Высшая школа делового администрирования
Конференции
Сентябрь 2023

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

Сергеева Марина Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1, г. Ардон


1. Актуальность и перспективность. Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Познавательная активность заставляет искать и находить решение проблем в окружающей ребенка действительности, которые, на первый взгляд, кажутся неразрешимыми. Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому, работая над её формированием и развитием у обучающихся, мною были изучены и проанализированы условия, способствующие её развитию и активизации у младшего школьника:

- обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться;

- исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

- комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;

- обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими детьми упражнений и заданий;

- обучение младших школьников рациональным способам умственной работы;

- эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога (создание доброжелательного и эмоционального фона в работе педагога и учеников; положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность);

- стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности обучающихся со стороны педагога;

- на каждом занятии ребенку должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии) для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

- организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками.

2.Условия формирования опыта. Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию. Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность младшего школьника в различных видах деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Технологии, используемые мною в работе:

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- ИКТ;

- здоровьесберегающие технологии.

Методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- исследовательский;

- проблемное изложение;

- поисковый

- метод проекта.

Формы работы:

- общеклассная;

- парная;

- индивидуальная.

Средства деятельности:

- словари и энциклопедии;

- технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся;

- раздаточный и дидактический материал;

- печатные пособия;

- икт, презентации.

3 Теоретическая база опыта. Проблема развития познавательной активности в различных аспектах рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Она нашла свое отражение в трудах Б.В. Ананьева, А.Л. Леонтьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной, Н.Г. Морозовой, В.А. Крутецкого.

Наиболее полное освещение имеющиеся подходы к проблеме формирования познавательной активности получили в трудах Г.И. Щукиной, где проблема исследовалась в общедидактическом масштабе.

В трудах ученых-педагогов была рассмотрена структура познавательной деятельности школьника, ее функции, методы и приемы активации, критерии и уровни познавательной активности и самостоятельности.

В своей работе с целью развития познавательной активности младшего школьника я использую средства.

1.Технология проблемного обучения позволяет формировать познавательные интересы обучающихся. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Проблемно-диалогическое обучение предполагает использование индивидуальной, парной, фронтальной форм обучения

2. Кроме проблемно-диалогического обучения в своей работе я использую и другие технологии. Так в 1-2 классах я часто обращалась к игровой технологии, ведущим методом которой является игра. Ведь переход от игровой деятельности, к учебной происходит очень болезненно. Детям тяжело сконцентрировать свое внимание, у них еще нет целенаправленной деятельности к учению, а утомляемость повышается. В своей практике использую разнообразные предметные дидактические игры: например, «Рассели животных в домики», «Чьи детёныши?», «Рыболов», «Веселый счет», «Какое слово лишнее?», “Цепочка слов”, «Назови одним словом»,

Для развития познавательного интереса у обучающихся использую разнообразный занимательный материал: загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, задачи в стихах, головоломки, задания на сообразительность, логику. Дети с удовольствием решают эти творческие задания. Расширяется кругозор, развивается и обогащается речь детей.

3. Современным средством формирования устойчивой положительной мотивации учения считаю использование информационно-коммуникационных технологий. Их активное внедрение на различных уроках в начальной школе способствует, во-первых, осознанному усвоению знаний у обучающихся, во-вторых, помогает развивать метапредметные умения обучающихся: ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. В результате на уроках я использую разные формы применения ИКТ: презентации; тренажёры; физминутки;·тесты;·развивающие игры;·музыкальное сопровождение уроков;·использование возможностей Интернет сообществ;

4. Помимо информационно-коммуникационных технологий на каждом своем уроке не забываю применять элементы здоровьесберегающих технологий: это снижение нагрузок на уроках, дозированные домашние задания, физкультминутки, смена позиций обучающихся, динамические паузы, беседы и КВН на валеологические темы.

5. Ещё одним современным и развивающим средством познавательной активности считаю коллективные способы обучения. КСО - такая организация учебного процесса, при котором обучение осуществляется путем общения в «динамических парах» (со сменным составом), когда каждый учит (проучивает) каждого. Активное взаимодействие обучающихся с учителем и друг с другом облегчает усвоение материала.

4 Технология опыта. Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Так, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли: П. Я.Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А.Венгер, Д. Б.Эльконин, В. В.Давыдов и др. Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л. В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников. Идея заключается в развитии познавательной активности обучающихся на уроках средствами развивающих упражнений, использованием игровых моментов. Вовлечение в активную работу всех обучающихся происходит путём развития познавательных функций. В своей деятельности использую методы и приёмы обучения, средства, которые развивают познавательный интерес у обучающихся с ОВЗ на уроке и во внеурочной деятельности:

- принцип преемственности;

- работа в парах;

- использование задач практического содержания;

- проблемное обучение

- дифференцированный подход;

- использование занимательного материала;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- дидактические игры;

- использование ИКТ;

Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются:

- игровая деятельность;

- создание положительных эмоциональных ситуаций;

- проблемное обучение.

Перед собой я поставила цели:

- в аспекте обучения – развитие познавательной активности обучающихся в качественном усвоении содержания учебного материала;

- в аспекте развития – формирование произвольности познавательных процессов, организационно – деятельностной культуры;

- в аспекте воспитания – осознание необходимости саморазвития.

Задачи:

- способствовать развитию познавательных потребностей и способностей младших школьников;

- создать условия для обучения детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;

- развивать способности обучающихся, управлять познавательными процессами (вниманием, мышлением, памятью, воображением).

5. Анализ результативности опыта.

Развитие познавательных интересов на уроках и во внеклассной работе показало, что у школьников повысилась мотивация учения, повысился интерес к учебным предметам. Проводимая работа позволяет получать до 100% успеваемости обучающихся, развивает творческие способности детей, создает условия для развития самостоятельности обучающихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, следовательно, повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет. Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности обучающихся и заметен качественный рост личности ученика. Количественные результаты работы – это качество знаний обучающихся, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности обучающихся. У детей безболезненно проходит период адаптации к школе, ребята ощущают себя полноправными членами классного коллектива с его правами и обязанностями. Анализ знаний обучающихся за 5 лет показал, что учебный материал обучающимися усвоен. Качество знаний стабильно устойчивы. Средний балл по предметам составляет от 4,1до 4,5 балла; качество знаний от 50 % до 100 %.

6. Трудоёмкость опыта.

Для эффективного внедрения данного опыта учитель, прежде всего, сам должен стремиться повышать заинтересованность познавательной активности каждого ребенка. Организация такого воспитательного и образовательного процесса требует от учителя совместной работы с родителями детей, умение вовлекать их в активную совместную деятельность, налаживать связь с социумом. Если организация работы по созданию индивидуальных условий для развития детей с личной активной познавательной потребностью в начальной школе будет организована должным образом, то она обязательно должна вывести ученика и учителя на новый высокий уровень самопознания. Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

1) Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

2) Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

7. Адресность опыта.

Описанный мною педагогический опыт можно использовать всем учителям начального звена, реализующим любую образовательную программу. Может быть использован при планировании урочной и внеурочной деятельности учителями начальных классов в целях сопровождения индивидуального развития обучающихся с опорой на выявление и поддержку сильных сторон (талантов) личности ребенка; при планировании воспитательной работы классными руководителями.