Высшая школа делового администрирования
Публикации
2020 (№ 3-16)

Долгополова Е.С. МУЗИЦИРОВАНИЕ В АНСАМБЛЕ КАК ФОРМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Долгополова Елена Сергеевна
учитель музыки, МБОУ "Школа-интернат № 8", г. Саяногорск

Библиографическое описание: Долгополова Е.С. Музицирование в ансамбле как форма коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Современная начальная школа. 2020. № 15. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/15.pdf.

Вопрос о принятии мер по обеспечению адаптации и интеграции детей в здоровый социум является актуальным. Одной из составляющих решения данной проблемы стала организация детского ансамбля ложкарей. Ансамбль - форма активизации и развития музыкальных способностей детей. Коллектив дает возможность почувствовать себя равноценными исполнителями, коллективно творящими музыку.

В чем же заключена польза ансамблевого музицирования? В силу каких причин оно оказывается способным стимулировать общемузыкальное развитие учащихся?

Задача музыкального воспитания по мнению К.Орфа стимулировать и направлять творческую фантазию умение импровизировать сочинять в процессе индивидуального и коллективного музицирования.

К. Орф считает что если ребёнок и не станет музыкантом то творческая инициатива заложенная на музыкальных занятиях скажется во всём что он будет делать в дальнейшей жизни. Орф считал, что элементарное музицирование возможно и необходимо в любом возрасте.

Детское музицирование немаловажно для детей с ограниченными возможностями здоровья расширяет сферу музыкальной деятельности школьников, повышает интерес к урокам музыки, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание обучающегося.

Прикоснувшись к музыке, почувствовав ее красоту, получив уверенность в том, что и сам ребёнок может создавать ее, достигается поставленная цель: ребенок учится любить прекрасное, а значит, становится счастливее.

В процессе занятий решается целый ряд специфических задач:

1.Определенность, устойчивость, правильное ощущение основного темпа, общего пульса ансамбля.

2. Метроритмическая точность исполнения.

3. Ансамблевая выразительность, гибкость фразировки и нюансировки.

4. Динамика в исполнении.

5. Умение органично «вливаться» в общее звучание ансамбля. Динамический баланс.

Ансамбль развивает у ребят коллективное чувство ритма, многоголосный слух, музыкальную память, учит быстрой слуховой ориентации, «вынуждает» ученика включать все свои способности, иначе он будет «выпадать» из коллектива во время игры.

Игра в ансамбле ложкарей необычайно полезна для музыкального развития детей различного уровня музыкальности, техники. Здесь задействованы все психические процессы учащегося, развиваются качества личности:

· Воля

· Внимание

· Память

· Воображение

· Ощущение

· Восприятие

· Мышление

Коллективная форма способствует развитию чувства ответственности, дружбы. Ребята налаживают межличностное, коллективное, художественное общение. Игра в ансамбле заставляет думать не только о своем музыкальном «я», но и быть более чувствительным к своим партнерам.

Например, в случае одновременного вступления или всеобщей паузы очень важен визуальный контакт всех участников. Задача руководителя - это с самого начала репетиции установить атмосферу дружелюбия, сотворчества, сотрудничества, соучастия, сопереживания. Приставка «со-», кстати говоря, в русском языке обозначает то же, что и слово «ансамбль» на французском языке - «вместе». На репетиции необходимо «вживление» своих собственных эмоций переживаний (эмпатия) в общий процесс движения музыки. От руководителя зависит создание возвышенно-эмоционального тонуса у детей, их раскрепощение, формирование желания и умения учиться и достичь.

Музыкальные занятия с небольшой группой имеют огромные преимущества в том случае если педагог имеет дело с детьми у которых недостаточно развиты музыкально-слуховые представления музыкально-ритмическое чувство с застенчивыми детьми, которые смогут проявлять себя творчески но бояться действовать в больших коллективах сверстников или проявляют замкнутость и отчужденность наедине с педагогом (в индивидуальных занятиях).

Таким образом, ансамблевое музицирование наряду с другими коллективными формами музыкальных занятий позволяет более полно учесть как возрастные особенности значительного контингента учащихся так и индивидуальные психические свойства отдельных детей. У нас обучаются дети с расстройствами аутистического спектра, подход к таким детям индивидуальный. Из практики замечено, что занимаясь в ансамбле, такие дети начинают чувствовать себя более раскованно.

В состоянии игрового сотрудничества каждый участник становится более подтянутым, ответственным, прикладывая максимум усилия и внимания.

Немаловажное значение имеет внешний вид участников ансамбля. Костюмы для ансамбля, внешняя праздничность и опрятность, психологическая готовность к выходу на сцену, уровень общения, манера поведения на сцене. То есть азы ансамблево-исполнительской культуры.

Руководителю необходимо организовать работу в коллективе. Увлечь ложкарей, выбрав интересный репертуар, в соответствии с психолого-физиологи-ческими особенностями, музыкально-техническими возможностями детей.

Уровень сложности репертуара определяется возрастом учащихся.

На первом этапе организации и становления ансамбля, дети учатся слышать мелодию и ритм. Произведения должны иметь ярко выраженную мелодию и несложный, ритмически четкий голос.

На втором этапе идет работа над разнообразными ансамблевыми штрихами, однородностью их звучания. Главной художественной задачей этого этапа является воспитание музыкального слуха. Разнообразие репертуара оживляет работу ребят на репетиции, пробуждает неподдельный интерес, дает толчок к новой работе и будущим выступлениям.

К третьему этапу помогают приблизиться соответствующая штриховая техника, развитый полифонический слух, воспитание чувства формы. Дети, посещающие ансамбль, обладают различным уровнем техники, потребностью в звуке, у каждого индивидуально качество звучания, устойчивость интонирования. у каждого ребёнка музыкальные данные индивидуальны, развиваются по-своему, интересы различны. Ансамбль помогает объединить ребят, заставляет «болеть» за общее дело, формирует эстетические музыкальные вкусы, идеалы, взгляды. В процессе работы в ансамбле, происходит постепенное влияние на нравственные и эстетические ценности, формируется отношение к окружающей действительности, к общечеловеческим ценностям.

Направление работы педагогов дополнительного образования в данной области являются актуальными для работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, поскольку данный вид деятельности способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка и сферу музыкальной деятельности школьников. Также участие в музыкальном ансамбле способствует развитию чувства ответственности, дружбы, формированию толерантного отношения к окружающим.

В процессе работы в ансамбле происходит постепенное воздействие на нравственные и эстетические стороны личности, формируется отношение к окружающей действительности, к общечеловеческим ценностям.

Результатом является постоянное успешное участие детского ансамбля в мероприятиях разного уровня. Дети с огромным желанием выступают перед учащимися и сотрудниками школы, воспитанниками детских садов, перед родителями на праздниках и концертах, участвуют в различных мероприятиях городского и республиканского уровня, на фестивалях детского творчества.



Список литературы:

1.Воскресенский С., Киянов Б. Современные эстрадные ансамбли. – Л.: Советский композитор, 1975.

2. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2001.

3. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.