Высшая школа делового администрирования
Публикации
2021 (№ 17-31)

Филиппова Т.С. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, ИЛИ КАК НЕ ЗАБЫТЬ ГЛАВНОГО

Библиографическое описание:
Филиппова Т.С. Функциональная грамотность в начальной школе, или как не забыть главного // Современная начальная школа. 2021. № 31. URL: https://files.s-ba.ru/publ/primary-school/31.pdf.

Есть притча, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она «Чайная церемония». Изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- Прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик.

- Положи чай в чайник – добавил второй.

- Кипящей водой залей чайник – подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

-Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.

Какие методические приёмы мы можем отметить в деятельности учителя? /самостоятельная работа по приобретению знаний, «обучение в сотрудничестве», значимость практических знаний./

Действительно, мудрости учителя можно позавидовать. Он понимал, что

- самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;

- «обучение в сотрудничестве» даёт также положительные результаты, это интерактивный метод; - умение применять знания в жизни, это самое главное, чему мы должны учить детей. Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком «функциональная грамотность школьников».

В отличие от простой грамотности, как возможности личности читать, осознавать, оформлять краткие тексты и совершать простые арифметические операции, функциональная грамотность является другим уровнем познаний. Это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Задача учителя создать условия, обеспечивающие возможность овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Как говорит один из персонажей сказки «Алиса в стране чудес» — Куколка: «Главное – не забывать главного».

Может быть, кто-то усомнится в возможности формирования функциональной грамотности в начальной школе, ведь она включает достаточно «взрослые» виды грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную, компьютерную, финансовую. Кажется, что младшие школьники пока еще далеки от подобного содержания. Да и как за 45 минут дать знания по предмету и выполнить требование стандарта? На самом деле, мы можем сделать очень много, а именно — заложить основы будущей функциональной грамотности. Как сформировать «функционально грамотную личность»? Для выращивания функционально грамотной личности ведущую роль играют не столько предметные результаты, сколько личностные и метапредметные, что полностью соответствует новому стандарту. Это залог успешной адаптации в обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни.

Но как показывают мониторинги, большой процент детей младшего школьного возраста сегодня не могут свободно ориентироваться в тексте; испытывают трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез; не владеют смысловым чтением разных типов текстов; имеют низкий уровень работы с информацией, представленной в графическом виде, низкий уровень моделирующей деятельности, неспособны представить себе жизненную ситуацию, лежащую в основе задачи.

Поэтому уже с 1 класса необходимо включать в уроки задания, формирующие функциональную грамотность. При этом важно учитывать, чтобы задания, которые получают дети, должны быть привязаны к реальности, соответствовать возрасту детей, близки их опыту и окружению. Явно токари и детали, изготавливаемые на станках, проиграют дронам и Minecraft. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре.

Если мы внимательно посмотрим на задания ВПР и других мониторингов по разным предметным областям, то мы увидим, что практически все они содержат иллюстративный материал в виде картинок, диаграмм, схем и графиков. Картинки играют важную роль в жизни младших школьников. «Что за польза от книги, если в ней нет картинок?» — говорит Алиса из знаменитой книги Льюиса Кэрролла.

Поэтому считаю, что первым шагом к формированию функциональной грамотности должны стать картинки, а с ними можно работать с самых первых уроков и в течение всей начальной школы, и это умение пригодится на всех предметах. Его можно сформулировать следующим образом: формировать умение внимательно изучать картинки. Начнём, конечно, с игр, которые мотивируют ребят внимательно рассматривать картинки и запоминать детали. Насколько хороша твоя память? Я вспомнил, что на картинке слово, которое начинается со звука У или «Посмотри на картинку в течение 30 с, затем назови слова, которые начинаются со звука А, или Запомни картинки и по очереди называй с соседом по парте слова, называющие предметы на картинке. Что изменилось?

