
9. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004.
10. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/ Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.
11. Чермашенцева, О. В. Основы безопасного поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации / О. В. Чермашенцева. - Издательство «Учитель»,2008.
12. Шойгу, С. К. «Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы» / С. К. Шойгу// Основы безопасности жизнедеятельности- 2011г.
13. «ФГОС ДО» Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155.