учитель-логопед
Шакирова Татьяна Анатольевна
учитель-дефектолог
МАДОУ "Детский сад "Теремок", г. Асбест
I. Введение
Одной из форм качественной коррекции детей является развитие интереса детей к окружающему миру, его устройству, познание окружающего через различные анализаторы и виды деятельности, что в дальнейшем способствует развитию высших психических функций, формированию социальных, интеллектуальных качеств, речи, а значит предпосылок учебной деятельности.
Актуальность. Формирование предпосылок учебной деятельности, как важнейшего аспекта школьной готовности у детей с ЗПР в период дошкольного возраста, является одной из главных задач специального дошкольного образования и обозначены в Целевых ориентирах ДО (п. 1.6). Готовность ребенка к школе – это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов доказывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять, в этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС. Согласно требованиям стандарта, процесс обучения – это поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности.
Проблема. Основная задача нашего педагогического коллектива группы компенсирующей направленности, помочь детям с ЗПР прожить значимый возрастной период становления базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира и мотивированными перейти на следующий уровень образования – школьное обучение. Но как это сделать, учитывая неоднородность и особенности психического, речевого и социального развития детей с ЗПР. Так у одних детей с ЗПР нашей группы наиболее нарушенными оказалась эмоционально-личностная сфера и рассогласованность между вербальным и реальным поведением, дети неадекватно оценивали некоторые ситуации и не видели главных признаков «хороших и плохих» поступков. У других детей, на первый план выступала очень низкая познавательная активность и низкая работоспособность. Дети быстро истощались, отвлекались, была необходима постоянная стимуляция деятельности, помощь. Запас знаний и представлений не соответствовал возрастным показателям.
Дети с ЗПР иначе, чем их нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нём: неадекватно, некритично, часто инфантильно. Не являясь умственно отсталыми в своем развитии, они находятся на более ранней возрастной стадии. Поэтому мы находимся в постоянном поиске педагогических инструментов, обеспечивающих эффективность деятельности дошкольного учреждения в воспитании, обучении и развитии детей с ЗПР.
Планируемый результат. У дошкольников с ЗПР формируются предпосылки учебной деятельности в рамках реализации метода проектов в группе компенсирующей направленности.
II. Содержание
Цель – создание условий для
формирования предпосылок учебной деятельности дошкольников с задержкой психического развития через метод проектной деятельности.
Задачи:
1. Организовать НОД с дошкольниками с ЗПР с применением проектной деятельности в ДОО;
2. Формировать эмоциональную заинтересованность к совместной проектной деятельности, создание развивающей предметно-пространственной среды;
3. Привлечь родителей к процессу формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников через проектную деятельность.
Целевая группа: воспитанники ДОО старшего и подготовительного дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Метод проектной деятельности давно зарекомендовал себя как действенное средство по изучению и закреплению материалов с детьми разных возрастов и с особенностями развития. Мы постарались осветить вопросы, связанные с введением в коррекционно-образовательно-воспитательный процесс метода проекта, во-первых, как средства развития социальных навыков дошкольников в процессе индивидуальных и групповых взаимодействий. Во-вторых, приобретения детьми опыта познавательной деятельности. В-третьих, формирования высокой степени самостоятельности, инициативности детей и их познавательной мотивированности. В-четвертых, применения получаемых детьми знаний в решении практических задач. В совокупности, все перечисленное, способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Эффективность социально-значимых проектов, реализованных нами в течение двух лет («В гостях у Пугало», «Пес Барбос и все, все, все…», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Сказка ложь, да в ней намек…») с точки зрения развития личности ребенка неоспорима:
- разнообразие тематик проектов обеспечивает формирование всех социально-нормативных возрастных характеристик, заложенных в стандартах;
- позволяет объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Любой проект разворачивался из проблемной ситуации. Проблемная ситуация может быть сформулирована как самим ребёнком, так взрослым. Что даёт данный этап ребёнку, как будущему первокласснику: конечно же, активизирует речевую деятельность и развивает коммуникативные навыки: ребёнок учится формулировать и задавать вопросы; учится отвечать на вопросы, рассуждать, слушать и слышать других детей и взрослого, высказывать своё мнение.
Следующий этап - это непосредственная реализация проекта.
Краткосрочный проект «В гостях у Пугало» был реализован с целью более детального и углубленного изучения в реальных условиях овощей и фруктов, развития психо-речевых и познавательных процессов. Дети учились анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения; развивались умения слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу и сознательно подчинять свои действия правилу.