Также полезными будут задания «Верно-неверно», «Правда – ложь», когда детям дается время рассмотреть картинку, потом закрыть ее и определять по памяти верные и неверные утверждения, например, «На картинке 2 дерева» «На маленьком дереве яблок меньше, чем на большом дереве», «На деревьях растет 9 яблок», «По картинке можно составить математическое выражение 3+6» и т.д. Обязательно включаем соревновательный элемент, можно выбирать самого внимательного ученика на уроке и отмечать его каким-либо «знаком отличия» — звездочкой, флажком на парте.

Подобную дидактическую цель играет и прием «Тайна пропавшего предложения». Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями. Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый. Показываем первую карточку. Ученики читают предложение и стараются запомнить. Через 6-8 секунд убираем карточку. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения. В чем здесь смысл? На самом деле это не просто игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений. В данном примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Буквы в первом предложении диктанта. Их 8. Во втором – 9, в третьем – 10, в четвертом и пятом по 11, в шестом уже 12. То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Также картинки используются для того, чтобы дети, рассмотрев их внимательно, смогли выдвинуть предположение, о чем будет текст или определить главную мысль текста. Простые упражнения с картинками развивают память, внимание и умение сосредоточиться, что является важным метапредметным умением и способствует успешности в школе по всем предметам.

Следующее важное умение, которое нужно формировать уже в начальной школе – это умение читать и понимать несплошной текст, то есть разные способы предъявления информации: таблицы, схемы, диаграммы, графики. Дети овладевают этим умением на уроках чтения, окружающего мира и математики, а его сформированность проверяется на специальных диагностиках метапредметных умений четвероклассников.

Например, дети читают текст и представляют его в форме таблицы, вписывая необходимую информацию. Или дана диаграмма, нужно заполнить таблицу. Творческое задание по афише - записать текст–повествование или объявление и предстоящем мероприятии, составить и записать вопросы, распределить обязанности между героями сказки, совершить покупку с учетом экономии денег.

Какую информацию можно получить из кассового чека. Составь задачу и реши ее.

Рассмотри упаковку продукта и ответь на вопросы.

Выполни арифметический диктант - Какова продолжительность жизни верблюда? На сколько лет слон живет больше, чем крокодил? Во сколько раз продолжительность жизни верблюда меньше, чем у шимпанзе? И т.д.

При работе с календарем, дети используют важные когнитивные способности: внимание и мышление. Какой сегодня день? Какой день недели был 22 ноября 2018 года? Перечислите даты всех суббот января 2020 года. Каким днем был последний день января? Или прочитав исходное предложение и посмотрев на календарь, нужно написать предложения, проведя трансформацию, заменив дату на соответствующее словосочетание (вчера, 3 дня назад, в прошлый вторник и т.д.). Несмотря на то, что чаше всего это грамматические задания, важно, чтобы дети понимали их логику, с чем они в итоге легко справляются.

Одним из средств формирования функциональной грамотности и проверки степени сформированности ключевых компетенций ребенка является использование в работе метода проектов. Учитель обладает способностью инициировать и провоцировать самостоятельную активность обучающихся, бросить вызов их сообразительности и изобретательности. Работа по методу проектов требует от учителя не столько преподавания, сколько создания условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Появление подобных заданий на бесплатной массовой платформе Яндекс.Учебник поможет большому количеству учителей безболезненно начать системную работу над функциональной грамотностью своих учеников. Интересные тексты с лишней и недостающей информацией, красочные брошюры и картинки, графики, объявления – в общем, все, что может попадаться им на глаза и находиться в зоне их внимания в повседневной жизни.

Сегодня появляются различные пособия по функциональной грамотности и скоро их будет столько, что учитель может растеряться и засомневаться в своих способностях учить предмету и одновременно формировать функциональную грамотность. Но скажу, это взаимосвязанный процесс. Поэтому считаю, что задания должны быть уже встроены в УМК и каждый учитель должен понимать, что именно развивает то или иное упражнение и как правильно работать в современных условиях, чтобы средствами каждого предмета вносить вклад в формирование функциональной личности.