Воспитание у детей любви к животным – прекрасная школа воспитания у детей доброты, сочувствия, чуткости, терпимости. Реализация краткосрочного проекта «Пес Барбос и все, все, все…» закладывает зёрна отзывчивости, способности жалеть, любить, заботиться о животных и играет огромную роль в становлении личности ребенка. Приоритетным направлением стала систематизация и расширение знаний в рамках лексических тем «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные зоопарка»; развитие умения обобщать, сравнивать и анализировать, а также развитие коммуникативных навыков, социально-нравственных качеств и творческих способностей детей. Во время реализации данного проекта дети составляли небольшие связные рассказы о домашнем животном и заучивали стихи о них, используя технологию «мнемотаблиц». Разнообразные ситуации, такие как экскурсия в СЮН, наблюдения за повадками животных, чтение рассказов и сказок, продуктивная деятельность дают большой запас представлений об особенностях домашних животных, пробуждают интерес, любознательность, формируют навык взаимодействия с ними, развивают чуткость, умение понимать другую жизнь, побуждают к сочувствию, воспитывают готовность помогать делом.
Для успешного обучения в школе, дети должны уметь связно выражать свои мысли, эмоции, самостоятельно составлять и пересказывать рассказы, сказки… Дети с ЗПР испытывают трудности при выражении своих мыслей, не могут построить связный рассказ даже о своей матери, ее профессии. С целью расширения словарного запаса, активизации речевой деятельности, а также умения ясно выражать свои мысли и составлять рассказы, мы, реализовали долгосрочный проект «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». Помимо знаний о себе и своей семье, мы старались расширить знания детей о делах, заботах по дому, о профессиональной деятельности, увлечениях, помогали понять детям, что каждая профессия важна и необходима. Воспитывали заботливое, внимательное отношение к своей маме, побуждали детей к посильной помощи в домашней работе (протереть пыль, накрыть на стол, пропылесосить и т.п.), учили выражать благодарность своим матерям за заботу через продуктивную деятельность, что способствовало созданию семейных традиций, теплых взаимоотношений в семье.
Следующая проблема, которую мы решали при помощи проектной деятельности - это ограниченный словарный запас об окружающем мире, о природе родного края. Дети с ЗПР испытывают значительные трудности при выражении своих мыслей, не могут строить диалог, говорить монологом. А приобщение детей данной категории к традиционному русскому фольклору – вообще казалось невыполнимой задачей. Кроме того, проблема нравственного воспитания подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес. Решением данных проблем стал проект – «Сказка ложь, да в ней намёк…» (по сказкам и рассказам К. Д. Ушинского). Целью данного проекта стало формирование, расширение и обобщение знаний у детей о природе родного края, приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре через знакомство с произведениями К. Д. Ушинского; развитие познавательной и речевой деятельности.
К активному участию в реализации проектов привлекаются семьи воспитанников, что позволяет сделать их не только непосредственными участниками жизни группы ДО, но и организовать конструктивное взаимодействие родителей и детей в условиях семьи на основе совместной исследовательской и творческой деятельности.
Проектная деятельность обязательно имеет адресный характер, и каждому ребёнку необходимо и важно почувствовать свою значимость. Результатом работы над проектом является определенный продукт. Итоговым событием каждой темы проекта «В гостях у Пугало» стали: – Проведение учителем-логопедом и учителем-дефектологом интегрированного НОД «На огороде у Пугало», «В саду у Пугало», с участием воспитателя группы; - Видеоролик «Овощная фантазия»; - Видеоролик «Мой любимый фруктовый сок». Кульминацией проекта, на третьем этапе, стало открытое мероприятие развлечение - инсценировка русской народной сказки «Репка». Продуктом деятельности второго проекта стала стенгазета «Мой любимый питомец» и игра-куб в технике скрапбукинг. При работе над третьим проектом «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» – это книга из фотографий мам и рисунков их детей в различных профессиях. Продукт проекта по сказкам К. Ушинского – создание коллективной книжки-сказки К. И. Ушинского «Проказы старухи Зимы», книжки-малышки. По окончании каждого проекта были подготовлены видеоролики реализации проекта.
Ш. Заключение
Проектная деятельность, как способ организации жизнедеятельности детей, отличается своей интегративностью и является технологией развивающего обучения. Проектная деятельность обеспечивает активность детей в образовательном процессе, способствует развитию самостоятельности ребёнка в решении творческих, умственных, художественных и других задач, помогает быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной, то есть быть готовым к продолжению образования. А значит дошкольное образование, основанное на методе проектной деятельности, закладывает фундамент по формированию и развитию у детей дошкольного возраста знаний, умений и навыков для успешного обучения в школе.
Список используемой литературы
1.Ушинский К. Д. Любимые сказки. – М.: ЭКСМО, 2011
2. Журавлева В.Н. Проектная деятельность дошкольников - Волгоград: Учитель, 2009. - 202с.
3. Голуб Г. Б., Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
4.Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2010.
5. Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
6. Фадеева, Ю.А Образовательные проекты в группе для детей с ОНР / Ю.А. Фадеева, И.И. Жилина. – Москва: Сфера, 2012. – 64 с.
7. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
8. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. - (Библиотека практикующего логопеда).
9. Интернет-ресурсы:
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley